Версия для печати 401 Материалы по теме
Шесть главных мифов о яхтинге

Думаете, лето кончается — и об отдыхе, солнце, море можно забыть до следующей весны? Вовсе нет! Впереди еще три самых жарких яхтенных месяца. Потому что именно на период бархатного сезона приходится пик регат, фестивалей и просто морских прогулок под парусом. Жаль только, что большинство россиян, когда речь заходит о яхте, думают: «Это точно не для меня». А зря! И прямо сейчас мы опровергнем несколько самых распространенных заблуждений относительно яхтинга.

Миф первый: это очень дорого

Мы привыкли относиться к яхтингу как к прихоти миллиардеров, развлечению для избранных. И это понятно, ведь изначально (а первые упоминания о яхтинге встречаются в голландских летописях 1662 года) он был исключительно элитарным времяпрепровождением — отдыхом аристократов.

Однако мир все больше меняется. И везде (за исключением разве что стран третьего мира и России) яхты все чаще становятся атрибутом людей среднего класса. Значительную часть яхтенного парка в мире составляют небольшие лодки, и владеют ими, как правило, самые обычные люди.

Кроме того, совсем необязательно яхтой владеть, ее можно арендовать — с командой профессионалов, шкипером и матросами или без них, если пройти несложное обучение мореходному делу. Во многих акваториях арендный флот составляет заметную часть парка яхт.

В США и Европе парусный спорт и яхтенный туризм уже давно могут позволить себе даже студенты. Аренда типичной крейсерской (предназначенной для круизов) яхты средних (в пределах 50 футов, или 15 метров) размеров (такой, к примеру, как Bavaria 50 Cruiser) в наиболее популярных акваториях мира стоит ориентировочно от 1,5 до 3 тысяч евро на неделю в зависимости от сезона. Для группы из 6–10 человек (именно столько пассажиро-мест в ней предусмотрено) сумма, согласитесь, вполне посильная. И кстати, группу собирать совсем необязательно — большинство владельцев яхт охотно берут на борт и семейные пары, и гостей-одиночек.

Конечно, недельный отдых на яхте стоимостью 300–500 евро на человека — это не самый бюджетный вариант, особенно с нынешним валютным курсом, но все-таки это вполне вписывается в реальность, доступную большинству честно работающих граждан России. В конце концов, вы же откладываете в течение года пару тысяч евро на семейный отпуск, который проводите по обыкновению, жарясь на песке в Турции или Египте. Так вот, когда вы с берега наблюдаете за белеющими в море парусами, скорее всего, вы видите не компанию миллиардеров, а группу обычных людей, таких же, как вы, взявших яхту в аренду.

Миф второй: это сложный и закрытый мир

Многие думают, что для путешествий на яхте нужно долго учиться на яхтенного капитана или шкипера, получать права, всяческие сертификаты и еще кучу разных документов. Это справедливо, но лишь для самостоятельных путешествий, и то отчасти (не так уж это и сложно — получить права шкипера, не труднее автомобильных).

Если же вы в лодке гость (арендатор), о бумагах можете не беспокоиться — у капитана (владельца, нанятого шкипера) они в полном порядке.

Также многих беспокоят опасения, что при хождении на яхте могут возникнуть проблемы с пониманием морской этики. Это тоже справедливо — на яхте существуют особые правила поведения, которые действительно необходимо знать. Однако все опытные шкиперы в первый же день проводят для гостей вводный инструктаж, который состоит всего из нескольких пунктов. Вот некоторые их них:

Слово капитана — закон. Распоряжения не обсуждаются.

Экономь питьевую воду. Даже если яхта стоит недалеко от берега.

Не оставляй следов. На яхте принято ходить босиком. В крайнем случае, в обуви с мягкой белой подошвой.

В каюту, трюм или на пирс всегда спускайся спиной вперед (во избежание травм из-за качки).

Не бросай мусор за борт. Ни в гавани, ни в открытом море.

Соблюдай правила пользования гальюном и камбузом (общеизвестные, но с небольшой яхтенной спецификой, впрочем, об этом вам расскажут на месте).

Миф третий: это небезопасно

Море остается морем, и в яхтинге, как и в любом морском путешествии, существуют опасности и неожиданности. Регата — это, конечно, не партия в шахматы, но и сильно беспокоиться о ждущей вас в море непогоде или штормах не стоит. Во-первых, потому что яхтенные туры планируются так, чтобы погода не преподносила неприятных сюрпризов. Во-вторых, яхта укомплектована всеми необходимыми спасательными средствами. И в-третьих, морская служба спасения — одна из серьезнейших в мире международных структур, имеющая в своем распоряжении и скоростные катера, и вертолеты, и тренированных специалистов с отличным снаряжением. Так что сгинуть в морской пучине вам никто не даст (если, конечно, вы не отправляетесь в малоизведанные районы Северного Ледовитого океана).

При движении в открытом море следует соблюдать минимальные правила безопасности (о них вас также непременно проинструктируют):

Использовать только нескользящую обувь и быть осторожным при качке и крене, чтобы не упасть за борт.

Не стоять на корме (вовремя наклоняться) при повороте, чтобы не ударило гиком (мобильное горизонтальное устройство на мачте для крепления паруса) по голове.

Надевать защитные перчатки, чтобы не стереть о шкоты (веревки) кожу на руках.

Защищаться от солнца — в море солнечный ожог можно получить гораздо быстрее, чем на пляже.

Помните об этом — и можете быть уверены, что ничего плохого в море с вами не случится.

Миф четвертый: на яхте сильно укачивает

Бывает. Но для этого должно совпасть несколько факторов: маленькая лодка, плохая погода, боковая волна, долгий (более 3–4 часов) безостановочный переход, отсутствие занятия, неправильное поведение.

Чтобы ходить на яхте, вовсе необязательно иметь от рождения крепкий вестибулярный аппарат или долго его тренировать. Парусная яхта комфортнее моторной лодки, которую при волнении действительно сильно качает во все стороны. Под давлением ветра она более стабилизирована, и в отличие от последней ее движения более плавны и спокойны.

Правильному поведению при сильной качке вас непременно научат заранее. Главное будет — не смотреть вниз и на неподвижные детали корабельной оснастки. Лучше следить за линией горизонта. А в идеале — находиться при этом за штурвалом или рулем.

И наконец, к этому привыкают. Даже у особо чувствительных людей неприятные ощущения от легкого укачивания проходят на второй-третий день. А до той поры вас поддержат современные медицинские препараты, имеющиеся в аптеках в большом ассортименте. Или... обыкновенный имбирь — отличное натуральное средство от морской болезни.

Миф пятый: это скучно и некомфортно

Если это правда, то почему все олигархи так любят данный вид отдыха?

Яхтинг — это возможность отдалиться от суеты и оказаться практически один на один со стихией. Это — свежий ветер и чистейшее море, от купания в котором на рассвете или на закате солнца, наблюдая за обитателями морских глубин, просто захватывает дух. Одного этого уже больше чем достаточно.

Но на яхте к тому же постоянно что-то происходит. Отдыхающие — не просто пассажиры, это команда, которая активно участвует в управлении яхтой. Вместе со шкипером можно постигать науку мореплавания, двигаться по приборам, учиться пришвартовываться и вставать на якорь. Таких знаний не получить ни в одной теоретической школе.

И наконец, чаще всего круизные маршруты планируют так, чтобы не было длинных переходов и оставалось достаточно времени на осмотр достопримечательностей на берегу. Как правило, почти каждый день яхта швартуется в марине нового города или поселка, где можно найти рестораны, дискотеки, магазины и другие развлечения. Любители же уединенного отдыха бросают якорь в диких бухтах и, добравшись до берега на шлюпке или просто вплавь, гуляют по безлюдным горам, пустынным пляжам или заброшенным крепостям.

Теперь о комфорте. Представление о нем складывается из нескольких факторов: погоды, планировки яхты и удобств.

Относительно погоды — у каждого свое представление о комфорте. Поэтому при планировании путешествия просто подберите для себя оптимальное время — с нужной температурой (кстати, в самые жаркие месяцы на яхте благодаря морскому бризу прохладнее, чем на берегу), спокойным морем или ходовым ветерком.

Места на яхте среднего класса, конечно, сравнительно немного. Это, пожалуй, единственный миф, который мы не в состоянии развеять. Так что если вы из тех, кому не по душе пусть уютные, но тесные апартаменты, яхтинг действительно не для вас.

А вот по поводу отсутствия удобств можно не переживать. На современных круизных яхтах есть все необходимое для комфортной жизни в течение недель и даже месяцев: электричество, горячая вода, туалет, душ, полностью оборудованная кухня.

Миф шестой: яхтинг бесполезен для государства

И поэтому в него якобы не стоит вкладываться, не имеет смысла развивать. Это самое большое и вредное заблуждение о яхтинге. Потому что именно из-за него яхтинг в России действительно остается удовольствием для избранных, ибо предложений недостаточно, яхт мало, а инфраструктуры практически нет.

Между тем во многих государствах индустрия яхтинга — это процветающий бизнес, включающий сотни тысяч яхт, разветвленную сеть марин, судостроительные верфи, чартерные и сервисные компании. Эта индустрия приносит значительный доход как отдельным гражданам, так и экономике в целом. К примеру, Турция сегодня зарабатывает на яхтенном туризме более трех миллиардов евро в год. А к 2023 году, в соответствии с прогнозами, яхтинг будет пополнять ее бюджет ежегодно на 14,6 миллиарда евро.

Россия имеет куда более длинную морскую, озерную и речную береговые линии. Интерес к нашей стране в яхтенном мире огромен. Развитие яхтинга, несомненно, будет способствовать и формированию положительного имиджа страны, и улучшению инвестиционного климата.

К счастью, в России немало активных людей, понимающих, что яхтинг просто необходимо развивать. И далеко не только ради отдыха. Так, в 2013 году в России был организован Первый международный яхтенный фестиваль "Черное море"[1]. Его целями было:

  • популяризация яхтинга как здорового образа жизни, доступного вида отдыха и экономически выгодного для страны бизнеса;
  • привлечение внимания российской общественности к необходимости развития яхтенной инфраструктуры, совершенствования судоходного законодательства;
  • распространение морских знаний, парусной культуры, исторического яхтенного опыта, ответственного внимания к окружающей среде, умения жить в гармонии с природой.

Постепенно меняется отношение к яхтингу и в эшелонах власти. К примеру, тогда же, в 2013 году, Президент России подписал Федеральный закон № 110‑ФЗ[2], позволяющий иностранным прогулочным и спортивным парусным судам осуществлять плавание и стоянку во внутренних морских водах за пределами пункта пропуска через Государственную границу РФ. Внесенные изменения сняли часть трудностей, препятствующих развитию международного яхтенного туризма.

88.png

Однако информация об этом до сих пор распространяется медленно. Кроме того, не решен целый ряд других проблем нормативно-правового поля, регулирующего судоходную деятельность в нашей стране.

А. В. ВАСЮК



[1] Источник: psj.ru/saver_national/detail.php?ID=74875

[2] kremlin.ru/acts/bank/37329

Поделиться