Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
Сентябрь,
Москва
Финансовый контроль№ 2 февраль 2018 — 26 Февраля 2018

Аудит госкорпорации разделяет ответственность бизнеса

Российская Федерация

Актуальные темы идеи обзоры статистика

Единственное в стране

издание о государственной

финансовой политике

Подробные разъяснения

от законодателей

и методологов страны

Подписаться
Версия для печати 850 Материалы по теме
Аудит госкорпорации разделяет ответственность бизнеса

Эксперты отмечают, что деятельность службы внутреннего контроля и аудита государственной корпорации «Росатом» считается эффективной. Оценки ее деятельности контрольно-надзорными органами подтверждают данное экспертное мнение. О том, какие задачи стоят перед внутренним контролем и аудитом корпорации в ближайшей перспективе, роле и месте аудита в реализации целей компании рассказала директор Департамента внутреннего аудита государственной корпорации «Росатом», действительный государственный советник РФ 3-го класса Наталия Викторовна ПЛОТНИКОВА.

— Наталия Викторовна, пост, который вы сегодня занимаете, весьма ответственный. Аудит в такой глобальной и успешной госкорпорации, как «Росатом», дело серьезное. Расскажите, пожалуйста, как вы к этому шли?

 — Для читателей журнала «Бюджет» моя трудовая биография может не показаться чем-то исключительным. Вместе с тем полагаю, что именно деятельность, связанная с осуществлением финансового контроля разного уровня, работа с профессиональными и интересными людьми предоставили возможность поделиться некоторыми наблюдениями.

С 1997 года, придя на государственную службу, я была включена в состав управления, осуществляющего контроль и надзор за проведением валютных операций. В конце 1990-х реализация указанных полномочий была закреплена за Федеральной службой валютно-экспортного контроля, в начале 2000-х годов данный контроль осуществлялся Минфином России, а затем, с 2004 по 2016 год, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. Работа позволяла видеть многие процессы, происходящие в экономике, как бы с изнанки, исходя из возможностей контроля внешнеэкономической деятельности тех, кого довелось проверять. И при оценке финансовых схем, валютных операций на соответствие применимым законодательным и иным нормам термины «внешнеторговые операции», «активы и счета за рубежом», «сделки на финансовых рынках», «финансовый контроль и мониторинг», «бюджетный, административный процесс», «проектное управление», «государственные закупки» и прочие дефиниции, к которым имела непосредственное отношение моя работа, имели значение не чего-то абстрактного, что написано в учебниках по экономике и праву, а вполне реальной практической деятельности.

До весны 2016 года, пройдя путь от ведущего специалиста до заместителя руководителя федерального ведомства и проникая в суть и изучая характер внешнеэкономической деятельности, движения товарно-денежных потоков, схем по выводу капитала, я принимала непосредственное участие в осуществлении государственного контроля за выполнением требований валютного законодательства. При этом государственная служба давала возможность не только осуществлять контроль, отстаивая интересы российской экономики и пресекая и предотвращая правонарушения в вышеуказанной области, но и быть достаточно активным участником процесса формирования финансовой, бюджетной и валютной политики страны, административного и гражданского права, отношений в области внешнеторговой деятельности, поддержки субъектов малого предпринимательства.

Так как моя трудовая деятельность была тесно связана с государственным финансовым контролем, предложение «Росатома» войти в контрольный блок серьезной государственной корпорации и возглавить службу внутреннего аудита было привлекательным — давало возможность применить имеющийся опыт на ином поприще, в чисто бизнесовой среде. Прельщала и возможность работать в команде, построившей современную, эффективную систему внутреннего контроля, являющуюся для государственной корпорации «Росатом» (далее — Корпорация) не только взаимосвязанной и целостной совокуп­ностью организационных структур, процессов и процедур, правил их осуществления, но и характеристик систем управления, позволяющих достигать намеченных целей. А учитывая, что система внутреннего контроля в Корпорации функционирует и до начала любого бизнес-процесса (с целью нивелирования негативного воздействия каких-либо факторов, которые могут повлиять на достижение поставленных целей), и непосредственно в ходе его осуществления (для своевременного выявления и устранения возникающих отклонений), и по его окончании (для контроля достоверности и соответствия намеченным результатам), я получала возможность приобрести новый опыт и внести свой вклад в эту работу.

— Но аудиторские полномочия значительно изменили ваши обязанности…

 — Конечно, новые задачи приходится решать. Если государственный контрольный орган, реализуя возложенные на него полномочия, выявляет отклонения от предписанных законодательством и соответствующими нормативно-правовыми актами требований и пресекает их, то при осуществлении внутреннего аудита основными целями являются поиск новых возможностей, резервов, анализ причин возникновения тех или иных отклонений и выдача своевременных, объективных и точных рекомендаций, как избежать и минимизировать проблемы и повысить эффективность деятельности. Внутренний аудит ориентирован в первую очередь не на контроль соответствия, хотя эти задачи, безусловно, решаются, а на аудит эффективности бизнес-процесса в достижении общего для Корпорации и организаций отрасли результата.

Применение такого подхода — объективная необходимость. Ведь глобальные корпорации для достижения успеха в высококонкурентной среде вынуждены чутко реагировать на изменяющиеся условия и постоянно «настраивать» стратегию своего развития. И поскольку задачи, решение которых возложено на Корпорацию и организации отрасли, очень серьезные, а цели весьма амбициозные, внешние и внутренние вызовы, присущие атомной отрасли, проецируются и на систему внутреннего контроля Корпорации (Система ВК), и на службу внутреннего контроля и аудита Корпорации, обязанных на должном уровне отвечать указанным вызовам.

Именно поэтому Система ВК построена и постоянно совершенствуется с учетом лучших мировых практик и в соответствии с международными стандартами и требованиями российских регуляторов. Данные условия учтены при построении модели Системы ВК Корпорации, сформированной на основе принципа открытости, с привлечением заинтересованных сторон к осуществлению внутреннего контроля. И служба внутреннего контроля и аудита Корпорации, являющаяся неотъемлемым компонентом Системы ВК, опираясь на рекомендуемые COSO[1] методы контроля и аудита, ориентирована на построение новой управленческой культуры с доминированием ценностей культуры результата.

— То, как делает свою работу служба внутреннего контроля и аудита Корпорации, подлежит внешней оценке?

— Безусловно. Результаты работы службы внутреннего контроля и аудита Корпорации на постоянной основе серьезно оценивают Минфин России, Федеральное казначейство, соответствующие профильные министерства и ведомства и, конечно, Счетная палата. И результаты такой оценки говорят об определенных достижениях (рисунок 1).

Но оставаться на высоте, сохранять лидирующие позиции невозможно, если не предпринимать усилий — развиваться дальше. Жизнь бизнеса меняется очень быстро, и для того, чтобы эффективно развиваться, успевать за новыми течениями и веяниями, нужно не догонять, а опережать их. В связи с этим деятельность службы внутреннего контроля и аудита Корпорации ориентирована на ключевые этапы реализуемых в отрасли проектов с учетом не только установленных норм и правил, но и прошлого опыта и планов.

Реализация проектов сооружения АЭС и других крупных проектов отрасли требует дальнейшего развития Системы ВК по выявлению факторов риска в процессах для определения точек контроля по ключевым направлениям деятельности и ключевым плановым показателям на всех уровнях. Актуализация реестров рисков, равно как и возможность общего для отрасли доступа к имеющейся базе «ошибок», формирование единой сквозной информационной системы мониторинга и контроля (в первую очередь в рамках реализации международного бизнеса), формирование библиотеки лучших практик, в том числе управленческих решений, и использование практики типовых решений и мероприятий, безусловно, будут содействовать обеспечению достижения стратегических целей Корпорации, выполнение которых должно являться главным критерием оценки внутреннего контроля и аудита. Разделять ответственность наравне с бизнесом, перейдя от решения задач по обеспечению соблюдения правил к решению задач по достижению успеха, — вот что представляется лучшим достижением.

— Какие вызовы намереваетесь предвосхищать?

— Серьезная конкуренция, принимаемые к Российской Федерации экономические санкции и политическое давление, возрастающие международные требования и требования российских регуляторов, усиление зависимости Корпорации в достижении поставленных целей от деятельности заинтересованных сторон, а также наращивание скорости и сокращения времени протекания бизнес-процессов придают особую ценность технологиям и моделям систем внутреннего контроля, использование которых позволяет минимизировать (а в идеале — предупреждать) различного рода риски. Своевременная и согласованная корректировка параметров, учитывающая изменение ситуации, становится главной задачей Системы ВК, работающей на опережение. И, исходя из анализа лучших практик, очевидно, что повышение ответственности владельцев бизнес-процессов/функций/проектов за результаты внутренних контролей (контролей, «встроенных» в бизнес-процессы), с учетом принципа их опережающего внедрения, отвечает такой трактовке эффективного управления.

Внутренний контроль[2] должен своевременно (превентивно) выявлять проблемы, порождающие существенные риски, и отслеживать их эффективное разрешение. И как механизм обеспечения достижения стратегических целей Система ВК в Корпорации должна соответствовать уровню, отвечающему требованиям как глобальной конкурентоспособности, так и заказчиков и, безусловно, регуляторов.

Ведь необходимость выполнения разного рода требований к осуществлению внутреннего контроля, предъявляемых Минфином России, Федеральным казначейством, Федеральной антимонопольной службой, Росимуществом и Счетной палатой, является непреложным правилом. Бизнес не только должен понимать и выполнять свои задачи по их соблюдению, но и активно участвовать в процессе их формирования, для того чтобы быть готовым сочетать их с решениями по наращиванию своей эффективности.

Обеспечение получения менеджментом и государственными контрольными органами достоверных данных о состоянии дел Корпорации, выполнении ею планов, рисках и угрозах достижению стратегических целей также входит в круг требований, предъявляемых регуляторами к внутреннему контролю. При этом формирование необходимых данных при помощи современных информационных технологий может позволить получить достоверную отчетность только при наличии адекватных контролей на каждом уровне ответственности, для чего требуется гибкое и оперативное взаимодействие не только по вертикали, посредством стратегического и операционного контроля в дивизионах и организациях, но и по горизонтали, путем организации эффективных контролей в сквозных продуктовых линейках.

И отвечать на эти вызовы, получая наибольшую отдачу, необходимо в рамках имеющихся ресурсов. Основной вопрос в данном случае: используются ли вовлеченные в контроль ресурсы наиболее оптимально и можно ли получить качественные результаты с меньшим количеством ресурсов? Корпорация, например, использует опыт вовлечения во внутренний контроль ресурсов из вне — контроль заинтересованных сторон. Ведь очень важен баланс затрат на организацию контролей и получаемых при их реализации результатов, и задача аудита — помочь владельцам бизнес-процессов экспертизой, консультационной и методологической поддержкой, предоставляя независимые и объективные гарантии и консультации, направленные на совершенствование деятельности и достижение результата.

Поделиться