25 апреля 2024 года
Версия для печати 1926 Материалы по теме
Сегодня в России люди предпочитают не связываться с государством, потому что это всегда проблема, справедливо заметил глава ЦСР
Шесть причин для цифровизации госуправления

Среди множества тем Московского финансового форума (МФФ), состоявшегося в столице 8 сентября 2017 года, приоритетными значились две: «Новое качество государственного управления» и «Цифровизация экономики». В программе мероприятия они были разнесены по разным залам, обсуждение проходило с участием разных экспертов, но говорили специалисты практически об одном и том же, потому что в новой реальности темы эти глубоко взаимосвязаны.

«В современном мире государства конкурируют не ресурсами, а моделями управления», — поделился своими размышлениями ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) В. А. Мау, открывая панельную дискуссию, посвященную госуправлению. С ресурсами у нашей страны все хорошо. Но в конкурентной борьбе с другими, даже значительно менее обеспеченными государствами мы давно и основательно проигрываем. Выходит, проблема действительно в управлении.

Прежде чем приступить к основному разговору, модератор предложил всем участникам ответить, в чем они видят основную причину низкого качества государственного управления в России. Для удобства было организовано интерактивное голосование. Желающие могли выбрать один из шести пунктов, сформулированных составителями.

В голосовании приняли участие около 100 человек. Результаты распределились следующим образом:

— 32,2% основной причиной низкого качества государственного управления в России назвали игнорирование новейших технологических трендов при организации системы госуправления;

— 23% высказались за низкое качество законодательства Российской Федерации;

— третье место (по 12,6% голосов) разделили следующие причины: слабая защита прав и свобод человека (низкое качество судебной власти); непрофессионализм чиновников и коррупция;

Полный материал опубликован в журнале «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

— на последнем месте (6,9% голосов) оказался избыточный государственный контроль (надзор).

Впоследствии каждый из участников дискуссии, начиная свое выступление, при желании сообщал, что из предложенного выбрал (бы) он, и пояснял свою позицию. Так, по мнению главы Центра стратегических разработок (ЦСР), экс-министра финансов А. Л. Кудрина, в опросе отражены не все возможные причины некачественного управления в России. Но из того, что есть, он назвал бы слабую защиту прав человека.

«При этом она не сводится только к низкому качеству судебной власти, — добавил Кудрин. — Защита прав и свобод означает, что в общении с клиентом, с человеком, с гражданином государство должно быть партнером и строго учитывать его интересы. Гражданин должен иметь право опротестовывать действия государства — быстро, просто, автоматически».

Сегодня в России люди предпочитают не связываться с государством, потому что это всегда проблема, справедливо заметил глава ЦСР. Загонять человека по кабинетам — у нас обычная практика.

«Должны быть новая этика, новая культура взаимоотношений человека и государства, — считает Кудрин. — Именно это звено, на мой взгляд, ключевое в организации требований ко всей системе госуправления. А технологические тренды, качество законодательства и прочее — это важнейшие, но все же инструменты на пути решения этих, главных, проблем».

Близкой точки зрения придерживается министр РФ по вопросам открытого правительства М. А. Абызов. Главными российскими проблемами, по его мнению, являются слабая защита прав граждан (низкое качество судебной системы) в совокупности с низким качеством законодательства. По словам Абызова, невозможно качественно защитить интересы гражданина, если законодательство, на которое опирается судебная система, неэффективно и несовершенно. Суд в таком случае не может быть справедливым.

А вот губернатор Владимирской области С. Ю. Орлова и проректор РАНХиГС, директор Высшей школы государственного управления А. Г. Комиссаров оказались в меньшинстве. Они проголосовали за избыточный государственный контроль. Орлова готова была привести множество примеров того, как избыточный контроль вредит бизнесу. А Комиссаров добавил, что он ощущается не только в работе частных компаний, но и внутри государственных структур: «Когда я перешел на госслужбу, поразился, что в отличие от предпринимателей, которые всегда ищут, что можно сделать, чиновники всегда ищут, почему этого сделать нельзя».

Это часть репортажа с мероприятия. Полный материал доступен подписчикам журнала «Бюджет».


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно