25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3151 Материалы по теме
Добиться бюджетной сбалансированности нам помогло как улучшение экономической ситуации в 2016 году и прогнозируемый рост доходов в текущем году, так и работа, проводимая правительством области по мобилизации всех имеющихся ресурсов
Исполнение бюджета идет по плану

Основная особенность бюджета субъекта РФ 2017 года — он бездефицитный. Впервые за много лет бюджет Нижегородской области сформирован с небольшим профицитом — 1,7 миллиарда рублей, и сейчас в регионе началась работа по снижению государственного долга. Причем реализуется задача по уменьшению не только процентного отношения госдолга к собственным доходам, но и непосредственно его объема.

Ольга Юрьевна СУЛИМА, министр финансов Нижегородской области

Добиться бюджетной сбалансированности нам помогло как улучшение экономической ситуации в 2016 году и прогнозируемый рост доходов в текущем году, так и работа, проводимая правительством области по мобилизации всех имеющихся ресурсов.

Рост доходов обеспечен в первую очередь увеличением поступлений налога на прибыль от крупных налогоплательщиков. В последнее время прирост по этому налогу составляет ежегодно 20% — в 2017 году дополнительные поступления ожидаются в основном от организаций банковского и предприятий оборонного секторов. Кроме того, пропорционально росту фонда оплаты труда растут поступления НДФЛ.

Правительством на постоянной основе организовано взаимодействие с крупными налогоплательщиками, входящими в интегрированные структуры. Ведется работа с предприятиями, направленная на увеличение размера заработной платы работающих, предотвращение выплаты теневой заработной платы, на снижение недоимки по налогам. В регионе проводятся мероприятия по разграничению земель в собственность области, инвентаризации имущества, находящегося в государственной собственности, и включению неиспользуемого имущества в план приватизации, а также изыскиваются резервы по другим налоговым и неналоговым источникам.

В результате динамика по налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета выглядит следующим образом: 2015 год — 129,2 миллиарда рублей, 2016 год — 143,9 миллиарда рублей, уточненный план доходов на 2017 год составляет 149,7 миллиарда рублей.

Исполнение консолидированного бюджета области в текущем финансовом году пока складывается неплохо, в пределах спрогнозированных и утвержденных параметров, как по доходам, так и по расходам.

За четыре месяца консолидированный бюджет получил доходы в объеме 52,9 миллиарда рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы составили 46,1 миллиарда рублей, или 31% годового плана.

Мы рассчитываем, что в 2017 году будет продолжена появившаяся в 2015 году тенденция опережающего роста доходов над расходами. Это позволит исполнить в запланированных объемах все обязательства бюджета по выплате повышенной заработной платы работникам бюджетной сферы в рамках исполнения майских указов Президента РФ, выплате социальных пособий гражданам, строительству новых школ, подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Государственный долг области по состоянию на 1 мая 2017 года составил 72,3 миллиарда рублей. С начала текущего года объем долга уменьшился на 6,1 миллиарда рублей, или на 8%. Отношение объема долга к доходам областного бюджета без учета безвозмездных поступлений составило 61%, то есть долг находится на экономически безопасном уровне.

Его структура является хорошо диверсифицированной — 95,5% составляют среднесрочные и долгосрочные заимствования, что также позволяет минимизировать риски наступления пиков платежей и оперативно управлять ликвидностью бюджета.

Проводится большая работа по рефинансированию дорогих кредитных ресурсов на более дешевые, в том числе за счет привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий, краткосрочных казначейских кредитов, бюджетных кредитов из федерального бюджета. Кроме того, мы успешно размещаем облигационные займы (в 2016 году разместили уже одиннадцатый заем).

По итогам исполнения бюджета 2016 года долговая нагрузка на бюджет была снижена по сравнению с началом 2016 года на четыре процентных пункта (с 73 до 69 %). А начиная с 2018 года мы планируем выйти на уровень, не превышающий 50%.

Оптимизация расходов

Что касается оптимизации расходов, планомерная работа в этом направлении осуществляется правительством области не первый год. Проведена работа по ликвидации и реорганизации неэффективных учреждений бюджетной сферы (укрупнение учреждений, присоединение узкопрофильных учреждений к крупным, сокращение малокомплектных учреждений там, где это возможно без ущерба для получения гражданами услуг и др.). Проанализированы неиспользуемые основные фонды учреждений с последующей передачей их в казну либо сдачей в аренду. Усилена работа по привлечению средств из внебюджетных источников (оказание дополнительных услуг на платной основе, аренда).

Оптимизирована численность государственных гражданских служащих, в том числе за счет реорганизации органов власти путем слияния отдельных министерств, введен мораторий на увеличение численности государственных служащих, сокращены расходы на фонд оплаты труда и командировочные расходы.

Инвентаризация расходов органов исполнительной власти и подведомственных государственных учреждений (без учета расходов на заработную плату и на оплату коммунальных услуг) позволила оптимизировать расходы при формировании бюджета на 2017 год на 10% и до 20% соответственно. Проведение в органах исполнительной власти и подведомственных государственных учреждениях мероприятий, направленных на энергосбережение, позволило оптимизировать расходы на коммунальные услуги на 5%.

Прозрачность бюджетного процесса

Прозрачность и открытость бюджетного процесса, а также доступность информации для населения является в настоящее время очень важной составляющей работы органов государственной власти области. С 2013 года регулярно формируется и размещается на сайте Министерства финансов области mf.nnov.ru информационный сборник «Бюджет для граждан».

Мы ввели в действие и развиваем отдельный интернет-портал «Бюджет для граждан» mf.nnov.ru:8025, который предназначен для информирования населения в доступной форме о бюджетных и социально-экономических показателях нашей области. Эта система посредством современных информационных технологий позволяет сделать бюджетный процесс понятным для жителей региона, а решения власти о расходовании бюджетных средств прозрачными.

На портале уже второй год мы проводим публичные слушания по проекту бюджета в онлайн-режиме, тем самым давая возможность жителям области стать участниками публичных слушаний по бюджету без физического присутствия. Это позволило значительно увеличить аудиторию публичных слушаний — в 2015 году тысяча человек приняли участие, в 2016 году зарегистрировались уже 1,5 тысячи.

Развивается в регионе и еще один отдельный портал — «Аналитический центр», предусматривающий автоматическую обработку и анализ показателей по консолидированному, областному и местным бюджетам в постоянном режиме. Этот ресурс предназначен для использования специалистами органов исполнительной власти и органов МСУ, а также экспертами.

В докладе Минфина России о лучшей практике развития проекта «Бюджет для граждан» в субъектах РФ и муниципальных образованиях, опубликованном в 2017 году, Нижегородская область значится в числе лидеров по двум позициям:

  • полнота охвата бюджетного процесса;
  • расширение объема информации, представленной с учетом интересов целевых групп граждан.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно