Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
Сентябрь,
Москва
Версия для печати 973 Материалы по теме
О. С. Чеснокова
Вектор бюджетной политики

Ольга Степановна ЧЕСНОКОВА, заместитель председателя, начальник Казначейского управления Комитета финансов администрации города Братска

О бюджете на предстоящую трехлетку, совершенствовании внутреннего муниципального финансового контроля, социальной поддержке населения и долгосрочном бюджетном планировании.

О бюджете на предстоящую трехлетку

Бюджет на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов сформирован в следующих параметрах: в 2018 году доходы составят 4,84 миллиарда рублей, расходы — 4,94 миллиарда рублей. Показатели бюджета на 2019 и 2020 годы практически не изменяются. В соответствии с государственной бюджетной политикой трехлетний бюджет предусматривает снижение дефицита. В 2018 году дефицит бюджета запланирован в объеме 100 миллионов рублей, или 4,4% объема доходов без учета безвозмездных поступлений, в 2019 году — 41,3 миллиона (1,8%), в 2020 году — 40 миллионов рублей (1,6%). Бюджет остается социально ориентированным — на социальную сферу приходится 74% расходов. Сформирован бюджет по программно-целевому принципу — сумма расходов, предусмотренных 19 муниципальными программами, составляет 92% от общего их объема.

С 2013 года из городского бюджета финансируются бюджетные обязательства по выполнению майских указов Президента РФ. Повышение средней заработной платы работников учреждений дополнительного образования (12 учреждений, 325 педагогических работников) и работников культуры (9 учреждений, 477 работников), обеспечение доступности дошкольного образования, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья требуют значительных ресурсов. На реализацию государственной программы переселения граждан из аварийного жилья в последние три года направлялось почти по 200 миллионов рублей собственных средств бюджета ежегодно. Повышение заработной платы работникам муниципальных учреждений остается безусловным приоритетом бюджета на предстоящий период.

Что касается капитальных (инвестиционных) расходов, то запланировано смещение акцента бюджетной политики на улучшение состояния муниципального имущества, зданий, городской инженерной инфраструктуры. В бюджетном прогнозе до 2027 года и бюджете на трехлетний период определено увеличение инвестиционной составляющей расходов до уровня не менее 10% собственных расходов. Сформирован бюджет развития: в 2018 году — в объеме 201 миллион рублей, в 2019 году — 160 миллионов, в 2020 году — 210 миллионов. Основным принципом его формирования является привлечение софинансирования из областного и федерального бюджетов. Ассигнования запланированы как на инвестиции в новые объекты, так и на капитальный ремонт учреждений, на приобретение пассажирского транспорта и дорожной техники.

Также решается поставленная мэром города задача по финансовому обеспечению такого направления, как «Жилье — молодым». Администрация города проводит работу с региональным правительством и Законодательным собранием Иркутской области с целью увеличения числа сертификатов для молодых семьей, позволяющих получить социальную выплату на приобретение жилья. В 2017 году такие сертификаты получили 68 семей, планируется, что в 2018 году будет 300 получателей.

Традиционно уделено внимание мероприятиям по повышению открытости бюджетного процесса города, развитию проектов инициативного бюджетирования. Муниципальный бюджет будет участвовать в софинансировании федеральных и областных проектов инициативного бюджетирования. Кроме того, планируем ежегодно направлять по 25 миллионов рублей на реализацию местного проекта «Наказы жителей города Братска».

О совершенствовании внутреннего муниципального финансового контроля

Одним из важных элементов внутреннего муниципального финансового контроля является предварительный контроль, осуществляемый финансовым органом города. К 2016 году Комитет финансов администрации Братска завершил процесс перехода к санкционированию всех расходов получателей бюджетных средств после предоставления ими документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, в электронном виде. При этом обеспечено последующее хранение этих документов в электронной базе. Для территориально удаленных получателей бюджетных средств реализован юридически значимый электронный документооборот с использованием электронных подписей. В целях обеспечения валидности электронной подписи автоматизирован процесс учета и контроля документов, подтверждающих должностные полномочия и полномочия на подписание документов.

86% учреждений бюджетной сети муниципального образования Братска (131 учреждение) являются бюджетными и автономными. Поэтому в 2010 году после реформенных преобразований в сфере правового положения муниципальных учреждений в соответствии с Законом № 83‑ФЗ было принято решение об организации кассового обслуживания таких учреждений на базе муниципального казначейства с целью осуществления предварительного контроля и санкционирования кассовых расходов. Юридически значимый электронный документооборот от момента введения платежных документов в информационную систему до полной их оплаты контр­агенту, позволяет максимально быстро осуществлять расчеты. В отношении кассовых выплат по заработной плате и обязательным страховым платежам реализовано автосанкционирование.

Большое внимание уделяется контролю за своевременным исполнением принятых бюджетных обязательств, недопущению образования просроченной кредиторской задолженности. В этих целях комитет финансов разработал платежный календарь для распорядителя бюджетных средств. В соответствии с ним в первой декаде месяца основную долю платежей составляют расчеты по заработной плате и обязательным страховым платежам, во второй, как правило, осуществляются расчеты по договорным обязательствам. Использование платежного календаря помогает обеспечить первоочередное исполнение наиболее значимых расходов и сохранить ликвидность единого счета бюджета при ограниченности и неравномерности поступления доходов.

Контроль финансового органа за исполнением Федерального закона № 44‑ФЗ, в частности проверка достоверности информации об объеме финансового обеспечения закупки, включенной в различные документы (в планы закупок, планы-графики закупок, протоколы определения поставщиков, проекты контрактов, реестр контрактов), максимально распределен между отделами комитета финансов. Эффективность такого подхода доказана минимальным увеличением должностных обязанностей и взаимозаменяемостью сотрудников.

О социальной поддержке населения

Социальная поддержка населения — приоритетное направление расходов бюджета. Всего на оказание мер социальной поддержки гражданам в проекте бюджета Братска на 2018–2020 годы запланированы ассигнования (с учетом полномочий областного бюджета) на 2018 год — 212 миллионов рублей, на 2019 год — 211 миллионов, на 2020 год — 207 миллионов.

Объем дополнительных мер социальной поддержки, предоставляемых за счет местного бюджета, установленных решениями Думы города Братска для отдельных категорий граждан, составит в 2018 году 186 миллионов рублей. Из них на предоставление населению льгот по местным налогам — 113 миллионов рублей.

О долгосрочном бюджетном планировании

Целью долгосрочного бюджетного планирования является оценка долгосрочных тенденций изменений объема и структуры доходов и расходов бюджета города, структуры и условий привлечения и обслуживания заимствований, перспектив межбюджетного регулирования, а также обеспечение связи между бюджетными проектировками и долгосрочными целевыми показателями муниципальных программ. В 2017 году комитет финансов сформировал документ стратегического планирования на предстоящий десятилетний период — Бюджетный прогноз до 2027 года. Это позволило нам взглянуть на возможности бюджета в перспективе, увязать между собой доходы и расходы, оценить степень его сбалансированности, спрогнозировать пики расходов и выстроить определенное стратегическое поведение.

Вектор бюджетной политики направлен на поэтапное снижение объемов муниципального долга и к его сокращению до 350 миллионов рублей в 2027 году, то есть более чем в два раза. Еще одним важным положением Бюджетного прогноза города Братска является намерение направлять на развитие и капитальные вложения не менее 10% собственных расходов бюджета, что позволит в долгосрочной перспективе обеспечить повышение качества жизни населения города Братска.


Поделиться