Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
Сентябрь,
Москва
Налоги и сборы№ 2 февраль 2018 — 28 Февраля 2018

Воспитать себе партнера

Российская Федерация

Актуальные темы идеи обзоры статистика

Единственное в стране

издание о государственной

финансовой политике

Подробные разъяснения

от законодателей

и методологов страны

Подписаться
Версия для печати 664 Материалы по теме
Воспитать себе партнера

Дмитрий Вадимович ФОТИНОВ, руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области, государственный советник РФ 2-го класса

Чтобы более точно и правильно оценить значение налоговой грамотности населения в современных условиях, необходимо рассматривать это направление деятельности с позиции главной задачи налоговой службы — формирования бюджета как основы социально-экономического развития страны, благополучия и безопасности россиян.

Сегодня наблюдается устойчивый рост налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации, что происходит в условиях действия двух факторов, которые, по сути, не могут этому способствовать. Первый — это неизменность налоговых ставок (за исключением ставок по акцизам), второй — весьма незначительное увеличение макроэкономических показателей. Факторный анализ, проведенный специалистами ФНС России, показывает, что в условиях нынешней экономической ситуации до 30% роста налоговых поступлений обеспечивает повышение качества налогового администрирования. Налоговые органы последовательно сокращают разрыв между реально поступившими во все уровни бюджета суммами и теми, которые должны поступить, именно благодаря новым подходам и методам работы.

Сравнительно недавно — всего лишь 6–7 лет назад — ФНС сделала сенсационное заявление, которое противоречило традиционному видению ее задач, объявив себя сервисной службой. Установка на сервисность была не имиджевым ходом, рассчитанным на положительную реакцию бизнеса и мирового сообщества, а продуманной программой новой стратегии службы, ответом на вызовы времени и запросы налогоплательщиков. При этом задача создания комфортных условий для исполнения налоговых обязательств, снижение, а в дальнейшем и полное устранение административных барьеров напрямую связывались с увеличением реального вклада службы в формирование бюджета.

Партнерские отношения

Сравнительно недавно во взаимодействии налоговиков и налогоплательщиков появилось такое понятие, как партнерские отношения. Их формированию придается большое значение. На это нацелены многие новые формы и методы работы налоговых органов, такие как риск-ориентированный подход к выбору объектов контроля, размещение в открытом доступе критериев налоговых рисков и др.

Основой партнерских отношений является налоговая грамотность и налоговая культура населения, без которых невозможно достичь необходимого уровня взаимопонимания всех субъектов налогового процесса. И хотя с математической точностью нельзя вывести зависимость уровня собираемости налогов от уровня налоговой культуры населения на каждой конкретной территории, практика дает убедительные доказательства наличия такой взаимосвязи. Именно поэтому Федеральная налоговая служба в последнее время уделяет так много внимания изучению и внедрению передового опыта работы по этому направлению.

Оценка налоговой грамотности

Ростовская область в последние годы утвердилась как один из лидеров в разработке и внедрении проектов повышения налоговой культуры и грамотности всех слоев населения. Создание благоприятной информационной среды и система налогового просвещения жителей области существенно повлияли на степень удовлетворенности налогоплательщиков региона работой налоговых органов. Так, если средний уровень удовлетворенности оказанием налоговых услуг по Российской Федерации составляет 98,7%, то в Ростовской области в настоящее время он достиг 99%. А две-три десятых процента — это сотни и тысячи налогоплательщиков, у которых с налоговыми органами установлены отношения взаимного доверия и понимания.

Для более точного определения информационной стратегии и создания адресных информационных потоков УФНС по Ростовской области провело социологический опрос, показавший уровень осведомленности граждан о своих налоговых обязательствах и наличия необходимого для уплаты налогов объема операционных знаний. В выборку вошли 350 жителей Ростова-на-Дону, не являющихся предпринимателями. Ответы на вопрос: «Знаете ли вы, какие налоги и в какие сроки должны уплачивать?» — распределились следующим образом: 51% — знают; 33% — платят налоги просто по уведомлениям из налогового органа; 11% — просто знают, что такое налог и что его нужно платить, а в остальном не разбираются; 5% не смогли дать содержательного ответа.

Бюджет формируют добросовестные налогоплательщики 

Основной объем бюджетных поступлений формируется за счет добровольной и своевременной уплаты налогов хозяйствующими субъектами различных категорий. Именно эти поступления, а не суммы, взыскиваемые по результатам контрольных мероприятий, на 90% формируют бюджеты различных уровней.

Опрос показал, что необходимый уровень информированности имеется только у каждого второго из опрошенных. При этом можно допустить, что какая-то часть респондентов, желая дать социально приемлемые ответы, завышала реальный уровень своей информированности. Треть респондентов исполнение своих обязательств поставили в прямую зависимость от наличия побуждающих факторов со стороны налоговых органов (получение уведомлений). То есть результаты опроса подтвердили необходимость дальнейшего усиления работы по информированию населения, в том числе адресного.

В налоговом просвещении различных категорий населения и возрастных групп УФНС по Ростовской области пошло по пути соединения уже действующих форм повышения налоговой грамотности и вновь разработанных в единую многоступенчатую систему налогового образования. Наиболее успешными стали разработанные управлением совместно с научными, общественными организациями, с рядом областных ведомств программы налогового обучения молодежи — от младших школьников до студентов профильных высших учебных заведений.

Поделиться