Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
Сентябрь,
Москва
Образование№ 2 февраль 2018 — 22 Февраля 2018

Где учат проектному управлению

Российская Федерация

Актуальные темы идеи обзоры статистика

Единственное в стране

издание о государственной

финансовой политике

Подробные разъяснения

от законодателей

и методологов страны

Подписаться
Версия для печати 1538 Материалы по теме
Где учат проектному управлению

Федеральные и региональные органы исполнительной власти активно внедряют проектное управление. Кадровая проблема — одна из ключевых, организациям не хватает проектных специалистов с необходимым уровнем квалификации. Вместе с тем сегодня лишь немногие образовательные учреждения качественно реализуют программы подготовки специалистов в области проектного управления в органах государственной власти.

Научно-образовательный Центр проектного менеджмента РАНХиГС (ЦПМ) — единственная на сегодняшний день образовательная структура, наделенная статусом центра компетенций по проектному управлению в организации проектной деятельности Правительства РФ и реализующая систему подготовки кадров в данной сфере. О процессе обучения государственных служащих новым механизмам управления журналу «Бюджет» рассказала заместитель директора ЦПМ доктор педагогических наук Наталья Сергеевна ГАРКУША.

— Наталья Сергеевна, расскажите, пожалуйста, в чем особенность образовательных программ, разработанных и реализуемых Центром проектного менеджмента?

— Центр проектного менеджмента РАНХиГС создан в августе 2016 года. Основные задачи центра — разработка методологии проектного управления, сопровождение федеральных приоритетных проектов и программ, развитие и оценка квалификации в сфере проектного управления участников проектной деятельности.

Вся учебно-методическая база сформирована на основе методологии проектного управления, разработанной федеральным проектным офисом совместно с нашим центром. Реализуемые образовательные программы разработаны с учетом модели компетенций, одобренной рабочей группой по развитию проектной деятельности при президиуме Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 февраля 2017 года. Данная модель позволила понять, какие знания и умения необходимо формировать в процессе развития компетенций участников проектной деятельности (рисунок).

Модель компетенций состоит из двух крупных блоков. Прикладные компетенции (их 12) включают в себя определенный набор знаний, необходимый для управления проектом, — это первый блок. Данные компетенции должны быть развиты у каждого специалиста и руководителя для того, чтобы уметь применять конкретные методы и инструменты в процессе реализации проектов. Второй блок — персональные и управленческие компетенции участников проектной деятельности, так называемые soft skills. Это важный аспект, поскольку в проекте нужны люди с определенными личностными качествами: лидерским потенциалом, умением работать в команде, принимать решения и так далее. Именно на развитие данных компетенций мы делаем основную ставку.

Центр подготовил программы различного уровня сложности, ориентированные на разных специалистов. Есть 80-часовой курс, направленный на формирование и развитие персональных, управленческих и прикладных компетенций; 16-часовая программа, дающая базовые знания о проектном управлении; 32-часовая программа, предполагающая углубленное изучение теоретических аспектов и, что самое главное, получение практических проектных умений. Мы стараемся закрепить полученные знания непосредственно в рамках командной работы по формированию конкретных проектов во время обучения. Это не просто учебные проекты, а решение реальных отраслевых стратегических и приоритетных задач.

В проектные команды могут входить специалисты из разных сфер и ведомств, которые при этом заинтересованы в решении какой-то общей глобальной проблемы. Ведь, как правило, осуществление проектов, особенно на федеральном уровне, требует включения в команду людей из разных органов власти, структур, организаций, подведомственных учреждений. И наша задача не только научить команду, решающую единую проблему, управленческим шагам, но и помочь сформировать реальную проектную команду, разработать и спланировать сам проект.

— Вы сказали, что работаете с реальными проектами, а кто эти проекты предлагает? Сами слушатели?

— Часть этих проектов уже инициирована в ведомствах, часть проектных идей генерируем в процессе обучения. Мы учим слушателей, как выделить проектную идею из существующей массы задач, проблем.

Безусловно, точки роста, которые мы выделяем и затем разрабатываем в форме проекта, должны быть связаны со стратегическими целями федеральных органов власти, ведомств, организаций. На сегодняшний день перевод государственных программ на проектное управление помогает нам в определении проектов для проработки в рамках образовательного процесса, так как в их структуре уже выделены и утверждены проектные идеи межведомственных и ведомственных проектов.

— Вы проделали огромную и уникальную работу по разработке системы обучения проектному управлению государственных служащих. Скажите, на какой опыт вы опирались в своей работе? Смею предположить, что, скорее всего, зарубежный, ведь в России проектное управление — достаточно новое явление.

— Я бы не сказала, что в нашей стране ранее не применяли проектный подход. Еще в советский период крупные проекты реализовывали с применением некоторых инструментов проектного управления. Например, календарные планы-графики — это типичный и эффективный проектный инструмент. Другое дело, что в России не было единой методологии управления, отсутствовали стандарты, руководства, своды знаний по проектной деятельности, где бы подробно описывались все процессы, и, самое главное, проектному управлению не обучали чиновников.

Поделиться