Версия для печати 406 Материалы по теме
Д. А. Казанцев
Масштабные поправки в Закон № 223-ФЗ

Дмитрий Александрович КАЗАНЦЕВ, руководитель Департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center, кандидат юридических наук

Более двух лет потребовалось для согласования и прохождения во втором чтении поправок, предусматривающих радикальное расширение и уточнение всех норм Закона № 223‑ФЗ. Сегодня процесс принятия законопроекта вступил в завершающую стадию, и уже можно говорить о том, какие изменения в правилах закупок ждут госкомпании.

Законопроект № 821534-6 был внесен в Госдуму еще летом 2015 года в рамках работы по сближению норм законов № 223 ФЗ и № 44 ФЗ. Параллельно с ним разрабатывался и принимался законопроект № 623906-6, посвященный развитию контрактной системы. 15 декабря 2017 года одновременно оба законопроекта были приняты во втором чтении, а уже 20 декабря прошло третье чтение.

Суммарный объем поправок велик — он превышает сотню страниц, и их детальный анализ с точки зрения воздействия на закупочную деятельность заказчиков (равно как и на работу поставщиков) еще впереди. Учитывая, что автором поправок выступало Правительство РФ, вероятность отклонения законопроекта в Совете Федерации или его последующее неподписание стремится к нулю. Поэтому имеет смысл рассмотреть ключевые новеллы законопроекта, с которыми нам придется столкнуться, очевидно, уже в 2018 году.

Электронная форма

Столь долгожданный пакет поправок в законы № 223 ФЗ и № 44 ФЗ направлен на популяризацию электронной формы закупок. В новой редакции Закона № 44 ФЗ основной становится именно электронная форма, причем не только для аукциона, но и для всех остальных способов выбора поставщика. В поправках к Закону № 223 ФЗ аналогичное требование присутствует, но в смягченной форме: заказчик по умолчанию проводит все конкурентные закупки в электронной форме, однако может предусмотреть исключения из этого правила в своем положении о закупках. Правда, в тексте поправок сложно усмотреть однозначный ответ на вопрос о том, устанавливаются ли такие исключения лишь для закрытого перечня оснований (подобно тому, как сейчас предусматриваются основания для проведения прямой закупки) или заказчик не ограничен в установлении случаев проведения неэлектронных закупок.

В Законе № 223 ФЗ наконец-то определено понятие электронной формы. Отрадно, что понятие это гармонизировано и с Законом № 44 ФЗ, и с международными нормами: электронной названа лишь закупка, проводимая на электронной площадке. Электронную площадку для конкурентной закупки по общему правилу заказчик, как и раньше, определяет самостоятельно (об исключениях из этого правила мы поговорим ниже). При этом в Законе № 223 ФЗ дано определение такой площадки, установлены базовые требования к ней, в том числе и требование к структуре и юрисдикции собственности, а также прямо предусмотрена ответственность электронной площадки за нарушение процедур, предусмотренных Законом № 223 ФЗ.

Поделиться