XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
6 июня 2024 года
Экономика № 7 Июль 2017 — 16 июля 2017

Поддержка местных инициатив как инструмент развития территорий

Версия для печати 2877 Материалы по теме
Поддержка местных инициатив как инструмент развития территорий

Развитие различных форм участия населения в решении вопросов местного значения сегодня чрезвычайно актуально для России. В Оренбургской области этому направлению деятельности тоже придается очень большое значение.

Антонина Владимировна ВЕЛИЧКО, начальник отдела анализа финансового менеджмента Министерства финансов Оренбургской области

Всвоей практике мы выделяем три формы привлечения граждан к решению вопросов местного значения:

  • социально значимые мероприятия (наказы избирателей);
  • народный бюджет на муниципальном уровне;
  • инициативное бюджетирование на региональном уровне.

Наказы избирателей

Первая форма используется в нашем регионе уже несколько лет, и результаты подтверждают эффективность этого механизма. Сегодня социально значимые мероприятия, или наказы избирателей, стали важным и мощным инструментом реализации проблем муниципальных образований. С 2011 по 2016 год мы отобрали и профинансировали из областного бюджета 2,7 тысячи инициатив на общую сумму 1,2 миллиона рублей. Предложения касались благоустройства территории школ, парков и скверов, ремонта детских садов и школ искусств, приобретения спортинвентаря, медицинского оборудования и т. д. В регионе нет муниципалитета, где не реализовывались бы социально значимые мероприятия.

Народный бюджет

Муниципальные образования области используют и свой механизм поддержки инициатив населения — это реализация проекта «Народный бюджет». Минфин области стоял у истоков формирования данного направления. Смысл проекта — распределение на конкурсной основе части средств местного бюджета. В начале 2016 года мы разработали и рекомендовали муниципалитетам к применению модель нормативного правового акта для внедрения народного бюджета. В результате данное направление активно поддержали и реализовали шесть муниципальных образований области. Общая стоимость проектов, отобранных населением, составила 16,7 миллиона рублей. В 2017 году общее количество муниципальных образований, нормативно закрепивших положение о реализации «Народного бюджета», возросло до 23, что составило 55% от общего количества городских округов и муниципальных районов области.

Поддержка местных инициатив региональным бюджетом

Третье, новое для нас направление — поддержка местных инициатив региональным бюджетом. В 2016 году Оренбургская область вошла в перечень регионов — участников федерального проекта «Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации в 2016–2018 годах». Проект реализуется в рамках международного соглашения между Минфином России и Всемирным банком.

Нами была проведена серьезная работа по созданию необходимой для этого нормативной правовой базы. Организовано взаимодействие с муниципальными образованиями области, проведено общественное обсуждение и депутатские слушания подловленных проектов нормативных правовых актов, а также ряд обучающих выездных семинаров с главами поселений. Внедрение инициативного бюджетирования в Оренбургской области в 2017 году реализуется посредством проектного управления.

В областном бюджете на 2017 год на эти цели заложено 30 миллионов рублей. Мы на конкурсной основе отобрали 32 инициативы жителей сельских поселений из 15 муниципальных районов области и на реализацию каждой направим до миллиона рублей средств областного бюджета. Наибольшую активность проявили жители сельских поселений западной и центральной частей нашего региона.

Если говорить о типологии проектов, то жители отдали свое предпочтение ремонту дорог. На втором месте ремонт водопровода и благоустройство парков и скверов. На третьем — спортивные площадки (рисунок 1).

28-01.png

Общая стоимость проектов составила 46,7 миллиона рублей. При этом вклад областного бюджета — 62% от их стоимости. Для реализации проектов планируется привлечь следующие источники финансирования: субсидия из областного бюджета — 28,8 миллиона рублей; средства бюджетов поселений — 12 миллионов рублей; средства населения — 3 миллиона рублей; средства спонсоров — 2,9 миллиона рублей.

Степень вовлечения жителей в процесс выбора проекта составляет 9% от общей численности сельских поселений, прошедших конкурсный отбор (7,7 из 89,1 тысячи человек). При этом число благополучателей составило 45%, или 40,3 тысячи человек. Много это или мало? Рассудит время. Мы планируем продолжать внедрять данную практику на территории всей Оренбургской области. Но для себя ставим задачу расширить охват вовлечения жителей.

Особенностью проекта поддержки местных инициатив сельского населения в нашей области является то, что минимальный взнос жителей поселения в реализацию проекта установлен в размере 5% от суммы запрашиваемой субсидии из областного бюджета, а не от стоимости проекта. Это значительно снижает порог прохождения конкурсной документации. Мы осознанно пошли на этот шаг, поскольку главная цель — вовлечение жителей в бюджетный процесс.

Назову еще несколько интересных моментов, которые мы отметили в процессе оценки реализации проекта поддержки местных инициатив сельского населения (рисунок 2). Среднее значение планируемого взноса жителей сельского поселения на реализацию проекта составило 95 тысяч рублей, или 10,4% от суммы запрашиваемой субсидии из областного бюджета. Пороговое значение при этом превышено в два раза.

28-02.png

Среднее значение планируемого уровня софинансирования проекта со стороны бюджета сельского поселения составило 375,1 тысячи рублей, или 39,1% от суммы запрашиваемой субсидии из областного бюджета. Пороговое значение было превышено почти в четыре раза.

Обязательный минимальный уровень софинансирования проекта со стороны организаций и других внебюджетных источников установлен не был. Однако среднее значение планируемого взноса спонсоров составило 89,2 тысячи рублей, или 10,1% от суммы запрашиваемой субсидии из областного бюджета.

По правилам размер субсидии на реализацию одного проекта составляет не более миллиона рублей. Так, средний объем запрашиваемой областной субсидии составляет 899,6 тысячи рублей. При этом у проектов 23 сельских поселений минимальное значение — 332,7 тысячи рублей, а максимальное — миллион рублей.

Сельский староста поможет

В настоящее время в нашем регионе насчитывается 1708 населенных пунктов, в 515 из них, а это 30,5% от общего числа населенных пунктов области, действуют старосты. Сельский староста как гражданин с активной жизненной позицией становится тем идейным лидером, который готов повести за собой и организовать жителей села, проявить инициативу по развитию общественной инфраструктуры.

В заключение хотелось бы отметить, что мы делаем акцент не столько на финансовой составляющей, сколько на вопросах развития общественного движения, гражданской активности населения. Развитие города, района или села невозможно без участия самих жителей. Будь то инициативное бюджетирование или социально значимые мероприятия. При этом люди не просто выражают свои пожелания, но и разделяют ответственность за принятые решения вместе с местной администрацией.

Новые рабочие места

Реализация проектов инициативного бюджетирования позволяет не только вовлекать население в бюджетный процесс и развивать общественную инфраструктуру, но и создавать рабочие места. Так, например, в Подольском сельсовете Красногвардейского района после реализации проекта по развитию физической культуры и спорта будут трудоустроены три человека (инструктор по стрельбе, инструктор по настольному теннису и уборщик помещений). В Новоникольском сельсовете Грачевского района после ремонта водопровода потребуется слесарь для его обслуживания. В сельсоветах Александровского, Бузулукского, Илекского и Шарлыкского районов после благоустройства парков и скверов трудоустроятся пять человек — рабочие по комплексной уборке.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно