XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года
Версия для печати 2577 Материалы по теме
Гибкое казначейство

«Гибкое казначейство» — под таким девизом 25–27 мая 2018 года в Москве прошла II Молодежная межведомственная конференция «Совершенствование государственного контроля и надзора».

Это мероприятие Управление Федерального казначейства по городу Москве организует второй год подряд. В этот раз конференцию было решено провести в два этапа. Первый, однодневный, в стенах УФК включал в себя пленарное заседание, в рамках которого участники выступили с докладами и презентациями. Второй, двухдневный, на базе многофункционального центра Минфина России — тренинги, интеллектуальные соревнования и конкурс проектов по совершенствованию внутреннего государственного финансового контроля.

«Любо-дорого смотреть на наше будущее», — сказал, приветствуя участников пленарного заседания, заместитель руководителя УФК по городу Москве М. Э. Пашнанов. Модератор конференции, заместитель начальника контрольно-ревизионного отдела в сфере промышленности, связи и государственных активов УФК по городу Москве З. А. Кокаев рассказал о главной теме мероприятия — проектном управлении, ключевыми факторами успеха которого являются командная работа, наличие четкого плана, минимизация рисков, а также эффективное управление изменениями.

Особенности внутреннего государственного финансового контроля, осуществляемого специалистами московского УФК, описал в своем докладе главный казначей отдела внутреннего контроля и аудита этого ведомства А. А. Акопян.
Он отметил отчетливую тенденцию увеличения количества контрольных мероприятий по сравнению с предыдущим периодом, а также рост показателя привлечения к административной ответственности за выявленные нарушения. Однако новые подходы в работе контрольно-надзорных органов, как известно, предусматривают отказ от тотального контроля. В связи с этим докладчик представил три основных вектора совершенствования системы: развитие риск-ориентированного подхода, систематизация предпроверочного анализа объектов контроля и цифровизация контрольной деятельности.

«Внешний и внутренний государственный финансовый контроль — две стороны одной медали», — справедливо считает главный государственный инспектор сводно-аналитической инспекции Контрольно-счетной палаты Москвы А. В. Слизнева. В докладе она представила свой взгляд на совершенствование системы государственного финансового контроля. Этот процесс, по ее мнению, должен проходить также в трех направлениях: смещение акцентов контрольной деятельности (служб внутреннего контроля — на правомерность, внешнего — на эффективность), гармонизация подходов к классификации нарушений и недостатков и улучшение информационной обеспеченности (которая позволит контролерам сократить количество выездных проверок, ограничиваясь камеральными).

Заместитель начальника отдела надзорной деятельности и правового обеспечения Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу Д. А. Жохова рассказала, что в деятельности Росфинмониторинга риск-ориентированный подход реализуется уже девять лет. И одним из инструментов этого подхода является автоматическая система дистанционного мониторинга.

Прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры города Москвы А. М. Борисова свое сообщение предварила неожиданной цитатой из высказываний короля Пруссии Фридриха II Великого: «Дурные законы в хороших руках исполнителей хороши; и самые лучшие законы в руках дурных исполнителей вредны». Смысл эпиграфа прояснился, когда выступающая перешла к перечислению основных нарушений требований законодательства при проведении проверок. Например, прокуратура пресекала организацию контрольных мероприятий по анонимным обращениям, а также принимала меры реагирования при проведении проверок в отсутствие законных оснований и в случаях самоуправства контролеров. (Подробнее об этом читайте в следующем номере журнала «Бюджет».)

Последующие доклады были посвящены более узким аспектам контрольно-надзорной деятельности (КНД). Заместитель начальника отдела обжалования государственных закупок Управления ФАС по Москве М. Г. Жукова рассказала о практике рассмотрения жалоб, которые возникают в ходе применения закона о контрактной системе; главный контролер-ревизор контрольно-ревизионного отдела в сфере контрактных отношений УФК по городу Москве Т. В. Попенко — о новациях государственного финансового контроля в сфере закупок; начальник отдела экспертно-аналитической деятельности Главного контрольного управления Москвы К. А. Григорьев — об автоматизации КНД в столице; его коллега, главный специалист отдела экспертно-аналитической деятельности А. О. Костров — о способах повышения качества КНД и, в частности, о разработке паспорта реформы КНД; заместитель начальника отдела внутреннего контроля Департамента финансов города Москвы К. А. Титова — об особенностях планирования и осуществления контрольных мероприятий в ее ведомстве.

В ходе второго этапа конференции участники мероприятия, разделившись на команды, разработали целых четыре проекта совершенствования системы внутреннего государственного финансового контроля, из которых жюри выбрало один лучший. Не исключено, что какие-то элементы из данных проектов в обозримом будущем действительно будут внедрены в жизнь, ведь их составители — самая активная и перспективная часть управленческого резерва финансовой системы страны.

В. И. ПУТЕВАЯ


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно