27
Октября
I Всероссийский конкурс
контрольно-ревизионных органов
Версия для печати 989 Материалы по теме
Валентина Артамонова: «Важно правильно определить критерии расчета «модельного» бюджета»

Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2018- 2020 годы, вопросы совершенствования бюджетного и налогового законодательства, межбюджетных отношений стали главными темами обсуждения на заседании секции «Финансисты субъектов Российской Федерации» Союза финансистов России, которое прошло в московском Представительстве Вологодской области при Президенте РФ и Правительстве РФ.

В заседании приняли участие представители финансовых органов  37 российских регионов (Москвы и Московской области, Ленинградской , Новосибирской, Ульяновской, Тульской, Мурманской областей, Карелии, Чувашии, Республики Алтай и так далее) из 8 федеральных округов, в том числе  13 министров финансов  различных субъектов Федерации, а также Министерства финансов РФ, Государственной Думы, Совета Федерации. 

Заседание прошло под председательством заместителя губернатора области, начальника департамента финансов Валентины Артамоновой, которая возглавляет секцию «Финансисты субъектов Российской Федерации» Союза финансистов России, а также заместителя председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам, председателя Совета Союза финансистов России Надежды Максимовой.

«В Государственной Думе мы только что заслушали основные направления бюджетной, налоговой и таможенно- тарифной политики и, конечно, же всех интересует, как регионы будут дальше развиваться, какие новеллы предусмотрены в федеральном бюджете. 

Со своей стороны, мы всегда даем посыл в федеральные органы государственной власти о том, в каком ключе видят проблемы региональные финансисты с учетом предстоящих изменений в законодательстве», - пояснила Надежда Максимова. - Вологодская область – это пример того, как выстроены взаимоотношения между финансистами, Губернатором и Законодательным Собранием области. В условиях решения сложных задач по мобилизации доходов, и в особенности по оптимизации расходов бюджет региональный удалось сформировать с профицитом».  

Представители Минфина рассказали о правовых аспектах изменения в бюджетном законодательстве, а также об основных направлениях налоговой политики в области региональных и местных налогов.

«Одним из приоритетных направлений является укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов за счет имущественных  налогов. Речь идет о налогах на имущество организаций, физических лиц и транспортного налога. Расширение имущественной базы, в частности, планируется за счет постановки на кадастровый учет и регистрацию прав собственности граждан на объекты недвижимости. Еще одно направление по увеличению доходной базы на местах связано с  федеральными налоговыми льготами», - рассказал начальник отдела налогообложения имущества и государственной пошлины департамента налоговой и таможенно- тарифной политики Минфина России Алексей Сорокин.

Именно инвентаризация федеральных налоговых льгот в настоящее время актуальна для большинства регионов, в том числе и Вологодской области.

«Прежде всего, в этом вопросе должна быть единая методика оценки эффективности предоставляемых преференций. Поскольку сегодня каждый субъект Федерации со своими решениями, законами принимает свои методики оценки налоговых льгот. Второй вопрос – еще раз вернуться к инвентаризации   ранее принятых налоговых льгот на федеральном уровне. Поскольку сегодня наблюдается перевес в сторону льгот, принятых именно на федеральном, а не на региональном уровне. Здесь необходимо еще раз посмотреть все налоговые льготы и в ближайшее время дать предложения или по их отмене или, возможно, изменению адресности их предоставления», - считает Валентина Артамонова.

Другая важная тема касалась «модельного» бюджета – нового подхода, который уже со следующего года намерен применять Минфин при решении вопроса об оказании финансовой помощи тому или иному региону.

«Очень важно уже сегодня определить, как считается «модельный» бюджет, поскольку от того какие критерии использованы будет зависеть объем финансовой помощи региона. К сожалению, сегодня Минфин при определении модельного бюджета не учитывает расходы  капитального характера. Это ремонты, строящиеся социальные объекты, школы, детские сады. 

Кроме того,  по многим направлениям, в том числе, таким, как здравоохранение, образование, все расходные обязательства обусловлены федеральным законодательством. И если сегодня в «модельный» бюджет будет включен какой- то усредненный показатель, то конечно, субъекту выполнить  свои обязательства будет крайне сложно. Поэтому тема модельного бюджета требует дополнительной проработки», - подчеркнула Валентина Артамонова. 

В ходе заседания региональные финансисты обсудили основные направления социальной политики, выполнение «майских» указов, а также индексация на 4% с 1 января 2018 года заработной платы иных категорий бюджетной сферы, в указы не вошедших. По словам директора департамента бюджетной политики  в отраслях социальной сферы и науки Минфина РФ Светланы Гашкиной, речь идет о государственных служащих, военнослужащих, сотрудниках прокуратуры и судебных органов. 

Остановились и на вопросах выполнения федеральной инициативы по доведению МРОТ до уровня прожиточного минимума, о предстоящем повышении на 8% платежей за неработающее население. Также региональные финансисты высказались за смягчение условий соглашений, которые Минфин заключает с регионами по замещению коммерческих кредитов бюджетными. Тема эта сегодня также очень актуальна. Поскольку, 16 субъектов   Федерации не смогли выполнить соглашения и были вынуждены снова брать заемные средства у коммерческих банков для погашения ранее полученных  бюджетных кредитов  из федерального бюджета .

Все прозвучавшие в рамках заседания секции предложения, а их набралось более 50-ти, будут направлены в Государственную Думу, Совет Федерации, Министерство финансов и Правительство РФ.


Поделиться