Версия для печати 637 Материалы по теме
Платная дорога - один из примеров концессии
Порядок полной компенсации расходов концессионера за счет средств бюджета определят законом

Министерство финансов России подготовило законодательные предложения, которые в явном виде устанавливают возможность полной компенсации из бюджета расходов концессионера для проектов, в которых концессионер не собирает плату с пользователей либо размер такой платы не обеспечивает окупаемости его инвестиций. Об этом сообщается на сайте финансового ведомства.

Предложения Минфина определяют общие условия такой компенсации: на этапе строительства (за счет капитального гранта) – до 75% капитальных расходов, на этапе эксплуатации (за счет текущих выплат, не зависящих от показателей использования объекта) – до 50% эксплуатационных расходов.

Речь идет о предложениях по внесению поправок в Федеральный закон «О концессионных соглашениях». Данные предложения направлены для обсуждения и выработки согласованной позиции в Минэкономразвития России, Минтранс России и ФАС.

Предложения обеспечивают четкое разграничение случаев заключения концессионных соглашений в соответствии с Законом о концессиях и государственных (муниципальных) контрактов на строительство объектов инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

В настоящее время закон о концессиях, с одной стороны, не содержит однозначного указания на возможность полного возмещения из бюджета расходов концессионера. В то же время в ряде случаев (например, при поступлении в бюджет платы за использование объекта инфраструктуры или при оказании с его использованием государственных и муниципальных услуг за счет бюджетных средств) полное возмещение расходов концессионера на строительство и эксплуатацию объекта государственной (муниципальной) собственности из бюджета соответствует экономической сути (цели) концессионных проектов.

Как говорится в сообщении Минфина, закон о концессиях не определяет, какая часть расходов концессионера в каких случаях и на каком этапе может быть возмещена из бюджета. Например, в случае возмещения из бюджета 99,9% расходов концессионера на этапе строительства объекта концессионное соглашение практически не будет отличаться от государственного (муниципального) контракта на строительство объекта. 

Это дает возможность использовать «короткие» концессионные проекты не для привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры и оптимизации управления государственным (муниципальным) имуществом, а для обхода конкурентных процедур, установленных Законом о закупках. 

Остальная часть капитальных расходов концессионера может быть возмещена из бюджета в форме платы концедента в течение пяти лет или более, в том числе в течение первых трех лет – не более 75% такого возмещения (то есть с учетом капитального гранта в первый год после ввода в эксплуатацию из бюджета может быть возмещено до 93,75% капитальных расходов концессионера).

При этом эксплуатационные расходы концессионера могут в полном объеме возмещаться из бюджета сразу после ввода объекта в эксплуатацию (за счет выплат в пределах 50% и/или платы концедента, зависящей от параметров использования объекта концессии).

Таким образом, объект инфраструктуры может быть создан либо в рамках концессионного проекта с привлечением собственных или заемных средств концессионера либо путем заключения государственного (муниципального) контракта на строительство объекта со 100% его оплатой сразу после ввода объекта в эксплуатацию (с возможностью авансирования в соответствии с бюджетным законодательством) без смешения этих принципиально разных механизмов.

По мнению Минфина России, устранение сложившейся в данной сфере правовой неопределенности будет способствовать улучшению инвестиционного климата и привлечению к развитию инфраструктуры частных инвестиций при одновременном обеспечении прозрачности и конкуренции при осуществлении государственных (муниципальных) закупок в сфере строительства. При этом в любом случае изменения в законодательство должны вводиться в действие поэтапно и не должны распространяться на уже заключенные или готовящиеся концессионные соглашения и начатые конкурсные процедуры.

В сообщении отмечается, что Минфин России готов участвовать в подготовке и обсуждении предложений федеральных и региональных органов власти, инвесторов, экспертного сообщества, направленных на решение этой актуальной проблемы.

Поделиться