Версия для печати 2908 Материалы по теме
Формализация бизнес-процессов поможет повысить производительность труда

На расширенной коллегии Федерального казначейства (21 марта 2018 года) были подведены итоги работы ведомства за 2017 год и обозначены задачи, которые предстоит решить в текущем году. Как отметил министр финансов РФ, анализ стратегической карты казначейства и основных мероприятий на текущий год по ее реализации подтверждает, что цели Федерального казначейства сформулированы в правильном направлении и отвечают тем задачам, которые ставят Президент РФ и Правительство РФ.

Крупнейшая платежная система

Как отметил руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин, ключевой задачей ведомства было и остается бесперебойное перечисление бюджетных платежей в соответствии с законом о бюджете. И сегодня казначейская платежная система является одной из крупнейших в РФ. Объем выплаченных средств в 2017 году составил 71,3 триллиона рублей, количество обслуживаемых бюджетов — 22,4 тысячи, число клиентов — около 250 тысяч. Казначейством России выстроен механизм единого казначейского счета, на котором ежедневно аккумулируются временно свободные остатки средств бюджетных и автономных учреждений, внебюджетных фондов, а также юридических лиц. В прошлом году остаток средств на едином казначейском счете в среднем составлял 2,7 триллиона рублей, из которых 1,4 триллиона — привлеченные ресурсы, объем которых по сравнению с 2016 годом увеличился почти вдвое. Это связано с применением механизмов казначейского сопровождения и предоставления средств под потребность, которые успешно внедрены и используются Казначейством России.

Об эффективном управлении ликвидностью единого казначейского счета свидетельствуют доходы от размещения средств на банковских депозитах и по операциям РЕПО в размере около 73,8 миллиарда рублей (рисунок 1). В прошлом году Казначейство России протестировало новый инструмент — размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах по рыночной плавающей ставке.

Кроме того, казначейство предоставляло бюджетные кредиты бюджетам регионов и муниципалитетов. Кредитами по льготной ставке воспользовались 57 субъектов РФ и 118 муниципальных образований. Максимальный объем в размещении составил 159 миллиардов рублей, плата за пользование кредитами — 105,6 миллиона рублей. При этом бюджетный эффект выразился еще и в сумме средств, которую сэкономили бюджеты регионов и муниципалитетов, — 8,3 миллиарда рублей (рисунок 2).

Выделение средств под потребность, казначейское сопровождение

Важным решением, которое улучшило качество исполнения федерального бюджета, стало внедрение нового принципа его исполнения — выделение средств под потребность. «Мы уже можем увидеть результаты — применение этого принципа позволило сэкономить бюджетные ассигнования по межбюджетным трансфертам в размере 44,9 миллиарда рублей, по субсидиям юридическим лицам — 19 миллиардов рублей», — подчеркнул Артюхин. Большой эффект видит руководитель ведомства и от казначейского сопровождения предоставления целевых средств юридическим лицам и авансов по государственным контрактам, механизмы которого за прошедшие два года отработаны территориальными органами Федерального казначейства. Была проведена большая инвентаризация неиспользованных остатков целевых средств за предыдущие два года, по ее итогам на казначейские счета вернулось 89,2 миллиарда рублей, из них в доход федерального бюджета — 12,8 миллиарда. До этого все эти деньги находились на счетах кредитных организаций.

В прошлом году Казначейство России приступило к проведению эксперимента по осуществлению расширенного казначейского сопровождения по пяти объектам. В рамках расширенного казначейского сопровождения предусмотрено предъявление таких требований к объекту сопровождения, как раздельный учет средств государственного контракта и раскрытие информации о формировании цены контракта до и после его исполнения. И уже есть первые итоги эксперимента. В процессе расширенного казначейского сопровождения было отказано в проведении платежей на сумму 1,6 миллиарда рублей.

ВГФК

Руководитель Федерального казначейства отдельно остановился на работе контрольного блока ведомства. В 2017 году объем средств, поступивших в федеральный бюджет по результатам проверок, по сравнению с предыдущим годом увеличился на 41% и составил 33,9 миллиарда рублей, причем 25 миллиардов рублей было возвращено добровольно (рисунок 3). В числе значимых результатов контрольной деятельности — принятие классификатора нарушений, стандартов осуществления контрольной деятельности. «Кроме того, нам удалось сформировать единую информационную базу проверок казначейства, в которой размещаются все организационные документы по проверке, акты проверок, представления и предписания. Это единая база знаний для всех контролеров казначейской системы. По результатам контрольной деятельности мы формируем и направляем ГРБС обзоры результатов проверок для того, чтобы они проанализировали свою работу и оценили риски возможных нарушений», — рассказал Артюхин.

Для самого казначейства, как отметил руководитель ведомства, информация об этих нарушениях должна стать основой для формирования карты рисков не только целях их идентификации, но прежде всего для выработки комплекса мероприятий по их минимизации. Для этого у Казначейства России есть набор действенных инструментов (санкционирование, казначейское сопровождение, технологические решения и т. д.), позволяющих не допускать саму возможность совершения нарушения.

ГИС

Казначейство России является оператором нескольких государственных систем, которые приобретают все большую значимость для организации бюджетного процесса и закупочной деятельности. В настоящее время в единой информационной системе закупок работают около 400 тысяч заказчиков и более 500 тысяч поставщиков. Ежегодно в систему вносится информация обо всех закупочных процессах, суточный объем транзакций в рамках которых составляет 140 миллионов рублей. Всего в системе отражено 4,7 миллиона контрактов на сумму 24,9 триллиона рублей.

В прошлом году в соответствии с поручением Президента РФ обеспечена прозрачность закупок лекарственных препаратов: произведена интеграция системы закупок со справочником лекарственных препаратов, что позволяет анализировать формирование начальной (максимальной) цены контракта. Кроме того, в этом году закупочный процесс интегрирован с бюджетным процессом. В настоящее время в ЕИС размещено 100% планов закупок федеральных заказчиков, полученных из подсистемы бюджетного планирования электронного бюджета. Таким образом, планы закупок стали полностью увязаны с обоснованием бюджетных ассигнований.

Активно развивается и такая информационная платформа, как ГИС ГМП. В прошлом году количество взаимодействующих с системой участников выросло в десятки раз и составило 25 тысяч. Востребованность ГИС ГМП увеличилась на 67% и составила 8,5 миллиарда запросов.

Еще один информационный ресурс, оператором которого является Федеральное казначейство, — это официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. В прошлом году была решена задача по размещению на портале информации о результатах независимой оценки качества оказания услуг учреждениями социальной сферы — сейчас на сайте зарегистрированы сведения о 149 тысячах результатах оценки.

Первостепенные задачи

Задачи, которые стоят перед Федеральным казначейством на предстоящий период, обозначил в своем докладе министр финансов РФ А. Г. Силуанов. И решение этих задач, как отметил министр, направлено на достижение цели, которую определил в своем послании Президент РФ В. В. Путин, — повышение эффективности государственного управления и увеличение производительности труда.

1

В частности, Казначейству России необходимо запустить систему казначейских платежей. Для этого уже в 2018 году необходимо принять поправки в Бюджетный кодекс, а в 2019 году в Банке России должен быть открыт единый казначейский счет для обслуживания всех клиентов казначейства. С 2020 года все казначейские счета должны быть переведены из Банка России в казначейство. Система казначейских платежей позволит производить расчеты из бюджета в режиме реального времени, что существенно увеличит оборачиваемость бюджетных средств. Кроме того, с 2021 года должна быть обеспечена возможность начисления процентов на счета, открытые публично-правовым образованием в казначействе за счет управления ликвидностью такого нового казначейского счета.

2

В сфере управления ликвидностью министр определил и новые горизонты. В 2018 году казначейство должно перейти к размещению средств по договору РЕПО по рыночной плавающей ставке, а также внедрить два новых инструмента — валютный своп и депозиты с центральным контрагентом. Кроме того, Силуанов подчеркнул, что нужно шире использовать рейтинги кредитных рейтинговых агентств при размещении средств федерального бюджета на депозитах. Сегодня в стране создана своя рейтинговая инфраструктура, и использование отечественных кредитных рейтингов позволит и увеличить доходы бюджета от использования остатков денежных средств, и обеспечить отбор надежных банков.

3

Признав успешность применения казначейского сопровождения, министр финансов отметил, что реализация этого инструмента выявила ряд проблем, требующих оперативного решения. Это, в частности, необоснованное завышение цен государственных контрактов. «В целях предотвращения этого необходимо ввести инструменты раскрытия себестоимости по определенным видам государственных заказов. Нужно создавать правовой механизм, при котором отдельные подрядчики (прежде всего те, которые выбраны в качестве единственных) должны будут представлять расходную декларацию и раскрывать фактическую себестоимость по контракту», — сказал он. Казначейство при этом должно будет обеспечить аудит корректности объяснения расходов по контракту.

4

В этом году Казначейству России также необходимо обеспечить реализацию принятых в декабре прошлого года поправок в законодательство о закупках, предусматривающих перевод всех процедур определения поставщиков в электронный вид. Эти нормы вступают в силу уже с 1 июля текущего года. Кроме того, по мнению министра, в единой информационной системе в сфере закупок целесообразно создать новые сервисы по взаимодействию с электронными торговыми площадками. Необходимо обеспечить возможность подписания заказчиками и поставщиками в электронном виде контракта, акта приемки-передачи и иных первичных документов, применения каталога товаров, работ и услуг, а также создать условия для функционирования электронных магазинов, в которых государственные и муниципальные заказчики могли бы оперативно выбрать необходимые партии товаров.

5

Остановившись на вопросах внутреннего государственного финансового контроля, Силуанов отметил, что необходимо в соответствии с посланием Президента РФ сделать так, чтобы появление контролеров на предприятии стало исключением, и в течение двух лет перевести всю систему контроля и надзора на риск-ориентированный подход. Эта же задача ставится и перед Казначейством России, которое должно использовать в первую очередь дистанционные методы контроля, позволяющие выявлять и предупреждать бюджетные риски. Для этого казначейству необходимо при помощи информационных ресурсов обеспечить непрерывный контроль и мониторинг за объектами контроля.

6

12.png

Коснулся министр финансов РФ и темы государственного учета и государственной финансовой отчетности, указав на то, что в этой сфере существуют значительные возможности для повышения производительности труда и снижения издержек. И к 2021 году Казначейству России предстоит стать единой централизованной бухгалтерией для федеральных органов власти. «В текущем году необходимо провести подготовительные мероприятия для перевода на централизованный учет в казначействе не менее десяти федеральных органов власти с 1 января 2019 года», — сказал он.

7

На коллегии было отмечено, что Казначейство России имеет самый передовой опыт среди федеральных органов власти по централизации обеспечивающих функций и сокращению расходов по их выполнению. По мнению министра финансов, этот опыт необходимо распространить и на другие федеральные органы власти, у которых имеется значительная подведомственная сеть. Поэтому задача казначейства — совместно с Минфином России подготовить соответствующие рекомендации.

Как повысить производительность труда на госслужбе

Своими соображениями по поводу того, что такое производительность труда на государственной (муниципальной) службе и каковы ресурсы для ее повышения непосредственно в Казначействе России, поделилась первый заместитель министра финансов РФ Т. Г. Нестеренко. Вообще производительность труда — это мера результативности и эффективности труда человека и оценивается она двумя показателями: выработкой количества продукции на одного работника и трудоемкостью единицы продукции. Для сотрудников казначейства продукцией является документ, который требует рассмотрения, отражения в учете, принятия по нему решения. И чем более унифицирован, структурирован документ, чем больше информации в нем сформировано по единым для всех участников процесса правилам с использованием единых справочников, на основе ранее проверенной информации, тем быстрее можно его проверить на соответствие установленным требованиям. Следовательно, тем больше документов в единицу времени сотрудники казначейства смогут отработать, а значит, тем более высокой будет производительность их труда. А если эти требования зашиты в единой для всех участников облачной информационной системе, то система сама не допустит возможности сформировать неправильный документ, кроме того, обеспечит автоматический контроль по всем формализованным параметрам. Специалисту останется потратить время только на проверку той информации, формализовать которую в настоящее время невозможно, и на принятие решения, причем только того, которое автоматизированная система не может принять сама.

13.png

«К сожалению, несмотря на высокий уровень информатизации, у нас пока еще гораздо больше, чем хотелось бы, неформализованных параметров, документов и бизнес-процессов. Например, ситуация с контролем закупок. Все проверки казначейства практически по всем этапам закупки делаются руками и глазами специалистов. И это будет продолжаться, пока не сложится правильный каталог товаров, типовые формы извещений, контрактов, актов выполненных работ, которые будут соответствовать каждому виду закупки. И это, конечно, задача Минфина России как органа, осуществляющего правовое управление закупочным процессом. Мы должны принять все меры для того, чтобы формализовать все документы и все решения, которые сопровождают закупочный процесс», — отметила Нестеренко.

В настоящее время в органах Казначейства России очень много ручного труда и при учете доходов, и при реализации других функций. Поэтому, по мнению первого заместителя министра финансов, нужно провести очередной анализ бизнес-процессов, установить те точки, где возникает необходимость вмешательства человека, и внести предложения в Минфин России по доработке соответствующих нормативных актов с целью улучшения автоматизации функций. И это нужно делать в оперативном режиме.

P. S. На расширенной коллегии выступили с докладами заместители руководителя Федерального казначейства, подробно освятив деятельность ведомства по курируемым ими направлениям. Журнал «Бюджет» планирует подготовить и опубликовать в ближайших номерах интервью заместителей руководителя Федерального казначейства для более полного освящения достижений, проблемных моментов, текущих и перспективных задач ведомства.

С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться