Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
7 июня,
Москва

XI Всероссийский конкурс


«Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
Успейте подать документы до
23 апреля
Версия для печати 345 Материалы по теме
Здание Банка России
Проблемы правового регулирования банкротства кредитной организации

Никита Баринов, магистрант РГГУ

Вопросы несостоятельности кредитных организаций не теряют актуальности. Банкротство кредитной организации всегда затрагивает большое количество вкладчиков – юридических и физических лиц. Российское законодательство в этой сфере активно развивается, принят целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы несостоятельности кредитных организаций, однако некоторые остаются неразрешенными. Например, отсутствует четкое определение банкротства (несостоятельности) банка,  правил управления временной администрации и другие.

Ситуация, при которой банк как кредитная организация может стать несостоятельной (банкротом), прежде всего, происходит из-за проблем с ликвидностью. Банки стараются выдерживать золотую середину по взятым на себя обязательствам. Ведь если ликвидность слишком высокая – падают доходы, что напрямую противоречит интересам банка. Если же ликвидность низкая, то кредитная организация рискует не справиться со своими обязательствами и будет признана несостоятельной.

Конечно, Центробанк как регулятор контролирует возможности банков расплачиваться по своим обязательствам. Для этого введены нормативы ликвидности, при нарушении которых следуют санкции в виде штрафов. Причем в банковской сфере существует устойчивое мнение, что нарушение этих норм – признак явный того, что у банка проблемы.

Не стоит забывать, что Агентство по страхованию вкладов (АСВ) защищает интересы физических лиц, обеспечивая сумму страхования их вкладов до 1,4 миллионов рублей, но при этом не страхует вклады юридических лиц. При первых же проблемах банка юридические лица для сохранения своих средств стараются вывести их в другие банки, что зачастую существенно усугубляет ситуацию, а иногда становится критическим моментом для дальнейшего существования банка.

Другой проблемой является предоставлением банком недостоверной отчетности. Банк ежегодно, ежемесячно и ежедневно составляет отчеты, а регулятор раз в год проводит аудит при помощи независимой экспертизы. В случае если аудитор выявляет ошибки в отчетности, Центробанк вправе отозвать лицензию на осуществление банковской деятельности, что ведет к банкротству.

Законодательно выделяют такие ликвидационные процедуры как добровольная ликвидация, принудительная ликвидация и ликвидация, предусмотренная в порядке законодательства о банкротстве. Различие между принудительной ликвидацией и ликвидацией в порядке банкротства незначительны. Принудительной ликвидации посвящено четыре статьи Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (статьи 23.1-23.4), имеющие отсылки к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)».

Раньше процедура банкротства регулировалась нормами Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитной организации» и нормами Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», а их соотношение определялось статьей 50.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитной организации», которая гласила, что в случаях, не урегулированных специальным законом, применяются нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Зачастую возникало затруднение в определении нормы, применяемой к возникающим отношениям вследствие противоречия общего и специального законов, в том числе из-за внесения в них несогласованных изменений в разные периоды времени. Эта проблема была решена законодательно путем внесения поправок в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», вследствие чего Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» утратил силу. По факту же Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» полностью вобрал в себя ФЗ №40, дополнив его поправками.

Деятельность банка не может быть образцовой, а вследствие внедрения новой системы требований, получившей название Базель III (Basel III), ужесточившей деятельность банков, наблюдается «очистка» банковского сектора. Согласно статистике Агентства по страхованию вкладов, за последние 2 года в Российской Федерации закрылся каждый четвертый банк. Агентство потратило на эти процедуры, а также на финансовое оздоровление остальных кредитных организаций около триллиона рублей, что поставило АСВ в зависимость от займов Банка России и фактически заморозило «зачистку» банковского сектора.

Проблема правового регулирования банкротства банковского сектора остается серьезной и требует повышенного внимания. Количество банков, подвергнутых процедуре банкротства, весьма велико, а значит, идет серьезная зачистка банковского сектора и в будущем возможно существование лишь нескольких десятков крупнейших банков, что окажет влияние и на малый и средний бизнес, и на ситуацию в экономике в целом.

Обновленная ситуация потребует и пересмотра правового регулирования банковского сектора, в том числе, возможно, в сторону некоторых послаблений для банков в целом.



Поделиться