Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
7 июня,
Москва

XI Всероссийский конкурс


«Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
Успейте подать документы до
23 апреля
Версия для печати 1669 Материалы по теме
Извилистый путь по шатким камням, или В чем секрет успешной трансформации Китая?

С 1979 года, когда в Китае начались экономические реформы, ВВП страны вырос более чем в 1000 раз. Это превратило КНР в крупнейшую экономику мира и в одного из самых влиятельных игроков. Почему трансформация экономики прошла так успешно, особенно если сравнивать с другими посткоммунистическими странами? На этот вопрос отвечает курс лекций, который читают в Гонконгском университете науки и технологий. «Бюджет» прослушал лекции китайского вуза. Оказалось, что в Гонконге ключевым фактором успеха считают последовательность и осторожность реформ в противовес взрывной «шоковой терапии», которую применяли в Восточной Европе.

Китайский лидер Дэн Сяопин, изменивший экономический курс КНР с социализма на капитализм, сравнивал реформы с переходом реки вброд по шатким камням. Эту метафору можно понимать двояко. С одной стороны, приходится постоянно наступать на камни и проверять, насколько устойчив выбранный валун. С другой — направление движения плохо предсказуемо. Вы можете сделать несколько шагов, когда поймете, что следующие камни нестабильны, и вам придется поворачивать. Маршрут может превратиться в зигзаг.

Авторы лекций четко противопоставляют этот подход «шоковой терапии» (они также называют ее «большим взрывом»), которая применялась в странах Восточной Европы. По их мнению, статистика показывает, что китайский градуализм более эффективен. Так, «шоковая терапия» в странах СНГ привела к резкому падению ВВП, что было связано с неспособ­ностью экономики адаптироваться к новым условиям, и лишь потом последовал рост. Китай демонстрировал последовательные темпы роста ВВП с самого начала реформ в 1979 году.

Китай имел ряд преимуществ перед СССР. Хотя об этом редко говорят

Когда Китайская Народная Республика начинала экономические реформы, ее стартовые позиции по многим показателям были намного хуже, чем у СССР. Это была бедная тоталитарная страна со слабо развитой промышленностью и низкой производительностью труда. Однако авторы курса лекций обращают внимание, что на самом деле у КНР были значительные преимущества, о которых часто забывают.

Так, в СССР на момент либерализации цен был денежный навес — ситуация, когда денежные средства на руках у населения не обеспечены достаточным уровнем производства востребованных товаров и услуг. В результате он обрушился и привел к взрыву инфляции. В КНР такой ситуации не было. Кроме того, управление китайской экономикой было децентрализовано в отличие от советской модели. Региональные и местные власти имели большие полномочия. Парадоксально, но это преимущество возникло благодаря низкой индустриализации экономики, которая в другом случае была бы недостатком.

О лекторе 

Курс лекций читает Алберт Парк (Albert Park), профессор, директор Института исследований новых рынков Гонконгского университета науки и технологий. Его специализация как ученого — экономическое развитие Китая и экономика труда. Исследования Парка регулярно попадают на страницы таких изданий, как The Economist или Bloomberg.

В то же время китайские реформы начались в условиях плохо развитых институтов. Например, ни граждане, ни даже многие чиновники не понимали, как работает право собственности, и не было необходимой законодательной базы. Юридическая защита контрактов отсутствовала. Система власти была сильно коррумпирована. Тем не менее центральному правительству удалось замотивировать местных и провинциальных (региональных) чиновников делать все для экономического роста. Авторы курса утверждают, что китайские власти прямо и непрямо передают на более низкие уровни послание о важности любых инициатив, направленных на экономический рост. Экономические результаты, достигнутые на локальном и провинциальном уровнях, уже на протяжении нескольких десятков лет являются главным критерием при отборе кандидатов на повышение в федеральные органы власти и руководящие структуры партии.

Начало пути. Деколлективизация

Китайские реформы начались с сельского хозяйства. К 1970-м годам модель коллективного хозяйствования в сельском Китае была практически идентична советской системе времен Сталина. Частной собственности на землю не было, крестьяне получали планы на производство сельскохозяйственной продукции и продавали ее государству по фиксированной цене. Одним из главных недостатков такой системы было отсутствие местных инициатив по повышению производительности труда, а также отсутствие у крестьян мотивации вкладывать свои силы в общий результат.

Неэффективность коллективного сельского хозяйства в Китае хорошо демонстрирует следующий пример. В декабре 1978 года, незадолго до начала экономических реформ, в деревне Сяоган (Xiagang) на востоке КНР крестьяне тайно заключили соглашение о разделении земли на индивидуальные участки. Они договорились распределять доходы пропорционально урожаю, собранному каждым из них. Участники обещали друг другу, что, если кто-то будет арестован за этот договор, остальные возьмут его детей на попечение. Объемы производства продукции в этой деревне в результате выросли в пять раз.

Деколлективизация является отличной иллюстрацией осторожного подхода. Необходимость реформы обсуждалась несколько лет. Сторонникам реформы приходилось убеждать остальных, обосновывая необходимость изменений мнениями самих крестьян, чему высшие чиновники уделили особое внимание. Реформа получила название «Программа ответственности домохозяйств». Такое название не должно было вызвать протестов со стороны консервативного крыла Коммунистической партии.

Реформа предполагала распределение индивидуальных участков между фермерами. Согласно ряду оценок, только в течение первых трех лет реформа дала 60% прироста производительности в сельском хозяйстве. Но крестьяне не получили сразу полной свободы. Их обязали продавать часть продукции государству по низкой цене, что стало своего рода формой сельхозналога. Государство продавало эти продукты в городах по еще более низким ценам. Через какое-то время эта система была отменена.

Говоря о реформе ответственности домохозяйств, важно понимать, что она не была первым шагом в последовательном плане по либерализации, принятом правительством. Эта реформа скорее напоминала эксперимент. У нее было много приверженцев как среди руководителей КНР, так и среди простых крестьян. И когда реформа оказалось успешной, сторонники изменений в китайском правительстве получили аргументы для обоснования следующих шагов в сторону рынка.

Приватизация по-китайски: gain without pain

Деколлективизация сельского хозяйства оказала положительный эффект на экономику КНР. Рост производительности труда освободил рабочую силу, которая потянулась в другие отрасли. Повышение благосостояния крестьян привело к росту потребительского рынка, а также к росту накоплений для внутренних инвестиций. За сельскохозяйственной реформой последовал неожиданный для китайского правительства бум создания новых муниципальных предприятий, принадлежащих властям деревень и небольших городов.

Коммунистическая партия решила распространить опыт деколлективизации в сельском хозяйстве на промышленные предприятия и компании, предоставляющие услуги населению. Для этого в середине 1980-х была внедрена аналогичная фермерской система повышения ответственности для госкомпаний. Руководители предприятий получили больше возможностей для самостоятельного назначения цен и принятия управленческих решений.

Китай в отличие от многих других переходных экономик сильно отложил приватизацию, сначала проведя либерализацию цен и рынков. Пока игроки адаптировались к рыночной системе и учились зарабатывать деньги на свободном рынке, на предприятиях сохранялись элементы плана и субсидирования. Те, у кого не получалось встроиться в рынок, оставались под защитой государства за счет плана и субсидий.

Исследователи назвали эту систему gain without pain («получи результат, не испытав боли») в противовес известному no pain no gain («без боли нет результата»). Первый этап приватизации начался только в 1993 году, когда свободный рынок развивался почти десять лет. Несмотря на приватизацию, госкомпании продолжают играть существенную роль в экономике КНР, особенно это касается энергетических ресурсов и естественных монополий (см. информацию «Железная горстка риса»).

Поделиться