Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
18-19
Сентября
2018 г.
Москва
Финансы№ 5 май 2018 — 22 Мая 2018

Надо учиться думать стратегически

Российская Федерация

Версия для печати 580 Материалы по теме
Надо учиться думать стратегически

На уровень местного самоуправления сегодня передано 821 полномочие, из которых 147 не соответствуют вопросам местного значения. Таков результат инвентаризации полномочий местного самоуправления, проведенной Общероссийским Конгрессом муниципальных образований (ОКМО). Об этом и о других проблемах местного значения рассказал президент ОКМО Виктор Борисович КИДЯЕВ.

— Виктор Борисович, в последние годы наблюдается устойчивая тенденция к объединению муниципальных образований в городские округа. Каково ваше отношение к сложившейся ситуации? Насколько оправданно упразднение низового поселенческого уровня муниципалитетов и чем это чревато?

— К сожалению, такой тренд существует, и, конечно, он вызывает тревогу. За каждым укрупнением муниципалитетов стоят прежде всего экономические мотивы. С одной стороны, понятно, что, когда на содержание органов местного самоуправления уходит больше половины бюджета (таких сельских поселений у нас почти половина), ни о каком развитии территории речи быть не может. Причем даже содержание органов местного самоуправления зачастую осуществляется на минимальном уровне. Средств едва хватает на зарплату четырех, в лучшем случае пяти работников местной администрации, включая главу, на канцелярские расходы, услуги связи и коммунальное обслуживание здания. Что дает жителям поселения такое самоуправление? Практически ничего, особенно если в пределах досягаемости есть многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Может такая власть привлечь инвестора на территорию муниципалитета? Нет. Может она отремонтировать школу или фельдшерско-акушерский пункт и пригласить на работу врачей и учителей? Тоже нет. Но, с другой стороны, тот же МФЦ — это не власть. На мой взгляд, власть должна лично присутствовать на каждой территории, чтобы управлять, чтобы жители могли ее видеть, слышать и решать с ней вопросы местного значения.

Поэтому, обсуждая вопрос по территориальному преобразованию, необходимо искать решение сразу для двух задач. Во-первых, необходимо соблюсти интересы жителей, которым нужны рабочие места, дороги, благоустроенная территория, освещенные улицы, чистая вода, транспорт, школы, поликлиники, связь и многое другое. Во-вторых, соблюсти интересы государства, то есть обеспечить управляемость территориями или хотя бы оперативный мониторинг их состояния. Как известно, свято место пусто не бывает. Когда власть и закон покидают территорию, ее быстро занимают анархия и беззаконие.

— Понятно, что в основу укрупнения муниципалитетов положено желание регионов сэкономить, но насколько оправданна такая экономия?

— В каждом случае укрупнения муниципальных образований надо принимать точечное решение, не забывая о двух задачах, которые я озвучил выше. К примеру, в Магаданской области приняли радикальное решение — поделить весь регион на городские округа, а для оперативного управления создать территориальные подразделения городских администраций и развивать институт сельских старост. Правильно ли это? Время покажет.

Во многих субъектах эффективно реализуется двухуровневое местное самоуправление, когда поселения работают для населения, а районы — для поселений. Например, в республиках Татарстан и Башкортостан территория сельского поселения объединяет 2–3, максимум пять населенных пунктов, расположенных по соседству, соответственно, жители знают друг друга, своего главу, своих депутатов. Вот это действительно та модель власти, которая приближена к населению. Возможностей для самостоятельного решения вопросов местного значения у таких поселений, прямо скажем, очень мало, но это компенсируется грамотной и системной поддержкой со стороны районов и регионов. Для меня такая модель более привлекательна, чем модель Магаданской области. Вместе с тем наше законодательство допускает существование и тех и других вариантов.

— Бюджеты муниципалитетов — еще один вопрос, требующий решения. Местные органы власти попадают во все большую зависимость от финансовой помощи регионов. Что необходимо предпринять для укрепления экономической основы МСУ?

— Местные власти в подавляющем большинстве всегда были и будут зависимы от финансовой помощи регионов — это надо принять как данность и перестать искать здесь какой-то политический рычаг. Муниципалитеты работают не в вакууме. Их деятельность осуществляется в составе регионов, а регионы функционируют в составе государства. Мы единая страна и не хотим, чтобы поселения или городские округа стали удельными княжествами, правда?

К тому же очевидно, что далеко не все муниципалитеты имеют собственную налогооблагаемую базу. Какие могут быть налоги у поселения, где на тысячу жителей приходится 700 пенсионеров и 200 безработных?.. Поэтому регионы забирают доходы у своих городов и направляют средства сельским территориям.

Принцип централизации доходов для их последующего распределения закреплен в межбюджетных отношениях. Другой вопрос — способствуют ли действующие межбюджетные отношения развитию муниципалитетов или, наоборот, мешают, формируя патерналистские ожидания, когда можно ничего не делать и рассчитывать на помощь. Поэтому сегодня крайне необходимо решать вопрос о расширении экономических возможностей муниципалитетов. Причем сейчас на федеральном уровне созданы механизмы, позволяющие регионам стимулировать развитие местных экономик.

— Но согласитесь, субъекты РФ не спешат внедрять существующие механизмы на своих территориях. По вашему мнению, что заставит регионы пересмотреть взаимоотношения с муниципалитетами? Политическая воля?

— Конечно, политическая воля играет важную роль, но заставлять кого-либо что-либо делать — занятие бессмысленное, можно получить неожиданный результат. Регионы непременно воспользуются имеющимися механизмами стимулирования и создадут свои собственные механизмы тогда, когда это станет условием для решения региональных задач. Для этого необходимо создать соответствующее правовое поле, и такая задача уже поставлена. В своем последнем послании Президент РФ Владимир Владимирович Путин указал на необходимость стратегии пространственного развития России, в рамках которой будет обеспечено согласованное и сбалансированное развитие субъектов Федерации в составе страны и муниципалитетов в составе субъектов.

На мой взгляд, у нас основной проблемой является даже не распределение денег или полномочий, а отсутствие взаимосвязей: между городскими и сельскими муниципалитетами, между крупными и малыми городами, между промышленными и сельскохозяйственными регионами, между различными министерствами и ведомствами на федеральном уровне. Необходимо такую взаимосвязь организовать и активно ею пользоваться. И уже тогда станет понятно, что нужно сделать в налоговом и бюджетном регулировании, в управлении программами и проектами на всех уровнях, чтобы территории страны развивались, а жители были удовлетворены результатами этого развития.

— Одна из главных проблем муниципалитетов — увеличение объема полномочий МСУ, а также несоответствие расходных полномочий доходным источникам. Недофинансирование и неопределенность полномочий на местах приводят к низкой эффективности их реализации.

— Да, это так, к сожалению. С еще большим сожалением должен констатировать, что социально значимые полномочия поднимают наверх вместе с деньгами, например школьное образование, первичное здравоохранение, социальная защита. В отдельных регионах забрали градостроительство и даже ЖКХ. А вниз спускают полномочия, не свойственные органам местного самоуправления по их природе, такие как борьба с терроризмом и экстремизмом, предотвращение чрезвычайных ситуаций, профилактика правонарушений и так далее.

С одной стороны, без местных властей в решении указанных вопросов не обойтись, но, с другой стороны, если что-то идет не так, на органы местного самоуправления взваливают всю ответственность. Происходит же это потому, что нет понимания и видения развития муниципалитета как неотъемлемой части субъекта Федерации и всей страны и интересов муниципалитета как неотъемлемой части интересов региона и всей России. И здесь мы вновь подходим к необходимости принятия единой стратегии пространственного развития Российской Федерации.

Поделиться