27
Октября
I Всероссийский конкурс
контрольно-ревизионных органов
Версия для печати 703 Материалы по теме
Отделение ПФР по Республике Татарстан осуществляет проверку своевременной и полной реализации процедур по ключевым функциональным направлениям деятельности Пенсионного фонда
Профилактика коррупции

Выполнению Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273‑ФЗ «О противодействии коррупции» Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Татарстан уделяет много внимания. Так, осуществляется многоуровневый контроль по всем направлениям деятельности отделения, внедрены фронт-офисные технологии, проводится обучение работников по определению гипотетически опасных в коррупционном отношении ситуаций и правильного поведения в них и многое другое.

Эдуард Яфасович ВАФИН, управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Республике Татарстан, кандидат экономических наук

В целях осуществления деятельности по профилактике коррупционных проявлений в системе ПФР определены структурные подразделения, на которые возложены задачи координации соответствующих мероприятий, а также контроль за их исполнением.

Отделение ПФР по Республике Татарстан осуществляет проверку своевременной и полной реализации процедур по ключевым функциональным направлениям деятельности Пенсионного фонда, а именно:

  • контрольные мероприятия по проверке деятельности территориальных органов ПФР при назначении и выплате пенсий;
  • контрольные мероприятия по проверке деятельности территориальных органов ПФР в сфере государственной поддержки семей, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала;
  • ежеквартальные камеральные проверки перечней льготных профессий, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, и поименных списков, направляемых страхователями по защищенным каналам связи, для представления отчетности;
  • контрольные мероприятия по проверке своевременной и полной реализации процедур по администрированию страховых взносов.

Многоуровневый контроль

Одним из этапов совершенствования деятельности по пенсионному обеспечению и осуществлению мер социальной поддержки граждан было внедрение фронт-офисных технологий обслуживания населения. Для этого в управлениях ПФР созданы клиентские службы, осуществляющие прием по всем вопросам деятельности Пенсионного фонда РФ. Доступ населения в функциональные отделы, осуществляющие назначение, перерасчет и выплату пенсий и других социальных выплат, ведение информационной базы данных персонифицированного учета пенсионных прав граждан, отсутствует. В функциональных отделах специалисты разделены на специализированные группы. При этом специалисты групп, осуществляющих подготовку проектов решений о назначении, перерасчете и выплате пенсий, подконтрольны ведущим и главным специалистам, выполняющим контроль за обоснованностью, своевременностью и правильностью подготовленных проектов решений. Сотрудники-контролеры, в свою очередь, подконтрольны заместителям начальников и начальникам функциональных отделов, а также заместителям начальников и начальникам управлений ПФР. Таким образом, в системе органов Пенсионного фонда РФ реализован многоуровневый контроль по всем направлениям деятельности.

47.png

Кроме того, в каждом управлении ПФР один раз в два года проводится комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности, осуществляется внутренний финансовый контроль контрольно-ревизионным отделом Отделения ПФР по Республике Татарстан, а также проводятся регулярные тематические проверки по направлениям деятельности другими структурными подразделениями отделения. Также один раз в два года деятельность отделения проверяется контрольно-ревизионным управлением Пенсионного фонда РФ.

Без намека

Осознание работниками, осуществляющими прием населения, своей ответственности не является достаточным условием исключения действий или поведения коррупционного характера. Необходимо научить специалистов определять гипотетически опасные в коррупционном отношении ситуации и правилам поведения в них.

Руководство Отделения ПФР по Республике Татарстан не сомневается в честности своих специалистов, но неточно построенная специалистом фраза может быть истолкована посетителем на приеме превратно и способна спровоцировать подачу жалобы в вышестоящие органы. В связи с этим регулярно проводится работа, направленная на то, чтобы сотрудники внимательно следили за своей речью и жестами и избегали употребление выражений, которые могут быть восприняты окружающими как просьба (намек) о даче взятки. К числу таких запрещенных выражений относятся, например: «вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «нужны более веские аргументы», «ну, что делать будем?».

Для сотрудников клиентских служб определен и круг запретных тем, которые нельзя обсуждать с представителями страхователей и гражданами, особенно с теми из них, чья выгода зависит от решений и действий сотрудников. Могут восприниматься как просьба о даче взятки, к примеру, такие предметы разговора, как:

  • низкий уровень заработной платы работника и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;
  • желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;
  • отсутствие работы у родственников работника;
  • необходимость поступления детей работника в образовательные учреждения и т. д.

Также сотрудникам рекомендуется воздерживаться от высказывания определенных пожеланий, адресованных представителям страхователей и гражданам, чья выгода зависит от их решений и действий, даже в случае, если такие предложения продиктованы благими намерениями и никак не связаны с личной выгодой сотрудника. К примеру, недопустимы следующие предложения:

воспользоваться услугами конкретной компании и (или) определенных экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения работ в рамках государственного контракта, подготовки необходимых документов;

  • внести деньги в конкретный благотворительный фонд;
  • поддержать конкретную спортивную команду и т. д.

В 2016 году дистанционное тестирование по вопросам противодействия коррупции прошли более 2,2 тысячи сотрудников Отделения ПФР по Республике Татарстан. В отделении проводится анализ соблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе касающихся получения подарков работниками ПФР и его территориальных органов, выполнения иной оплачиваемой работы, обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Проведено шесть заседаний комиссий территориальных органов ПФР, на которых рассмотрено 14 вопросов соблюдения работниками ограничений, запретов и обязанностей, требований к служебному поведению, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции, а также девять вопросов осуществления мер по предупреждению коррупции.

Экспертиза документов

Одним из направлений профилактики коррупционных правонарушений является антикоррупционная экспертиза документов, образующихся в результате деятельности организации. В Отделении ПФР по республике четко отлажена система антикоррупционной экспертизы распорядительных документов — приказов по основной деятельности. По состоянию на 31 декабря 2016 года проведена антикоррупционная экспертиза 783 документов. В соответствии с положениями о порядке обработки информации, содержащей признаки коррупционных проявлений в деятельности ПФР и его работников, определен порядок регистрации поступающих в адрес ПФР и его территориальных органов обращений, писем и жалоб граждан, а также юридических лиц, содержащих информацию о возможных коррупционных проявлениях в действиях сотрудников ПФР.

48.png

Без контакта

Вместе с тем для уменьшения вероятности коррупционных проявлений приоритетное значение придается проведению мероприятий по повышению качества предоставления государственных услуг, минимизации количества документов, требуемых от получателей услуг, реализации возможности заочного, дистанционного либо иного удобного и доступного для заявителей обращения за получением государственных услуг.

В этих целях совершенствуется система информирования граждан о государственных услугах Пенсионного фонда РФ через интернет. Основные положения о госуслугах размещаются на сайтах органов государственной власти, Пенсионного фонда РФ, едином портале государственных услуг, на портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан.

В рамках перехода на предоставление услуг в электронной форме во всех управлениях ПФР созданы центры обслуживания Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), которые действуют с единой даты — 12 мая 2016 года. Управление ПФР является сегодня единственным федеральным государственным органом по оказанию услуг ЕСИА. Около 300 специалистов ежедневно оказывают гражданам помощь по созданию учетных записей и их подтверждению в ЕСИА.

49.png

В целях противодействия коррупции, а также популяризации получения государственных услуг ПФР в электронной форме в Республике Татарстан объявлена информационно-разъяснительная кампания, стартом которой 18 мая 2016 года стал единый день регистрации гражданина в ЕСИА. Информационно-разъяснительная кампания продлится до конца 2017 года.

Предупреждение коррупционных ситуаций реализуется путем внедрения форм работы, исключающих непосредственное общение граждан с сотрудниками управлений ПФР. Поддержку руководства Республики Татарстан получила инициатива отделения о проведении подготовительной работы по назначению пенсий на основании документов, предоставляемых в электронной форме страхователями. В рамках выполнения постановления Кабинета министров республики от 20 мая 2013 года № 330 «Об организации подготовительной работы по назначению пенсий в электронной форме» отделение проводит работу по заключению со страхователями соглашений об информационном взаимодействии, на сайте «Открытый Татарстан» ежемесячно публикуются списки страхователей, не участвующих в электронном взаимодействии по назначению пенсий.

Функционирует электронный документооборот с государственными и муниципальными архивами, позволяющий управлениям ПФР запрашивать и получать архивные справки о стаже и заработке граждан, которым назначается пенсия, без их участия. Реализовано представление информации органами ПФР внешним организациям без участия застрахованного лица:

регистрирующим (налоговым) органам — сведений о факте сдачи отчетности в ПФР при ликвидации или реорганизации юридического лица, а также при прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

органам Фонда социального страхования — сведений о размере заработной платы, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица.

На сегодняшний день 100% страхователей представляют в территориальные органы ПФР по технологии бесконтактной передачи информации и с электронной цифровой подписью:

  • ежемесячную отчетность, годовую форму сведений о страховом стаже застрахованных лиц;
  • реестры застрахованных лиц, за которых осуществлена уплата дополнительных страховых взносов.

В Республике Татарстан органами ЗАГС осуществляется анкетирование родителей новорожденных для регистрации детей в системе обязательного пенсионного страхования. В Отделение ПФР информация из органов ЗАГС передается в электронном виде — родители обращаются в территориальные управления ПФР только для получения готового документа — страхового свидетельства.

Для работающих граждан государственная услуга по назначению пенсий становится дистанционной. В организациях республики работают консультационные пункты ПФР для оказания гражданам помощи при регистрации в ЕСИА. В дальнейшем заявления о назначении и доставке пенсий направляются гражданами в электронной форме, что снимает необходимость посещения управлений. Консультационные пункты ПФР с июня 2016 года открыты в органах медико-социальной экспертизы в целях реализации возможности направления инвалидами в электронной форме заявлений о назначении ежемесячных денежных выплат.

В практическую деятельность внедряются терминалы виртуальных клиентских служб, позволяющие гражданам общаться со специалистом-консультантом ПФР на расстоянии в режиме видео-конференц-связи. Терминалы размещаются в охраняемых помещениях органов исполнительной власти, бюджетных учреждений, промышленных организаций, офисов банков, отделений почтовой связи, филиалов МФЦ и др. Интерактивные терминалы востребованы в быстрорастущих жилых микрорайонах мегаполисов, а также в отдаленных территориях, где организовывать полноценные клиентские службы экономически нецелесообразно, а услуги Пенсионного фонда РФ востребованы и необходимы. В Республике Татарстан в рамках совершенствования телефонного обслуживания создан и поэтапно развивается региональный контакт-центр по телефонному консультированию, работающий постоянно по принципу горячей линии, что позволяет повысить уровень информированности граждан об изменениях действующего законодательства. С учетом устойчивой тенденции востребованности предварительной записи на прием среди граждан, желающих обратиться за получением государственных услуг путем личного посещения управлений ПФР, функции по предварительной записи поэтапно передаются в региональный контакт-центр.

Исключается возможность подлога

В качестве профилактики коррупционных проявлений реализуются мероприятия по перераспределению функций между уровнями системы органов Пенсионного фонда РФ. В этих целях осуществляется преобразование нескольких управлений ПФР со статусом юридического лица в одно межрайонное. При этом функции по назначению, перерасчету и выплате пенсий и других социальных выплат, ведению персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц перераспределяются на межрайонный уровень. На районном уровне остаются подразделения, осуществляющие функции по приему населения и страхователей. Отдельные виды отчетности, полномочия по приему которых закреплены действующим законодательством за Пенсионным фондом РФ, принимаются от страхователей в синхронном режиме и автоматически передаются на федеральный уровень для включения данных в индивидуальные лицевые счета в системе персонифицированного учета, что исключает возможность подлога документов.


Поделиться