Версия для печати 653 Материалы по теме
Как создать эффективную систему внутреннего финансового контроля

Тема внутреннего финансового контроля актуальна уже несколько лет, однако создание систем ВФК на практике все еще вызывает много вопросов. Разобраться в особенностях построения ВФК поможет Андрей Анатольевич САМЧЕНКО, руководитель центра компетенции по вопросам ВФК корпорации «Парус», директор компании «Бюро инноваций и консалтинга», член рабочей группы ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» Минфина России по разработке и апробации риск-ориентированной системы ВФК главных администраторов (администраторов) средств федерального бюджета.

— Андрей Анатольевич, регулирующие органы, в частности Минфин России, отмечают довольно низкие темпы внедрения систем ВФК в ведомствах. В чем вы видите причину этого?

— Создание системы ВФК требует разработки детальной методологии. Для органов власти, основная деятельность которых характеризуется выраженной ведомственной спецификой, это масштабная и трудоемкая работа. Сначала необходимо актуализировать внутренние нормативно-правовые акты с учетом требований приказа Минфина России № 356 от 7 сентября 2016 года. Затем составляется исчерпывающий перечень подлежащих контролю бюджетных процедур, детализированных по процессам и операциям. Процедуры в перечне исчисляются десятками, и каждая из них может включать от 10 до 100 процессов, подпроцессов и операций. Далее каждую бюджетную операцию из перечня оценивают с точки зрения вероятности наступления бюджетных рисков. При этом устанавливаются причины возникновения нарушений и факторы, влияющие на величину бюджетного риска. Учитывается квалификация сотрудников, степень автоматизации бюджетной операции, выявленные ранее нарушения. На следующем этапе разрабатываются карты ВФК, содержащие конкретные контрольные действия.

— Какие сложности обычно возникают при разработке контрольных действий?

— Описание контрольного действия должно быть очень подробным, с четким алгоритмом проверки и однозначными формулировками, не допускающими толкований.

Не менее важно определить оптимальный объем проверок. С одной стороны, в контрольную зону обязательно должны войти все потенциально опасные с точки зрения рисков операции и показатели. С другой — количество контрольных действий по каждой процедуре не должно быть чрезмерным, так как это всегда приводит к формальному контролю, как говорится, для галочки.

Надо заметить, что описание контрольных действий и оценка бюджетных рисков — для большинства ведомств абсолютно новая область деятельности. Как правило, собственных специалистов, обладающих достаточными компетенциями в сфере риск-менеджмента и разработки регламентов ВФК, у органов власти нет. Поэтому нередко привлекаются внешние эксперты, что позволяет снять дополнительную нагрузку с сотрудников ведомства и заметно повысить темпы внедрения ВФК.

— Внешние эксперты могут помочь при построении системы ВФК, но как сократить нагрузку на специалистов непосредственно при осуществлении контроля?

— В идеале нужно настроить автоматизированный контроль в тех системах, которые применяются в ведомстве для осуществления бюджетных процедур. Рутинные контрольные операции на основе заданных алгоритмов система выполняет в считаные минуты. Машинный контроль исключает влияние человеческого фактора и связанные с ним ошибки. К тому же отпадает необходимость ограничивать количество операций для проверки.

Но если по объективным причинам автоматизация собственно контрольных функций невозможна, мы рекомендуем как минимум настроить в специализированной информационной системе ведение реестра бюджетных процедур, процессов и операций (для удобства управления этой информацией), а также автоматизировать формирование карт, журналов и отчета по ВФК. Это серьезно сократит трудозатраты на осуществление контроля и во многом упростит задачу ведения ВФК в органе власти.

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

Поделиться