Версия для печати 5329 Материалы по теме
Марина Наумова
Подводя итоги 2007 г., можно сказать, что для бюджета города он сложился вполне благоприятным. 
Марина НАУМОВА, начальник финансово-казначейского управления администрации города Рязани 

Изначально бюджет был принят с максимальным для местных бюджетов дефицитом, равным 10% доходов без учета финансовой помощи, однако устойчивые темпы роста собственных доходов позволили в течение года не только перекрыть дефицит, но и увеличить расходную часть на 177,7 млн руб. Объем поступлений собственных доходов составил 2 823,1 млн руб., что на 7,9% выше запланированных. Темп роста к 2006 г. – 124,3%.

Высокий уровень исполнения плановых показателей обеспечен главным образом за счет дополнительных поступлений от налога на доходы физических лиц, удельный вес которого в общем объеме доходов составил более 60% (1 740,3 млн руб.). Это основной и наиболее стабильный доходный источник бюджета города. По сравнению с 2006 г. поступления данного налога увеличились на 34% (441,7 млн руб.). Такие высокие темпы роста свидетельствуют прежде всего о росте благосостояния горожан, а также являются результатом работы администрации по легализации «серой» заработной платы.

Стабильностью поступлений можно охарактеризовать и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Это второй по значимости доходный источник бюджета, но, к сожалению, его доля в общем объеме доходов неизменно снижается, достигнув в 2007 г. только 8,2% (232,9 млн руб.).

Удельный вес местных налогов – земельного и налога на имущество физических лиц – в 2007 г., как, впрочем, и в предыдущие годы, остался незначительным: всего 7,4% в общем объеме доходов. Приведенная цифра свидетельствует о весьма ограниченном влиянии муниципалитетов на налоговую политику округа посредством местных налогов и подтверждает сложившееся мнение о том, что местные налоги не стали основой формирования местных бюджетов. Справедливости ради отметим, что в 2007 г. наблюдался значительный – до 166% – рост местных налогов.

Серьезную роль в формировании бюджета города играют неналоговые доходы, среди которых наибольшей динамикой характеризуются доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. В первую очередь это поступления арендной платы за землю и муниципальное имущество, на долю которых приходится 14,1% собственных доходов бюджета, а средства от реализации муниципального имущества в рамках программы приватизации добавили к ним еще 3%. Стабильность темпов роста доходов от использования муниципального имущества (115,8% к 2006 г.) обеспечивается прежде всего взвешенной политикой местных органов власти в вопросе их администрирования.

Основными плательщиками, внесшими существенный вклад в формирование доходной части бюджета города в 2007 г., являются такие крупные предприятия, как ЗАО «Рязанская нефт­еперерабатывающая компания», ФГПУ «Государственный приборный завод», ОАО «Красное знамя», ЗАО «Русская кожа», ОАО «Тяжпрессмаш».

Отдельно хотелось бы сказать о той работе, которую проводит администрация города по мобилизации доходов и повышению собираемости налогов и сборов. Несмотря на то что возможности у органов местного самоуправления здесь невелики, данному вопросу всегда уделялось и уделяется особое внимание. Еще в декабре 2001 г. в Рязани была создана комиссия по укреплению налоговой дисциплины предприятий всех форм собственности. В ежемесячно проводимых заседаниях комиссии принимают участие представители Федеральной налоговой службы, Федеральной службы судебных приставов по Рязанской области, отдела по налоговым преступлениям УВД Рязанской области, областного комитета статистики, Рязанской ассоциации экономического сотрудничества предприятий и другие заинтересованные лица. Только за 2006 и 2007 гг. было проведено 18 заседаний, на которых рассмотрены причины неплатежеспособности 129 предприятий и организаций. В результате принятия ряда мер и консолидации усилий всех структур в 2006 г. в муниципальный бюджет удалось взыскать 26 млн руб. недоимки, а в 2007 г. – 38,6 млн. Кроме того, комиссией проведена работа с 399 организациями города, выплачивающими своим сотрудникам заработную плату ниже прожиточного минимума. Такая ситуация не только отрицательно сказывалась на социальном положении горожан, но и способствовала снижению поступления налога на доходы физических лиц в бюджет города. Итогом предварительной работы комиссии стало повышение зарплаты до уровня прожиточного минимума, установленного в Рязанской области, на 334 предприятиях, а после рассмотрения деятельности организации на заседании – еще на 21 предприятии.

Несомненно, положительное влияние на исполнение доходной части бюджета оказала работа по нормативному регулированию ряда вопросов в рамках Программы реформирования муниципальных финансов. Так, в 2007 г. были утверждены следующие нормативные документы:
  • Положение о порядке проведения мониторинга налоговой недоимки, дебиторской задолженности, отсроченных и рассроченных платежей;
  • Положение и порядок оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых налоговых льгот;
  • Положение о порядке согласования проектов решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов в части, зачисляемой в бюджет города;
  • Положение о порядке предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате неналоговых платежей.
Результатом принятия данных документов явилось повышение финансовой дисциплины и эффективности администрирования неналоговых доходов бюджета, проведение инвентаризации льгот в соответствии с требованиями их социальной эффективности.

В 2007 г. объем межбюджетных трансфертов увеличился, составив 2 214,2 млн руб. против 1 505,2 млн в 2006 г. Соответственно их удельный вес в общей структуре доходов бюджета вырос с 39,8 до 44%. Обусловлено такое увеличение главным образом двумя факторами. Во-первых, выделением из федерального бюджета средств на развитие улично-дорожной сети в размере 405 млн руб., что позволило в значительной мере решить проблемный вопрос содержания и ремонта городских дорог. К сожалению, возможности собственного бюджета позволяют ежегодно направлять на эти цели весьма скромные средства, в то время как состояние дорог в Рязани, как, впрочем, в большинстве российских городов, оставляет желать лучшего. Во-вторых, в 2007 г. Рязанская область отметила свой 70-летний юбилей, и в рамках подготовки к этому мероприятию всем муниципальным образованиям, в том числе Рязани, были выделены значительные средства на благоустройство территории и капитальный ремонт жилищного фонда.

Рис. 1. Поступление доходов в бюджет Рязани в 2008 г.
















Характеризуя исполнение расход­ной части бюджета, прежде всего следует сказать о том, что бюджет города на протяжении последних лет имеет ярко выраженную социальную направленность. Не стал исключением и 2007 г. Даже при больших поступлениях целевых средств из вышестоящих бюджетов, не относящихся к отраслям социальной сферы, расходы на функционирование учреждений образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта составили почти 60% в общих расходах бюджета. В первоочередном порядке финансировались расходы по оплате труда и начислениям на нее работников бюджетной сферы, оплате потребленных бюджетными учреждениями топливно-энергетических ресурсов, питания и медикаментов и др. Большое внимание, в том числе благодаря финансовой помощи вышестоящих бюджетов, уделялось жилищно-коммунальному хозяйству Рязани: удельный вес расходов на ЖКХ в структуре расходов бюджета составил 23,5%.

Работа над проектом бюджета города на 2008 г. началась практически с апреля 2007 г. и отличалась от бюджетных кампаний предыдущих лет, что объяснялось главным образом изменениями бюджетного законодательства. По сути, параллельно с осознанием и осмыслением тех кардинальных изменений, которые Федеральный закон № 63-ФЗ внес в Бюджетный кодекс РФ в части организации бюджетного процесса и которым еще только предстояло вступить в силу, работа над бюджетными проектировками шла уже по новым правилам и в новом формате. Безусловно, во многом этому процессу содействовала реализация Программы реформирования муниципальных финансов, которая была утверждена городским советом в конце 2006 г., успешно прошла конкурсный отбор в Министерстве финансов и получила право на федеральное софинансирование.

Завершением первого этапа Программы явились разработка более 40 нормативно-правовых актов, почти половина из которых в той или иной степени затрагивает организацию бюджетного процесса. Постановлениями администрации города утверждены Методика формирования среднесрочного финансового плана, Порядок учета показателей среднесрочного финансового плана при подготовке решения о городском бюджете на очередной финансовый год, Методика планирования временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета, Методология расчета платежеспособности бюджета с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств, Порядок предоставления муниципальных гарантий и другие документы. К их практической реализации мы приступили уже во втором полугодии 2007 г.

Проект бюджета Рязани составлялся на очередной, 2008 г., при этом в основу его был положен среднесрочный финансовый план, принятый администрацией города согласно требованиям бюджетного законодательства на период 2008–2010 гг. Мы пока выбрали этот вариант, хотя, если говорить о предсказуемости и гарантиях бюджетной политики и повышении ответственности органов власти за принимаемые решения, вариант трехлетнего бюджета, безусловно, имеет ряд преимуществ. С другой стороны, учитывая большую зависимость муниципальных бюджетов от бюджетной политики субъектов, в частности от объемов средств, передаваемых в виде межбюджетных трансфертов, органы местного самоуправления, на наш взгляд, могут перейти на утверждение трехлетних бюджетов в форме закона только после перехода на этот вариант соответствующих субъектов РФ.

В основу среднесрочного финансового плана и проекта бюджета на 2008 г. были заложены принципиально новые подходы к определению объемов финансирования исходя из реестра предоставляемых муниципальных услуг. Конечно, основная работа в плане установления стандартов качества, расчета нормативов финансовых затрат на предоставление бюджетных услуг еще впереди, это задача второго этапа реформы. Пока мы лишь формализовали сам подход к расчетам главных распорядителей по выявлению потребности в предоставлении бюджетных услуг с учетом существующих на муниципальном уровне нормативов и индексов ценовой политики. Впервые при составлении среднесрочного плана и бюджетных проектировок были использованы показатели действующих и вновь принимаемых обязательств. Начат переход к качественно новому этапу применения программно-целевого метода планирования – разработке ведомственных целевых программ, утверждены четыре ведомственные программы на общую сумму 135,8 млн руб. Удельный вес таких программ в расходах бюджета пока невелик, но, на наш взгляд, это серьезный шаг на пути повышения эффективности работы отраслевых управлений по внедрению системы бюджетирования, ориентированного на результат. Кроме того, цели Программы реформирования предполагают значительную активизацию участников бюджетного процесса, и в первую очередь главных распорядителей. Конечно, здесь не обошлось без проблем, свойственных началу столь серьезных реформ. Но максимальный эффект от реализации всех запланированных мероприятий будет достигнут только в случае полного осознания участниками реформы своих задач и ответственности.

Проект бюджета города на 2008 г. был вынесен на публичные слушания. Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ мы проходим через эту процедуру уже второй год, и надо сказать, что интерес к главному финансовому документу города и активность жителей в этом году оказались выше, чем в прошлом.

Особое внимание следует уделить параметрам бюджета. Прогноз доходов бюджета Рязани на 2008 г. как составная часть среднесрочного финансового плана на 2008–2010 гг. формировался с учетом основных целей и приоритетов, определенных законодательством Российской Федерации, в условиях относительной стабильности налоговой системы и совершенствования налогового администрирования, направленного, с одной стороны, на пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения, а с другой – на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков, повышение их защищенности и создание условий для своевременного выполнения налоговых обязательств.

Доходная база бюджета по налоговым и неналоговым доходам сформирована с учетом имеющегося доходного потенциала, показателей прогноза развития экономики в планируемом периоде, нормативов зачисления доходов от федеральных и региональных доходов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, местных налогов в размерах, установленных Бюджетным кодексом, законодательными актами Рязанской области и органов местного само­управления, изменений бюджетного и налогового законодательства.

Структура собственных доходов бюджета Рязани определена источниками, закрепленными за городскими округами ст. 61.2 и 62 Бюджетного кодекса. Кроме того, законом Рязанской области для всех муниципальных районов и городов установлен единый норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в размере 10%. Сложившаяся в 2007 г. структура доходов муниципального бюджета сохранится и в бюджете 2008 г. Из запланированных к поступлению 3 274 млн руб. собственных доходов с темпом роста 116,9% объем налоговых доходов составит 2 565,4 млн (78,4%), а неналоговых – 708,6 млн (21,6%).

По-прежнему главным бюджетообразующим источником собственных доходов муниципалитета останется налог на доходы физических лиц, формирующий 63,5% общего объема и прогнозируемый в сумме 2 077,5 млн руб. Поступления единого налога на вмененный налог для отдельных видов деятельности сохранят тенденцию к умеренному снижению. Абсолютная сумма этого налога немного увеличится относительно 2007 г., достигнув 244,8 млн руб., но его удельный вес в бюджете города снизится до 7,5%. Местные налоги и сборы запланированы с ростом 107,8% – в сумме 210 млн руб. – и сохранят свою позицию в общей структуре доходов бюджета Рязани.

Предполагаемое увеличение общего объема доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, с 14 до 15,8% обусловлено предусмотренным Бюджетным кодексом повышением норматива отчислений по арендной плате за земли до разграничения прав собственности на земли с 50 до 80% и доходам от продажи земли с 70 до 80% с включением последних в состав собственных доходов.

Отдельного внимания заслуживают доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, подлежащие зачислению в бюджет города. Это прежде всего доходы от суб­аренды муниципального имущества, выдачи разрешений на размещение временных сооружений на территории округа, платы за наем муниципального жилья и предоставленные транспортные услуги и т.д. Несмотря на незначительный удельный вес (1,7%) данной категории платежей в объеме собственных доходов бюджета Рязани, они отражают непосредственный вклад структурных подразделений администрации в формирование доходов муниципалитета. Положительное влияние на мобилизацию указанных поступлений оказало и создание в структуре администрации специального отдела, выполняющего функции администрирования.

Безвозмездные поступления из областного бюджета планируются в объеме 1 505,8 млн руб., в том числе 806,5 млн – субвенции на реализацию государственных полномочий. Всего доходы бюджета города в 2008 г. составят 4 779,8 млн руб., удельный вес межбюджетных трансфертов – 30,9%.

Основными задачами бюджетной политики в части расходов станут рост качества бюджетных услуг, создание благоприятных условий для социально-экономического развития муниципального образования, повышение эффективности управления общественными финансами.

Рис. 2. Структура расходов бюджета города Рязани на 2008 г.














Расходы бюджета на 2008 г. ут­верждены в объеме 5 107,2 млн руб. Структура расходной части не претерпела существенных изменений: приоритетным по-прежнему является финансирование социальной сферы, удельный вес этих расходов, как и в прошлом году, составляет почти 60%. В целях социальной защиты работников бюджетной сферы для них сохранены все дополнительные надбавки и выплаты, установленные решениями Рязанского городского Совета. Таких надбавок у нас введено около 20, и объем средств, необходимых для их выплаты, в 2008 г. составит 172 млн руб. В рамках ведомственных программ будут в полном объеме решены такие актуальные вопросы, как обеспечение бюджетных учреждений приборами учета энергоресурсов и проведение в них противопожарных мероприятий по предписаниям соответствующих органов.

В текущем году существенно возрастут расходы на городской общественный транспорт, причем не только в части возмещения убытков от предоставления на местном уровне льгот по проезду, но и на обновление подвижного состава. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства увеличатся по сравнению с 2007 г. в 2,3 раза. Общий объем адресной инвестиционной программы составит 354,5 млн руб. Программа предполагает строительство и реконструкцию трех городских больниц и одной поликлиники, объектов коммунальной инфраструктуры города, жилых домов в рамках муниципальной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» и других объектов. Расходы на строительство объектов, по которым предусмотрено софинансирование из областного бюджета, согласно новым требованиям Бюджетного кодекса отражены в бюджете раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов. Программная часть бюджета представлена 17 муниципальными целевыми и четырьмя ведомственными программами.

Мы надеемся, что в текущем году сохранится та позитивная тенденция, которой характеризовалось исполнение бюджета в 2007 г., и это позволит муниципалитету успешно решать задачи жизнеобеспечения города и заботиться о благосостоянии его граждан.

Рис. 3. Динамика расходов бюджета Рязани в 2005-2008 гг.

















Справка «Бюджета»

Марина Александровна НАУМОВА, начальник финансово-казначейского управления администрации города Рязани

Родилась 22 июня 1960 г. в Рязани.
В 1982 г. с отличием окончила Рязанский радиотехнический институт, специальность «Экономика и организация радиоэлектронной промышленности».
После окончания института была направлена на работу экономистом
в Научно-исследовательский технологический институт (Рязань).
1986–1992 гг. – ведущий экономист в ОКБ при Рязанском заводе металлокерамических приборов.
С 1992 г. работала в финансовом управлении администрации города: экономист I категории, ведущий экономист, начальник сводного отдела по планированию и финансированию бюджета города.
С 2000 г. – заместитель начальника финансово-казначейского управления администрации города Рязани.
В 2003 г. назначена начальником финансово-казначейского управления администрации города Рязани.
Награждена нагрудным знаком «Отличник финансовой работы» Минфина России, неоднократно награждалась почетными грамотами администрации города Рязани.
Замужем, имеет дочь.



Источник: © Бюджет, 2008, № 3
Поделиться