Версия для печати 4492 Материалы по теме
Инновационная политика: глобальный взгляд

В июне 2017 года был опубликован рейтинг стран по развитию инноваций Global Innovation Index 2017, одним из разработчиков которого является ООН. Доклад, посвященный рейтингу, не только позволяет составить представление о том, какие страны преуспевают в развитии высоких технологий и внедрении их в экономику, но и о том, какие тенденции наблюдаются в инновационных сферах в мире в целом. Что касается России, то благодаря рэнкингам можно увидеть, в каких отраслях страна лидирует, а где, напротив, отстает.

Что происходит с мировыми инновациями?

Доклады Global Innovation Index сильно отличаются друг от друга по тематикам. Доклад 2017 года сосредоточен преимущественно на инновациях в аграрном секторе, поэтому, чтобы составить представление о том, что происходит в целом по инновационным отраслям по всему миру, пришлось обратиться к более ранним исследованиям. Наиболее полный источник информации по общим тенденциям в инновациях за последние десять лет — доклад прошлого года.

Тенденция первая — вложения в инновации и научно-конструкторские разработки становятся основным способом избежать замедления экономического роста. Ни для кого не секрет, что само по себе внедрение инноваций и повышение производительности труда увеличивают темпы экономического роста. Однако ведущие игроки инновационного рынка, говорится в докладах, должны понять, что для поддержания экономического роста нужно инвестировать не только в то, что может принести результаты сейчас, но и в долгосрочные исследования.

В мировой экономике наблюдаются тенденции замедления экономического роста, и пока нет способа остановить эту динамику. Происходящее заставляет государства искать новые пути сохранить высокие темпы роста ВВП. Тенденции замедления роста в сфере внедрения инноваций также очевидны, спад темпов, несмотря на усилия государств, продолжается с 2014 года. Во многом снижение темпов роста в высокотехнологических отраслях связано с замедлением китайской экономики.

Одним из основных вопросов для инновационных сообществ становится распространение новых технологий на экономики со средним и низким доходом. Дело в том, что, несмотря на колоссальные вложения таких стран, как Китай, в инновации, только малая часть инвестиций уходит в исследования и научно-конструкторские работы, имеющие долгосрочный эффект. Большая часть средств направляется на изучение того, как применить и внедрить в производство уже готовые разработки (другими словами, довести их до ума и выпустить на рынок).

Чтобы поддержать долгосрочный экономический рост, общественные финансы должны быть направлены не только на внедрение инноваций, которые дадут результаты в короткие сроки, но и в исследования, которые обеспечат долгосрочный эффект. Если этого не произойдет, то в ближайшее время наработки последних лет, которые можно применить в экономике, просто закончатся. При этом отмечается, что внедрение инноваций в таких сферах, как туризм, общественное здравоохранение и коммуникации, становится все более дорогим.

Техно-национализм

Вторая тенденция — потребность в формировании глобального инновационного мышления и новых правительственных подходах, отмечается в докладе ООН. Общим убеждением является то, что интернационализация и международное сотрудничество в сфере инноваций и науки находятся на самом высоком за всю историю уровне. Это показывает и объем международных инвестиций в инновации, и обмен знаниями и информацией между структурами по всему миру. Однако по какой-то причине в политике и бизнесе массовое распространение инноваций не рассматривается как ситуация, которая приносит пользу всем и каждому (так называемая ситуация win-win).

Все правительственные решения и стратегии, направленные на развитие инноваций, сосредоточены исключительно на национальном уровне. Очевидно, что техно-национализм тормозит распространение инноваций по всему миру, а значит, и всеобщий экономический рост. Более того, многие решения в инновационной политике государств прямо направлены на то, чтобы перекрыть международный поток технологий в определенных сферах.

В ООН отмечают, что для изменения позиций политиков необходимо измерить потери национальных экономик от «барьеров против инноваций». Притом что такая отрасль, как международная торговля, рассматривается как всеобщий приоритет и ведется большая работа для снижения барьеров (в том числе в рамках ВТО), новые технологии по какой-то причине остаются в стороне.

Сохраняется значительный разрыв в развитии инноваций между богатыми странами и государствами со средним ВВП на душу населения. Несмотря на глобализацию инноваций, этот разрыв не сокращается.

Рецептов нет

Еще одно наблюдение экспертов — не существует каких-либо механизмов, которые могут быть автоматически скопированы для внедрения инноваций и создания передовых систем. Наличие хороших абсолютных показателей, таких как общие затраты на научно-конструкторские разработки и научную деятельность, либо число исследователей совершенно не гарантируют инновационного развития экономики.

При планировании политики в сфере инноваций государства часто считают целевым такой показатель, как число выпускников научных и инженерных специальностей, однако даже это не является панацеей. Тем, кто планирует политику в сфере инноваций, проще начинать с каких-то абсолютных показателей, но их достижение не гарантирует результата.

В ООН рекомендуют обращать внимание на характеристики качества инновационной политики, такие как зарегистрированные патенты и другие показатели результатов научной и конструкторской деятельности. Практически все лидеры инновационного рейтинга демонстрируют хорошие цифры в этой сфере, например США, Германия, Великобритания, Япония. Китай — единственная страна со средним доходом, которая имеет высокие цифры в данном сегменте.

На самом деле такие показатели, как правило, являются следствием здоровь­я, развития и продуктивности научной и инновационной систем, поэтому они могут быть целевыми, отмечается в докладе. Очевидным остается то, что правительства играют колоссальную роль в формировании инновационной среды и распространении инноваций. Еще одной тенденцией становится стирание границ между инновационной и индустриальной политикой. И первая, и вторая важны для внедрения инноваций. В числе положительных примеров называют азиатские экономики (Корею, Японию), где государственная политика сыграла значительную роль при формировании инновационной промышленности.

Результаты 2017 года

В индексе 2017 года лидерами по инновационному развитию оказались Швейцария (возглавляет рейтинг семь лет подряд), Швеция, Нидерланды, США и Великобритания. Все первые 25 мест принадлежат странам с высоким доходом. Среди них: Дания, Сингапур, Финляндия, Германия, Ирландия, Корея, Люксембург, Япония, Израиль, Канада, Норвегия, Новая Зеландия, Австралия и другие. Единственным исключением является Китай, который занимает 22-е место.

В то же время есть группа стран, в которую входят Индия, Кения и Вьетнам: они пока еще не могут конкурировать с развитыми государствами, но очень быстро наращивают инновационные отрасли. Их показатели инновационного развития значительно превосходят показатели стран с аналогичным уровнем дохода.

Фактически Индия становится инновационным центром в Азии, отмечается в докладе 2017 года. Кроме того, существует значительный потенциал инновационного развития среди государств Латинской Америки и Карибского бассейна. Также инновационные страны вроде Китая, Японии и Кореи догоняет другая группа государств Азии, в частности Индонезия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Вьетнам. Они активно совершенствуют свои инновационные инструменты.

Что в России?

В докладе говорится о том, что падение цен на ресурсы и энергоносители в целом негативно сказалось на положении в рейтинге стран с высокой долей сырьевого экспорта. Среди них — Россия, Бразилия, Нигерия, ЮАР, страны Персидского залива. В рейтинге 2017 года Россия занимает 45-е место, сместившись с прошлого года на две позиции вниз. Однако, отмечается в докладе, страна может вернуться к росту, выбравшись из рецессии, что положительно скажется на ее месте в инновационном рейтинге.

Среди позитивных моментов отмечается, что кризисные явления не сказались негативно на усилиях России в сфере становления инновационной экономики. В целом в сегменте инновационных стран со средним доходом лидируют Китай и Индия, а Россия занимает третье место. Отмечается, что Российская Федерация является одной из немногочисленных стран со средним доходом, которые входят в список топ-50 по инновациям. В этот топ также попали Турция, Румыния, Вьетнам, Черногория, Украина.

Если посмотреть на метрики, которые составляют итоговый индекс, то в том, что касается эффективности государственного управления, Россия отстает. Так, по показателю «Политическая стабильность и опасность терроризма» страна находится на 112-м месте, по эффективности государственной власти — на 80-м, по качеству регулирования — на 102-м, по качеству законодательных актов — на 104-м.

При этом Россия значительно опережает многие другие страны по легкости старта нового бизнеса (23-е место), по легкости уплаты налогов (38-е место), достижениям школьников и студентов в науках, математике и чтении (23-е место), числу учителей на среднюю школьную группу (в среднем на одного учителя приходится 8,76 ученика, 14-е место), числу выпускников научных и технических специальностей (14-е место в мире), количеству исследователей и ученых (более трех тысяч на миллион населения, 29-е место в мире), доле ВВП, приходящейся на науку, конструкторские работы и исследования (1,13%, 34-е место).

Рейтинги стран по ряду характеристик опубликованы в группе таблиц «Некоторые индикаторы инновационного развития государств» (с. 76-77). Как говорилось выше, такие таблицы не позволяют точно установить, насколько эффективно работает инновационная система тех или других стран, каковы перспективы местной промышленности в плане внедрения новых технологий. Однако в сумме из их показателей складывается общее положение дел.

К. В. Овчарук

Создатели индекса и методика

Global Innovation Index разрабатывается с 2007 года Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) ООН, Корнелльским университетом (одно из самых крупных и известных учебных заведений США) и частной бизнес-школой INSEAD.

Для расчета индекса используется несколько десятков метрик по более чем 130 государствам. Оцениваются как собственно показатели инновационного и научного развития (такие, как число регистрируемых патентов каждый год, высокотехнологичный экспорт и другие), так и показатели развития бизнеса, качества инфраструктуры и среды (например, простота регистрации нового предприятия), политической стабильности и показатели экономики в целом.

Рейтинг стран по числу специалистов, занятых в научных исследованиях, на миллион человек, в 2015 г.

Позиция
в рейтинге

Государство

Число исследователей на млн населения

1

Израиль

8255

2

Дания

7483

3

Республика Корея

7087

4

Швеция

7021

5

Финляндия

6816

6

Сингапур

6658

7

Норвегия

5915

8

Исландия

5902

9

Япония

5230

10

Люксембург

5058

11

Австрия

4955

12

Бельгия

4875

13

Ирландия

4575

14

Нидерланды

4548

15

Австралия

4530

16

Канада

4518

17

Швейцария

4481

18

Великобритания

4470

19

Германия

4431

20

США

4231

21

Франция

4168

22

Новая Зеландия

4008

23

Португалия

3824

24

Словения

3820

25

Чехия

3611

26

Гонконг (КНР)

3297

27

Греция

3201

28

Эстония

3189

29

Россия

3131

30

Литва

2922

31

Словакия

2654

32

Испания

2568

33

Венгрия

2139

34

Польша

2071

35

Сербия

2018

36

Италия

2017

37

Малайзия

2003

38

ОАЭ

1989

39

Болгария

1951

40

Мальта

1787

41

Латвия

1833

42

Тунис

1787

43

Хорватия

1501

44

Аргентина

1202

45

Китай

1176

46

Турция

1156

47

Марокко

1032

48

Кипр

1012

49

Украина

1006

50

Румыния

894

51

Таиланд

874

52

Македония

858

53

Черногория

835

54

Казахстан

734

55

Бразилия

698

56

Иран

691

57

Египет

679

58

Вьетнам

674

59

Молдавия

662

60

Катар

597

61

Грузия

585

62

Коста-Рика

572

63

Уругвай

524

64

Чили

455

65

ЮАР

437

66

Эквадор

400

67

Бахрейн

361

68

Сенегал

361

69

Босния и Герцеговина

328

70

Иордания

307

71

Пакистан

294

72

Мексика

241

73

Кения

230

74

Оман

201

75

Филлипины

189

76

Парагвай

184

77

Маврикий

181

78

Ботсвана

175

79

Боливия

165

80

Албания

157

Источник: Институт статистики ЮНЕСКО (UNESCO).

Доля затрат на научно-конструкторские работы и исследования в ВВП страны, 2015 г.

Позиция
в рейтинге

Государство

Доля НИОКР
в ВВП
государства, %

1

Израиль

4,30

2

Республика Корея

4,23

3

Япония

3,49

4

Швеция

3,28

5

Австрия

3,10

6

Дания

3,02

7

Швейцария

2,97

8

Финляндия

2,93

9

Германия

2,88

10

США

2,80

11

Бельгия

2,46

12

Франция

2,23

13

Исландия

2,22

14

Словения

2,21

15

Сингапур

2,20

16

Австралия

2,20

17

Китай

2,09

18

Нидерланды

2,01

19

Чехия

1,98

20

Норвегия

1,93

21

Великобритания

1,71

22

Канада

1,61

23

Ирландия

1,55

24

Эстония

1,48

25

Венгрия

1,39

26

Италия

1,34

27

Люксембург

1,29

28

Португалия

1,28

29

Малайзия

1,26

30

Испания

1,22

31

Словакия

1,19

32

Бразилия

1,17

33

Новая Зеландия

1,15

34

Россия

1,13

35

Литва

1,04

36

Польша

1,01

37

Турция

1,01

38

Болгария

0,98

39

Греция

0,96

40

Сербия

0,88

41

ОАЭ

0,87

42

Хорватия

0,85

43

Индия

0,83

44

Саудовская Аравия

0,82

45

Кения

0,79

46

Мальта

0,76

47

Гонконг

0,74

48

ЮАР

0,73

49

Египет

0,72

50

Марокко

0,71

51

Тунис

0,65

52

Таиланд

0,63

53

Латвия

0,62

54

Украина

0,62

55

Аргентина

0,61

56

Эфиопия

0,60

57

Коста-Рика

0,58

58

Мали

0,58

59

Мексика

0,55

60

Ботсвана

0,54

61

Сенегал

0,54

62

Танзания

0,53

63

Белоруссия

0,52

64

Румыния

0,49

65

Уганда

0,48

66

Катар

0,47

67

Кипр

0,46

68

Эквадор

0,45

69

Македония

0,44

70

Иордания

0,43

71

Чили

0,39

72

Черногория

0,38

73

Вьетнам

0,37

74

Молдавия

0,37

75

Мозамбик

0,34

76

Намибия

0,34

77

Уругвай

0,34

78

Иран

0,33

79

Непал

0,30

80

Кувейт

0,30

Источник: Институт статистики ЮНЕСКО (UNESCO).

Отношение числа сделок на венчурном рынке к размеру ВВП
в 2016 г.

Позиция
в рейтинге ООН

Государство

Число сделок на млрд долл. ВВП по паритету покупательной способности

1

Канада

0,55

1

Франция

0,31

1

Израиль

0,43

1

США

0,39

5

Финляндия

0,28

6

Дания

0,22

7

Великобритания

0,21

8

Швеция

0,19

9

Исландия

0,18

10

Швейцария

0,18

11

Нидерланды

0,16

12

Эстония

0,15

13

Люксембург

0,13

14

Сингапур

0,12

15

Мальта

0,12

16

Германия

0,11

17

Ирландия

0,11

18

Литва

0,10

19

Бельгия

0,09

20

Новая Зеландия

0,08

21

Португалия

0,08

22

Австралия

0,08

23

Ливия

0,07

24

Гвинея

0,06

25

Австрия

0,06

26

Китай

0,06

27

Испания

0,05

28

ОАЭ

0,05

29

Кения

0,05

30

Италия

0,05

31

Руанда

0,05

32

Тунис

0,04

33

Норвегия

0,04

34

Гонконг

0,04

35

Маврикий

0,04

36

Зимбабве

0,03

37

Мали

0,03

38

Кипр

0,03

39

Буркина-Фасо

0,03

40

Индия

0,03

41

Словения

0,03

42

Чехия

0,03

43

Сенегал

0,03

44

Грузия

0,03

45

Венгрия

0,02

46

Панама

0,02

47

Польша

0,02

48

Бразилия

0,02

49

Япония

0,02

50

Марокко

0,02

51

ЮАР

0,02

52

Латвия

0,02

53

Республика Корея

0,02

54

Камбоджа

0,02

55

Малайзия

0,02

56

Замбия

0,02

57

Бахрейн

0,02

58

Греция

0,10

59

Уругвай

0,10

60

Вьетнам

0,10

61

Кот-д’Ивуар

0,10

62

Коста-Рика

0,10

63

Уганда

0,10

64

Перу

0,10

65

Иордания

0,10

66

Эфиопия

0,10

67

Румыния

0,10

68

Хорватия

0,10

69

Колумбия

0,10

70

Мексика

0,10

71

Чили

0,10

72

Египет

0,10

73

Турция

0,10

74

Филиппины

0,10

75

Украина

0,10

76

Болгария

0,10

77

Таиланд

0,10

78

Аргентина

0,10

79

Танзания

0,10

80

Индонезия

0,10

Источники: агентство Thomson Reuters, Международный валютный фонд (МВФ).

Занятость в отраслях, требующих высокой квалификации работников, 2015 г.

Позиция
в рейтинге

Государство

Доля занятых
от всех работающих, %

1

Люксембург

56,81

2

Сингапур

54,33

3

Швейцария

52,98

4

Норвегия

51,68

5

Швеция

50,38

6

Израиль

48,30

7

Исландия

47,83

8

Великобритания

47,63

9

Нидерланды

46,57

10

Финляндия

45,96

11

Бельгия

45,58

12

Дания

45,13

13

Австралия

44,90

14

Франция

44,56

15

Россия

44,35

16

Германия

44,19

17

Эстония

43,99

18

Канада

43,73

19

Новая Зеландия

42,92

20

Литва

42,92

21

Словения

43,73

22

Латвия

42,92

23

Австрия

41,80

24

Ирландия

41,66

25

Бруней

41,18

26

Мальта

39,78

27

Гонконг

38,64

28

США

38,01

29

Польша

37,63

30

Украина

37,59

31

Чехия

37,58

32

Черногория

37,39

33

ОАЭ

36,08

34

Белоруссия

35,90

35

Италия

35,70

36

Хорватия

35,62

37

Португалия

35,55

38

Кипр

35,20

39

Венгрия

34,87

40

Египет

33,93

41

Казахстан

33,34

42

Испания

32,87

43

Болгария

32,26

44

Словакия

31,93

45

Ливия

31,84

46

Армения

31,13

47

Греция

29,85

48

Сербия

28,87

49

Тринидад и Тобаго

28,41

50

Молдавия

28,07

51

Македония

27,34

52

Саудовская Аравия

27,30

53

Малайзия

25,50

54

Чили

25,01

55

Япония

24,78

56

Маврикий

24,72

57

Монголия

24,67

58

Филиппины

24,03

59

Панама

24,01

60

Босния и Герцеговина

23,97

61

Аргентина

23,91

62

Азербайджан

23,42

63

Румыния

22,74

64

ЮАР

22,46

65

Грузия

22,30

66

Коста-Рика

21,63

67

Бразилия

21,63

68

Республика Корея

21,42

69

Уругвай

20,97

70

Тунис

20,97

71

Бахрейн

20,88

72

Турция

20,49

73

Ямайка

20,12

74

Бангладеш

20,01

75

Пакистан

19,48

76

Парагвай

19,00

77

Мексика

18,85

78

Киргизия

18,28

79

Доминикана

17,94

80

Ботсвана

17,79

Источник: Международная организация труда (МОТ).

Поделиться