XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
6 июня 2024 года
Финансы № 7 Июль 2017 — 25 июля 2017

Сохранить и преумножить

Версия для печати 2105 Материалы по теме
Сохранить и преумножить

В ежегодном муниципальном конкурсе, который проводят журнал «Бюджет» и Союз финансистов России, города и районы Оренбургской области из года в год занимают самые высокие места. Немалая заслуга в этом принадлежит региональному финоргану, которому удалось наладить плодотворное сотрудничество с муниципальными образованиями и добиться ежегодного повышения качества управления финансами на местном уровне.

Татьяна Геннадьевна МОШКОВА, министр финансов Оренбургской области

Укрепление экономического потенциала региона

В Оренбургской области разработаны и действуют документы долгосрочного стратегического планирования. Это — Стратегия развития региона до 2020 года и на период до 2030 года, Стратегия инвестиционного развития до 2020 года и бюджетный прогноз на долгосрочный период до 2030 года.

Основная цель долгосрочного бюджетного прогноза — достижение конечных результатов за счет имеющихся бюджетных возможностей. Задача же состоит в увязке проводимой бюджетной политики с планами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения.

При формировании и реализации бюджетной политики на долгосрочный период Министерство финансов Оренбургской области исходит из необходимости решения следующих основных задач:

  • бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации государственной социально-экономической политики;
  • необходимо обеспечить бюджетную устойчивость и общую макроэкономическую стабильность;
  • необходимо повысить качество предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг.

Также требуется реализация нового этапа развития межбюджетных отношений. Ключевой стратегической задачей является расширение самостоятельности и ответственности органов государственной власти региона и органов местного самоуправления.

В долгосрочном периоде должны осуществляться мероприятия по совершенствованию бюджетного процесса, развитию системы управления государственным долгом, имуществом, финансовыми активами.

Важно усилить государственный внешний и внутренний финансовый контроль за деятельностью органов исполнительной власти, других главных администраторов бюджетных средств по обеспечению целевого и результативного использования бюджетных средств.

Реализация долгосрочного бюджетного прогноза направлена на повышение темпов роста экономики Оренбургской области, развитие малого и среднего предпринимательства, рост инвестиционной активности, повышение доступности банковского кредитования, улучшение делового климата, развитие реального сектора экономики.

Бюджетная политика в непростых экономических условиях

На протяжении ряда лет основную часть доходов областного бюджета обеспечивают поступления налога на прибыль организаций, НДФЛ, налога на имущество организаций и акцизов по подакцизным товарам. На их долю в 2016 году приходилось 93,7% всех налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.

Но тенденция такова, что в непростых экономических условиях поступления основных доходных источников областного бюджета снижаются.

35.png

В 2016 году в изменившейся экономической ситуации правительством области был оперативно осуществлен комплекс мер, обеспечивший своевременную подстройку бюджета в части расходов. В течение всего прошедшего года действовал режим особого бережливого подхода к расходованию бюджетных средств. Нам пришлось отказаться от наиболее затратных статей расходов, таких как приобретение, ремонты, капитальные вложения. В приоритете оставались все социальные расходы: заработная плата, социальные выплаты, медикаменты и питание. И мы справились. Несмотря на достаточно тяжелую экономическую ситуацию, первоочередные обязательства Оренбургской области были выполнены.

Экономическое развитие области — задача, которую региональным властям необходимо решать независимо от нормативов отчислений тех или иных налогов. Безусловно, на исполнение налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов влияют изменения в федеральном законодательстве. Однако эти факторы мы расцениваем как руководство к действию, к поиску нестандартных решений.

Расширение налоговой базы

В структуре налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области основными являются налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц, при этом в 2016 году доля налога на прибыль организаций снизилась.

Крупнейшими плательщиками налога на прибыль остаются предприятия топливно-энергетического комплекса. При этом положительную тенденцию по уплате налога на прибыль в 2016 году показали кредитно-финансовые организации, предприятия электроэнергетики, транспортные и сельскохозяйственные организации.

В непростых экономических условиях в Оренбургской области проводится работа по государственной поддержке инвестиционной деятельности, направленной на увеличение налогового потенциала в будущих периодах. Общая сумма поступлений налоговых и неналоговых доходов от организаций, которые реализуют инвестиционные проекты на территории Оренбургской области и которым предоставлена государственная поддержка в форме пониженной ставки налога на прибыль организаций или освобождения от уплаты налога на имущество организаций, за 2016 год составила 18,7 миллиарда рублей.

На уровне субъекта не принимались решения об увеличении налоговой нагрузки как для крупного, так и для среднего и малого бизнеса. Оренбургская область в полной мере воспользовалась правами, данными федеральным законодательством субъектам для поддержки предпринимательства:

  • принят закон о налоговых каникулах;
  • расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения;
  • снижена налоговая ставка для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.
  • В рамках расширения налоговой базы по региональным и местным налогам проведены следующие мероприятия:
  • установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения;
  • по налогу на доходы физических лиц для некоторых категорий иностранных граждан ежегодно устанавливается коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, что позволяет приблизить налоговую нагрузку для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму, к налоговой нагрузке граждан Российской Федерации, осуществляющих трудовую деятельность по найму (бюджетный эффект — 84 миллиона рублей);
  • по результатам оценки эффективности налоговых льгот исключены налоговые льготы по налогу на имущество организаций в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и в отношении государственных учреждений, созданных для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов исполнительной власти Оренбургской области в сфере дорожного хозяйства (бюджетный эффект — более 200 миллионов рублей).

Оптимизация расходов

Оптимизацией расходов вынуждены заниматься финансовые органы всех субъектов РФ. И Оренбургская область не исключение. В сегодняшних условиях мы видим, что продолжать оптимизировать структуру областного бюджета необходимо. Цель — выявление дополнительных резервов и их перераспределение в интересах стратегических задач. Наша обязанность — приложить максимум усилий для ее достижения.

Приоритетными задачами бюджетной политики, поставленными перед регионами в бюджетных посланиях Президента РФ, майских указах, в ряде правительственных документов, на протяжении ряда лет остаются: повышение качества предоставления государственных услуг в социальной сфере, эффективность и рациональное использования бюджетных средств. В связи с этим в области проводится поэтапная работа, направленная не на сокращение количества работников учреждений или сокращение самих учреждений, а прежде всего на оптимизацию сети учреждений. Здесь в первую очередь учитываются: транспортная доступность, востребованность предоставляемых услуг, материально-техническое оснащение учреждений, обеспеченность кадрами.

36.png

Так, в сфере здравоохранения мероприятия по оптимизации сети учреждений начались с реализации национального проекта «Здоровье». Были проведены мероприятия, направленные на укрупнение учреждений и четкое структурирование их по уровням оказываемой врачебной помощи. Укрупнение продиктовано не столько экономией бюджетных средств, сколько эффективностью содержания таких центров. На месте, в компактных и современных фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП) и амбулаториях, пациентам будет оказываться базовая помощь, а в более сложных случаях пациенты будут направляться в межмуниципальные лечебные центры.

Аналогичный подход по укрупнению учреждений был предложен и в других отраслях социальной сферы. В частности, в образовании. Оптимизация сети общеобразовательных учреждений осуществлялась исходя из необходимости обеспечения доступности образовательных услуг.

Если в школу, находящуюся в соседнем населенном пункте, можно было организовать подвоз учащихся на автобусе и при этом не нарушались требования законодательства, санитарных норм и правил, проводилась оптимизация. В случае отсутствия возможности организации подвоза детей в школу малокомплектные школы сохранялись.

Центры социального обслуживания были перепрофилированы в комплексные центры социального обслуживания населения, отделениями которых стали дома-интернаты малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов, социальные приюты для детей и подростков.

В сфере культуры в рамках оптимизации бюджетной сети дома культуры и библиотеки были преобразованы в центры культурного досуга, открыты пункты библиотечного обслуживания или пункты выдачи.

Кроме объединения, укрупнения и реорганизации учреждений было уделено внимание корректировке штата учреждений, передаче непрофильных функций на аутсорсинг, повышению эффективности использования движимого и недвижимого имущества.

Бюджетные инвестиции

В 2016 году из областного бюджета направлялись средства на реализацию областной адресной инвестиционной программы (более 2,6 миллиарда рублей), 50% из которых направлены в муниципалитеты на софинансирование строительства объектов муниципальной собственности, на строительство объектов государственной и муниципальной собственности. Дополнительно привлечено из федерального бюджета 2,6 миллиарда рублей. На 2017 год запланировано на реализацию областной адресной инвестиционной программы в целом 4,7 миллиарда рублей.

Из федерального бюджета на реализацию на территории Оренбургской области инвестиционных проектов по созданию транспортной инфраструктуры было привлечено около 2 миллиардов рублей.

Оренбуржье — один из первых регионов, где в рамках федеральной программы развития перинатальных центров в Российской Федерации реализован масштабный проект — строительство современного перинатального центра в соответствии с самыми современными мировыми стандартами. Расходы на его создание составили 2,6 миллиарда рублей.

В целях улучшения условий оказания первичной медицинской помощи сельским жителям на территории области реализуется программа строительства современных модульных ФАП.

Благодаря проведению мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту общеобразовательных организаций инфраструктура системы общего образования Оренбургской области за последние пять лет качественно изменилась.

Повышение качества управления финансами на местном уровне

В нашей области 42 муниципальных образования. Соответственно, на этих территориях работают 42 финансовых органа. И руководят ими, не побоюсь этого слова, титаны своего дела.

С гордостью отмечу, что 8 июня 2017 года в Москве на Совете Союза финансистов России состоялись выборы председателя секции «Финансисты муниципальных образований». По результатам голосования им был избран начальник финансового управления администрации города Орска Владимир Николаевич Богданцев. Что является абсолютным признанием его компетентности, целеустремленности и способности решать важные вопросы финансового благополучия города.

Министерство финансов области плодотворно сотрудничает со всеми финансовыми органами муниципальных образований. Более того, у нас крепкие, а главное, открытые дружеские отношения. На протяжении ряда лет мы регулярно проводим различные совместные мероприятия (круглые столы, семинары, видеоконференции), которые повышают эффективность функционирования всей бюджетной системы региона. Помимо руководителей и специалистов финансовых органов в них участвуют главы городов, районов и сельских поселений, работники финансово-экономических служб главных распорядителей средств местных бюджетов и муниципальных учреждений.

Кроме того, мы постоянно проводим мониторинг соблюдения муниципальными образованиями требований бюджетного законодательства Российской Федерации и оценку качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях области. И ежегодно отмечаем повышение этого качества.

Высокое качество управления муниципальными финансами подтверждается и результатами участия городских округов и муниципальных районов Оренбургской области во Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Так, по итогам X конкурса, объявленным 8 июня 2017 года:

  • Сорочинский городской округ и Тоцкий район награждены дипломами I степени;
  • город Медногорск получил диплом II степени;
  • Грачевский район стал лауреатом в номинации «За открытость и прозрачность управления финансами»;
  • Оренбургская область была отмечена как субъект с самым большим количеством заявленных на конкурс участников (33 из 42 городских округов и муниципальных районов).

Вообще вопросы межбюджетного регулирования в нашем регионе имеют приоритетное значение. Мы стараемся стимулировать развитие муниципальных образований, в том числе закрепляя за местными бюджетами дополнительные доходные источники. В разное время в местные бюджеты передавалась часть налога на прибыль организаций, транспортный налог. Сегодня эти налоги централизованы в областном бюджете. Такое решение — это оперативный ответ на угрозы, обусловленные кризисными явлениями. По налогу на прибыль централизация позволила переложить на областной бюджет нагрузку по возвратам излишне уплаченных сумм.

Оренбургская область — один из первых регионов, в котором уже с 2010 года на уровень городов и районов передан налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения по нормативу 100%.

В завершение хочется от имени Министерства финансов Оренбургской области и всех муниципальных образований региона поблагодарить издательский дом «Бюджет» за высокое профессиональное освещение деятельности финансистов нашей страны и независимую экспертную оценку результатов работы на местах. Не нужно бояться ставить перед собой высокие цели и кажущиеся невыполнимыми задачи. Ведь только так и можно получать хороший результат и добиваться успеха, как во благо жителей, так и для себя в профессиональном плане. А быть успешными вместе — приятнее во много раз.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно