Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
7 июня,
Москва

XI Всероссийский конкурс


«Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
Успейте подать документы до
23 апреля
Версия для печати 319 Материалы по теме
Госзакупки Смоленской области: стереотипы разрушены

Михаил Юрьевич ИВУШИН, начальник Главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы

Одним из приоритетов работы Администрации Смоленской области под руководством губернатора А. В. Островского стало создание условий для честной и открытой конкуренции в сфере государственных закупок. Не секрет, что у большинства предпринимателей, особенно из числа малого и микробизнеса, до сих пор бытует стереотип, что сфера госзакупок существует для избранных и участие в ней организаций со стороны бессмысленно. На разрушение подобных стереотипов направлены усилия Главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы.

первую очередь в поле зрения Главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы попало отсутствие у заказчиков единообразия при описании одноименных объектов закупок. Зачастую технические задания были излишне детализированными, содержали характеристики, которые не влияют и не могут повлиять на качественные показатели товаров. Из-за таких документов участники закупок нередко при составлении заявок путались и совершали нелепые ошибки, влекущие отклонение от участия в торгах.

Навести порядок в данном вопросе было решено путем разработки типовых описаний объектов закупок. Типовые документы разрабатывали в тесном взаимодействии с заказчиками, а также с поставщиками и производителями отдельных товаров. Результатом совместной работы стала типизация более 250 наименований продуктов питания, компьютерной и оргтехники. Работа в данном направлении продолжается и в настоящее время. Серьезную помощь в вопросе недопущения ограничения конкуренции при описании объектов закупок оказывает формируемый в ЕИС каталог товаров, работ, услуг.

54.png

Кроме того, региональным законодательным актом была закреплена двухуровневая система проверки и согласования заявок на закупку, целью которой является недопущение условий, ограничивающих конкуренцию. Заявки областных учреждений подлежат проверке и согласованию со стороны курируемых их органов власти. Описание объектов закупок, относящихся к сферам информационных технологий, строительства и ремонта, в обязательном порядке согласовывают также профильные органы власти.

Н(М)ЦК под контролем

Поскольку правильный расчет стартовой цены на торгах является залогом эффективного расходования бюджетных средств, следующим направлением, на котором было сфокусировано наше внимание, стал вопрос формирования заказчиками обоснованной начальной (максимальной) цены контракта. Для того чтобы исключить случаи закупок продуктов питания по завышенным ценам, профильному региональному органу власти поручено два раза в месяц проводить мониторинг цен на продукты питания в крупных торговых сетях. Результаты мониторинга доводятся до сведения заказчиков и служат стартовым ориентиром при обосновании Н(М)ЦК.

Сметы на строительство и капитальный ремонт, а также на текущий ремонт на сумму свыше 100 тысяч рублей согласовываются в части правильности применения соответствующих расценок областным учреждением, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации.

Крупные закупки на сумму свыше 10 миллионов рублей до опубликования в ЕИС рассматриваются на специально созданной для этих целей межведомственной комиссии, в состав которой входят отраслевые заместители губернатора, курирующие сферу закупок, сферу финансов, деятельность заказчика, а также представители контрольного и уполномоченного органов. В результате проделанной работы удалось значительно повысить качество подготавливаемых к опубликованию документов о закупках.

Вместе с тем не всегда качественно подготовленная документация становится залогом результативности и эффективности закупки. В настоящее время законодательство о контрактной системе не способно в полной мере защитить заказчиков от действий недобросовестных поставщиков. Громоздкость процедуры одностороннего расторжения контракта, отсутствие законодательной возможности заключить контракт с иным участником закупки в случае расторжения контракта с победителем, длительность процедуры проведения повторной закупки, связанная с необходимостью внесения изменений в план закупок и в план-график, отсутствие возможности при проведении электронного аукциона требовать от участников подтверждения своей добросовестности (за исключением случаев демпинга) нередко приводят к тому, что по результатам торгов победителями признаются хозяйствующие субъекты, не способные в должной мере исполнить свои обязательства. При этом честные предприниматели, в том числе производители и переработчики, утрачивают интерес к торгам и вынуждены за бесценок реализовывать свою продукцию перекупщикам, теряя значительную часть прибыли.

Поделиться