Версия для печати 261 Материалы по теме
Сотрудники учреждений заинтересованы в корпоративном контроле

В августовском номере журнала "Бюджет" опубликована статья Ларисы Александровны Маковеевой, и. о. министра финансов Кировской области, посвященная корпоративному контролю. Мы размещаем часть материала, в которой говорится о том, как в региональном минфине изучали заинтересованность сотрудников учреждений в этом направлении деятельности.

Среди основных задач Министерства финансов Кировской области как органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере государственных закупок, важнейшими являются выявление и пресечение правонарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также реализация принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения.

Количество правонарушений в сфере государственных закупок ежегодно увеличивается. В связи с этим Министерство финансов Кировской области разработало комплекс мер, направленных на профилактику нарушений закона о контрактной системе. В 2017 году действенным инструментом обеспечения законности закупочной деятельности бюджетных учреждений стал проект «Корпоративный контроль».

Соблюдение принципа открытости и прозрачности информации, реализуемого Федеральным законом № 44‑ФЗ, обеспечивает размещение в единой информационной системе полной информации об осуществляемых закупках.

Так, в ЕИС публикуются планы закупок; информация о заключении, изменении, расторжении, исполнении контрактов; данные об оплате контрактов, начислении неустоек; документы о приемке и др. То есть заинтересованные лица имеют возможность обратиться к ЕИС и получить любые сведения как о планируемой, так и об осуществленной закупке. И здесь возникает вопрос: кто является заинтересованными лицами? Предположим, что это органы, осуществляющие государственный финансовый контроль, а также граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц, которые вправе в соответствии со статьей 102 Федерального закона № 44‑ФЗ проводить общественный контроль.

Однако, как показывает практика, контрольные органы в силу объективных причин не могут обеспечить проведение необходимого количества контрольных мероприятий. Общественные объединения и объединения юридических лиц при осуществлении контроля, как правило, ориентированы на определенные закупки (например, автомобили для государственных нужд, предметы роскоши). Что касается граждан, то ясно одно, что москвичу нет никакого дела до закупок Кировского областного государственного образовательного учреждения, расположенного, например, в Орлове. А вот сотруднику этого учреждения они могут быть интересны.

Минфин Кировской области провел опрос среди не являющихся работниками контрактных служб (контрактными управляющими) сотрудников 30 разных учреждений. Анкетируемым были заданы следующие вопросы:

Интересует ли вас, что закупается учреждением, в котором вы работаете?

Знаете ли вы, что существует интернет-ресурс, который позволяет получить информацию о всех закупках, осуществляемых вашим учреждением, с указанием поставщика, цены, количества закупаемого товара, срока поставки и др.?

Пытались ли вы искать информацию в ЕИС о закупаемых вашим учреждением товарах, работах, услугах; если нет, то почему (при условии положительного ответа на второй вопрос)?

Результаты таковы. 85% опрошенных обозначили свою заинтересованность в закупаемых учреждением товарах, работах, услугах. 70% «что-то слышали» о существовании «какой-то системы», в которой содержится информация о закупках. Но при этом ни один из опрошенных ни разу не пытался найти в ЕИС информацию о какой-либо закупке. 

Одни — по причине отсутствия интернета, другие не знают, где искать; третьи просто не задумывались над этим вопросом. Впрочем, практика показывает, что даже профессионалу не всегда удается найти ту или иную информацию в ЕИС. Результаты опроса позволяют сделать следующий вывод: желание у работников учреждений владеть информацией о закупаемых товарах есть, однако по объективным причинам оно не реализуется.


Поделиться