25 апреля 2024 года
Финансы № 5 Май 2017 — 21 апреля 2017

Перспективы туманны, но они есть

Версия для печати 1269 Материалы по теме
Перспективы туманны, но они есть

Самые актуальные и острые проблемы экономического и социального развития страны обсудили участники крупнейшего в России академического форума — Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества». Восемнадцатая по счету встреча экспертов проходила 11–14 апреля 2017 года в Москве, в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).

Форум собрал на одной площадке теоретиков и практиков, представителей власти и бизнеса, российских и зарубежных специалистов. Это придало их диалогу особую разносторонность и глубину.

В рамках конференции состоялось 240 сессий, тематика которых включала вопросы политики и государственного управления, глобального развития и региональной интеграции, экономики и финансов, социологии и права, культуры и образования. Основой для дискуссий стали аналитические материалы, подготовленные Центром стратегических разработок (ЦСР), а также доклады спикеров, каждый из которых содержал результаты оригинального научного исследования, выполненного с использованием современной исследовательской методологии (таково было одно из условий принятия доклада оргкомитетом конференции).

Экономике — дерегулирование и децентрализацию

Доклад председателя Совета ЦСР А. Л. Кудрина, состоявшийся в рамках первого экспертного обсуждения и посвященный перспективам роста российской экономики, задал тон всей конференции.

«Темпы роста ВВП в 1,5–2 процента, обещанные экспертами до 2020 года, не могут нас удовлетворять, — подчеркнул Кудрин. — А достижение более высоких темпов роста невозможно без преодоления структурных проблем российской экономики». В их числе он назвал:

зависимость от нефти (государство по-прежнему никак не может диверсифицировать свою экономику);

слабое состояние госуправления (у правительства нет четкой программы действий, что является важным фактором неопределенности, в частности для инвесторов);

снижение численности трудоспособного населения (в ближайшие 15 лет оно сократится еще на 10 миллионов, и повышением пенсионного возраста эту проблему не решить);

санкции (они закрыли российским компаниям выход на внешний рынок, препятствуют обмену промышленными новинками, что ведет к технологическому отставанию российской экономики).

Способы поднять темпы роста экономики до 3–4% есть. Но для этого надо делать ставку не на потребление домохозяйств, как в предыдущие годы, а на увеличение инвестиций в основной капитал и рост производительности труда (как минимум в два раза).

По мнению Кудрина, реальный эффективный курс рубля будет расти, и к 2020 году девальвационный эффект для экономики нивелируется. Когда внутренний спрос уже не сможет поддерживать экономический рост, России придется активно наращивать экспорт. К 2033 году он должен превысить импорт. Но доля оборудования в экспорте должна существенно вырасти (с нынешних 8,3 до 30%), а доля нефти и газа — снизиться (с 52 до 37%).

Без достижения этих целей России не стать конкурентоспособной. Однако без доверия населения и инвесторов к государству на успех можно даже не надеяться.

Сегодня российский бизнес буквально парализуется огромным числом контрольно-надзорных мероприятий. Необходимы принципиальные реформы: системы госуправления, кадровой политики, административных процессов. Нужны дерегулирование и децентрализация. Однако пока все происходит ровно наоборот: с 2003 года количество функций и полномочий госорганов удвоилось.

В обсуждении выступления Кудрина приняли участие ректор НИУ ВШЭ Я. И. Кузьминов, первый заместитель председателя Центрального банка РФ К. В. Юдаева, президент НИУ ВШЭ и РСПП А. Н. Шохин, ректор РАНХиГС В. А. Мау, член совета директоров Бинбанка, профессор НИУ ВШЭ О. В. Вьюгин. Все они в целом согласились с основным докладчиком.

Лишь министр финансов РФ А. Г. Силуанов высказал ряд возражений. По его словам, сегодняшняя ситуация в России «не так плоха»:

в 2017 году правительство ожидает прирост ВВП до 2% (несмотря на то что в 2016-м он сократился на 0,2%);

в России имеется устойчивая база для инвестиций, крепкий платежный баланс, нет пузырей на финансовом рынке;

стабильно уменьшается зависимость от нефти и газа;

снижается инфляция (в 2017 году она, как ожидается, будет менее 4%);

у правительства «есть четкая программа» для сбалансирования бюджета в новых макроэкономических условиях.

Чтобы стимулировать дальнейший рост экономики России, продолжил Силуанов, нужно:

обеспечить предсказуемость макроэкономических параметров и налоговой политики (государство планирует упростить налоговое администрирование и упорядочить неналоговые платежи);

внимательнее относиться к человеческому капиталу (в частности, активнее преобразовывать сферы образования и здравоохранения, которые пока не оправдывают те значительные объемы бюджетных средств, которые вкладывает в них государство);

значительно повысить производительность труда, прежде всего в госкорпорациях и бюджетном секторе, чтобы государство могло получать больше дивидендов («В нынешних условиях, когда государство не повышает налоговую нагрузку, мы вправе требовать от госкомпаний как минимум половины прибыли, которая подлежит распределению», — подчеркнул Силуанов.)

Однако в заключение министр все же признал, что структурные реформы стране действительно необходимы. И пообещал, что предложения ЦСР, прозвучавшие в ходе XVIII Апрельской конференции, будут учтены при формировании программы действий правительства на ближайшую перспективу.

Образованию — средства и четкую стратегию

В этом году особое внимание участников конференции было уделено вопросам развития науки и образования. Эти темы не раз звучали даже в тех аудиториях, где обсуждались далекие от них области. Что уж говорить о специализированных круглых столах и семинарах «Наука и инновации», «Форсайт в сфере науки и технологий», «Научно-техническая и инновационная политика», «Развилки и перспективы развития российского образования», а также сквозной (работавшей на протяжении всех четырех дней) секции «Оценка эффектов в трансформациях образования».

В их работе приняли участие такие известные мировые эксперты, как:

Андреас Шляйхер (руководитель Директората по образованию и компетенциям ОЭСР, создавший в 1999 году исследование PISA), выступление которого было посвящено «глобальным тенденциям в трансформации национальных систем образования» и тому, каким будет образование в 2035 году;

Брайан Макколл (Мичиганский университет), рассказавший, «как добиться повышения уровня образования населения»;

Томмазо Агазисти (Миланский технический университет), выступивший по теме «Оценка достижений и эффективности образовательных организаций в международной перспективе — концепции, методы и примеры в начальном, среднем и высшем профессиональном образовании»;

Гао Баоли (помощник президента Китайской академии педагогических исследований), доклад которого назывался «Модернизация образования в КНР: теоретические исследования и практические попытки».

В ходе последующих дискуссий их участники пытались выяснить, почему реформы образования в России не поддерживаются населением, как добиться того, чтобы образовательная система из статьи расходов превратилась в фактор развития национальной экономики, и как преодолеть социальное неравенство в образовании.

Совершенно неразрешимыми поначалу казались проблемы стратегического управления в российском образовании и вопросы финансовой устойчивости образовательных организаций. А необходимые условия и базовые предпосылки для успешных реформ складывались в нескончаемый список. Тем не менее экспертам удалось прийти к консенсусу и сформулировать несколько идей по реформированию системы российского образования. Среди них можно выделить следующие.

1. Превращение образовательного потенциала России в ее капитал. Каким образом? Один из способов предложил руководитель Департамента образования Москвы И. И. Калина. Для того чтобы дети учили все предметы до окончания 11‑го класса, можно ввести один дополнительный ЕГЭ. А какой именно придется сдавать, определять путем жребия ближе к концу учебного года.

2. Определение точек роста. Так, десять лет назад, в условиях крайне ограниченных бюджетных ресурсов, начинался приоритетный национальный проект «Образование», напомнил помощник Президента РФ А. А. Фурсенко.

3. Перераспределение производительных расходов — образования, здравоохранения и науки. Сделать это предлагается за счет ряда налоговых льгот, отмены нефтегазовых экспортных пошлин, а также повышения НДС в обмен на снижение социальных платежей. Как сказал ректор Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России С. Г. Синельников-Мурылёв, «нет таких быстрорастущих стран, которые вкладывали бы в науку, образование, здравоохранение мало».

В. И. МААНДИ

Фото пресс-службы НИУ ВШЭ

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно