Электронная Россия № 7 Июль 2017 — 07 Августа 2017

Влияние информатизации на эффективность управления общественными финансами

Версия для печати 1295 Материалы по теме
Влияние информатизации на эффективность управления общественными финансами

Ростовская область на протяжении ряда лет реализует реформы в сфере государственных финансов, которые затрагивают организацию бюджетного процесса, его открытость и прозрачность для населения, контроль за расходованием бюджетных средств. Эффективная реализация этих реформ требует постоянного повышения уровня автоматизации деятельности финансовых органов. Сегодня в регионе создана единая автоматизированная система управления общественными финансами, в основе которой лежит централизованный подход к планированию и исполнению бюджета. В статье рассмотрен опыт централизации бюджетного процесса в Ростовской области.

Лилия Вадимовна ФЕДОТОВА, заместитель губернатора Ростовской области — министр финансов

Министерство финансов области приступило к реализации проекта по созданию и внедрению единой автоматизированной системы управления общественными финансами еще в 2013 году. На тот момент в регионе отсутствовало единое хранилище информации, содержащей детализированные данные о планировании и исполнении бюджета в разрезе каждого участника бюджетного процесса. Кроме того, не были решены вопросы исключения дублирования операций по многократному вводу и обработке данных. Для решения этих и других проблем министерство приняло решение о необходимости автоматизации всего процесса управления общественными финансами Ростовской области. Данный проект был успешно реализован в 2014 году.

Однако сложившаяся в последние годы экономическая ситуация потребовала пересмотреть подход к управлению финансами. Сегодня очевидно, что регионам необходимы такие проекты, которые приносят счетный и прогнозируемый результат в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Управленческие системы регионального уровня, слабо связанные с муниципальными системами, приводят к непрозрачности многих процессов, увеличению затрат, существенному затруднению в принятии обоснованных управленческих решений. Разрешить такую задачу под силу централизованным учетным системам. Поэтому нами было принято решение о внедрении централизованной модели планирования и исполнения бюджета в рамках единой автоматизированной системы управления общественными финансами. Исполнителем проекта стала Компания «Бюджетные и Финансовые Технологии».

Проект обеспечил централизацию хранения и обработки всей информации о планировании и исполнении как областного бюджета, так и бюджета каждого отдельного муниципального образования в одном месте (в одной базе данных). При этом формирование и исполнение бюджетов муниципальных образований региона реализованы как независимые процессы в рамках интегрированного процесса в масштабах всего субъекта РФ по принципу коллективной работы с единым хранилищем данных.

Сегодня в едином информационном пространстве объединены более 10 тысяч участников бюджетного процесса из 462 муниципальных образований Ростовской области:

  • Министерство финансов Ростовской области;
  • финансовые органы муниципальных образований Ростовской области;
  • главные распорядители бюджетных средств, администраторы доходов бюджета и администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
  • автономные, бюджетные и казенные учреждения.

Важным преимуществом стала автоматизация и унификация документооборота каждого этапа по исполнению бюджета: от заведения заявки на расходование средств до момента отправки платежа с единого счета бюджета или подразделения. Сегодня все участники бюджетного процесса субъекта Федерации и муниципальных образований работают по единым нормам и правилам в соответствии с последними законодательными изменениями, что значительно упрощает и ускоряет работу сотрудников финансовых органов и учреждений Ростовской области: исключается некорректное заполнение, дублирование и многократный ввод информации, обеспечивается единообразие документов. Использование электронного документооборота и электронной подписи позволяет оперативно проводить процесс согласования между участниками бюджетного процесса и получать различные виды финансовой и аналитической отчетности в режиме реального времени.

Любая информация, которая хранится в единой базе данных системы планирования и исполнения бюджета Ростовской области, может быть оперативно представлена руководству, а также иным официальным лицам, в том числе контрольным органам. Данные формируются с любой степенью детализации: от общего отчета по различным критериям исполнения консолидированного областного бюджета до конкретных показателей расходной и доходной частей бюджета каждого отдельного муниципалитета области.

Централизованный подход позволяет отслеживать текущие потребности и обязательства подведомственных учреждений, оперативно распределять между бюджетами разных уровней выделенные финансовые средства, а также контролировать целевое расходование выделенных средств на муниципальном уровне. Такая модель обеспечивает своевременное финансирование и исполнение поставленных перед регионом целей и задач.

Подводя итог, хочется отметить, что единая автоматизированная система управления общественными финансами Ростовской области стала мощным и надежным инструментом, который позволил нам повысить прозрачность бюджетного процесса, существенно снизить временные и трудовые затраты, в том числе и специалистов министерства за счет непосредственного подключения к работе главных распорядителей бюджетных средств, муниципальных образований и государственных и муниципальных учреждений.

23.png

Вместе с тем мы не планируем останавливаться на достигнутом. Система управления общественными финансами Ростовской области предоставляет широкие возможности и по дальнейшему совершенствованию финансовых процессов. На перспективу — это получение более информативной отчетности, а также дальнейшая интеграция с федеральными информационными системами.

Поделиться