Версия для печати 349 Материалы по теме
Е. А. Федченко
Методические аспекты проверки обязательств в процессе санкционирования расходов

Елена Алексеевна ФЕДЧЕНКО, доцент кафедры финансового контроля, анализа и аудита ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», доктор экономических наук

В статье проведено исследование контроля использования бюджетных средств на этапах бюджетного процесса. Предложены методические подходы к разработке контрольных процедур учета обязательств (расходных, бюджетных, денежных). Рекомендована классификация обязательств. Показана взаимосвязь процедур в бюджетном, закупочном, учетном и контрольном процессах. Дано обоснование трансформации видов обязательств с учетом изменений бюджетного законодательства.

Основным оценочным критерием эффективности использования бюджетных средств считается бюджетный контроль, направленный на финансово-бюджетные операции, осуществляемые на всех этапах бюджетного процесса. Информационной основой для формирования оценки эффективности использования бюджетных средств служит система бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности в части учета операций санкционирования расходов хозяйствующего субъекта. Информация об операциях санкционирования расходов должна быть использована для контроля расходных обязательств, бюджетных и денежных обязательств по их принятию и исполнению. Также санкционирование осуществляется в целях повышения уровня контроля со стороны контрольных органов за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Классификацию обязательств применительно к операциям санкционирования расходов хозяйствующего субъекта можно представить следующим образом: принимаемые (принятые) контрактуемые бюджетные обязательства; принятые неконтрактуемые бюджетные обязательства; отложенные обязательства; принятые контрактуемые и неконтрактуемые денежные обязательства. На рисунке 1 представлена детализация классифицируемых обязательств, которая должна быть использована при формировании контрольных процедур учета санкционирования расходов.

Контроль на стадии планирования бюджета

 Контроль на стадии планирования бюджета заключается в оценке бюджетных ассигнований при исполнении действующих расходных обязательств и принимаемых обязательств. Контрольные процедуры при планировании бюджета изложены в СГА 201 «Предварительный аудит формирования федерального бюджета».

Они предусматривают «необходимость выявлять резервы оптимизации или сокращения расходов по кодам классификации расходов бюджетов и направлений расходов на основе проверки и анализа обоснованности бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд; на осуществление капитальных вложений по контрактам, по которым за предшествующие периоды сложилась дебиторская задолженность по расходам; на предоставление субсидий учреждениям, по которым имеются неиспользованные остатки средств субсидий; на предоставление субсидий и субвенций субъектам РФ с учетом уровня их кассового исполнения, эффективности использования; на осуществление взносов в уставные капиталы юридических лиц и имущественных взносов в государственные корпорации и компании; обоснованности и целесообразности расходов бюджета, включая проверку и анализ их структуры, расчетов, соответствия нормативам; целевого и эффективного использования расходов бюджета по результатам ранее проведенных проверок, включая проверки эффективности и результативности расходов по государственным программам и т. д.»[1]. Следовательно, существенный резерв повышения эффективности бюджетных расходов лежит в области планирования бюджета, анализа и исполнения расходных обязательств.

Контроль на стадии исполнения бюджета

Контроль на стадии исполнения бюджета заключается в проверке принятия и исполнения бюджетных обязательств, подтверждения и исполнения денежных обязательств. В СГА 203 «Последующий контроль за исполнением федерального бюджета» изложены контрольные процедуры процесса исполнения бюджета, но не отражено содержание контрольных процедур по видам обязательств, возникающих на данном этапе бюджетного процесса. Так, в рамках контрольных процедур можно выделить: проверку объема доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств; проверку сумм принятых и исполненных бюджетных, денежных обязательств; проверку принятых обязательств в разрезе кодов бюджетной классификации, что позволяет оценить объем прав на принятие обязательств; проверку оплаты денежных обязательств в пределах, доведенных до учреждения ЛБО; проверку оплаты денежных обязательств по публично-нормативным обязательствам в пределах доведенных до учреждения бюджетных ассигнований; проверку санкционирования оплаты денежных обязательств. В таблице 1 отражено содержание предлагаемых контрольных процедур, осуществляемых на стадии исполнения бюджета. Предлагаемые контрольные процедуры проверки обязательств в процессе санкционирования расходов хозяйствующего субъекта будут способствовать уточнению порядка проведения последующего контроля процесса исполнения бюджета.

Таблица 1. Контрольные процедуры проверки обязательств в процессе санкционирования расходов

Контрольные процедуры на стадии исполнения бюджета

Содержание контрольной процедуры

Анализ и обоснование бюджетных ассигнований

Установление соответствия расходных и бюджетных обязательств

Проверка своевременности и полноты доведения ЛБО

 Установление корректности обоснования бюджетных обязательств

Проверка формирования и исполнения бюджетных смет

Сверка утвержденных бюджетных обязательств с исполненными денежными обязательствами

Проверка соответствия фактических показателей исполнения бюджета по расходам показателям, утвержденным законом о бюджете

 Установление соответствия исполненных денежных обязательств принятым бюджетным обязательствам

Проверка достоверности отчетности об исполнении расходов бюджета

Сверка принятых, исполненных бюджетных обязательств с принятыми и исполненными денежными обязательствами

Проверка соблюдения бюджетного законодательства и нормативно-правовых актов РФ при исполнении расходов бюджета

Анализ исполнения расходов бюджета

Анализ и проверка выполнения показателей, характеризующих кассовое исполнение закона о федеральном бюджете. Соответствие исполненных расходов бюджета бюджетной классификации

Анализ исполненных денежных обязательств

Анализ исполнения публично-нормативных обязательств

Анализ исполненных публично-нормативных обязательств

Анализ причин неравномерного исполнения кассовых расходов

Анализ исполненных денежных обязательств

Оценка неиспользованных объемов бюджетных ассигнований

Соответствие принимаемых и принятых обязательств

Проверка и анализ исполнения субсидий на осуществление капитальных вложений

Соответствие принятых бюджетных обязательств и исполненных денежных обязательств

Анализ результативности использования средств бюджета на выполнение государственного задания, иные цели. Оценка эффективности использования субсидий

Анализ и обоснование бюджетных и денежных обязательств

Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей (просроченной, нереальной к взысканию задолженности)

Анализ исполненных денежных обязательств

Оценка эффективности использования средств бюджета на исполненные государственные программы

Сравнение исполненных денежных обязательств с принятыми и исполненными бюджетными обязательствами

Анализ результатов проведения закупочного процесса и оценка полученной экономии

Установление соответствия принимаемых и принятых обязательств

Оценка эффективности расходов инвестиционного характера

Сравнение исполненных денежных обязательств с принятыми и исполненными обязательствами

Анализ взносов в уставные капиталы юридических лиц

Анализ исполненных денежных обязательств

Анализ объемов остатков неиспользованных, невозвращенных средств бюджета

Анализ исполненных денежных обязательств

На основании статьи 264.1 БК РФ бюджетные и денежные обязательства являются объектами бюджетного учета и учитываются на счетах пятого раздела «Санкционирование расходов экономического субъекта» единого плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета (рисунок 2)[2]. Отметим, что представленная информация по счетам санкционирования расходов хозяйствующего субъекта позволит сформировать контрольные процедуры по определенным критериям: по отношению к объектам проверки, по отношению к источникам финансового обеспечения государственного (муниципального) учреждения.

Поделиться