Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Финансовый контроль№6 июнь 2018 — 04 Июля 2018

ВФК и ВФА в органах муниципального управления и муниципальных учреждениях

Российская Федерация

Версия для печати 820 Материалы по теме
ВФК и ВФА в органах муниципального управления и муниципальных учреждениях

Дмитрий Андреевич АНДРЕЕВ, старший аналитик ООО «Центр исследования бюджетных отношений»

В настоящее время для повышения качества финансового менеджмента и результативности использования финансовых и иных видов ресурсов в организациях государственного сектора1 Минфин России продолжает развивать методологию создания и внедрения в практику государственного и муниципального управления внутреннего финансового контроля (ВФК), внутреннего финансового аудита (ВФА) и системы управления бюджетными рисками.

Действующие нормы бюджетного законодательства определяют ВФК и ВФА в качестве бюджетных полномочий главных администраторов средств муниципальных бюджетов (ГАСМБ), при этом муниципалитеты должны самостоятельно определять порядок осуществления ВФК и ВФА. Однако существующее структурное многообразие муниципалитетов при отсутствии единых методологических принципов организации и осуществления ВФК и ВФА приводит к возникновению различных точек зрения на природу этих понятий, а также на способы их встраивания в деятельность муниципальных организаций.

Для обеспечения единообразия подходов к пониманию и осуществлению ВФК и ВФА на всех уровнях бюджетной системы Минфин России разработал и утвердил (приказы от 7 сентября 2016 года № 356 и от 30 декабря 2016 года № 822) методические рекомендации. Кроме того, сегодня подготовлены изменения в БК РФ, раскрывающие в том числе содержание понятий финансового менеджмента, ВФК и ВФА, а также их роль и место в управленческой деятельности. Ожидаются и изменения, предусматривающие осуществление ВФК и ВФА в государственных (муниципальных) казенных учреждениях.

В свете планируемых новаций законодательства рассмотрим некоторые вопросы организации системы управления бюджетными рисками, ВФК и ВФА в муниципальных организациях. При этом постараемся разобраться в сущностных характеристиках ВФК и ВФА, в недостаточной степени раскрытых в методических документах.

Финансовый менеджмент в муниципальных организациях

Финансовый менеджмент представляет собой управленческую деятельность при выполнении бюджетных процедур и операций, осуществляемых ГАСМБ не только в отношении себя, но и в отношении подведомственных участников бюджетного процесса.

Например, мы говорим: финансовый менеджмент осуществляется департаментом (управлением) финансов муниципального района, или отделом учета и отчетности муниципального района, или муниципальным казенным учреждением «Муниципальный жилищный фонд». Это означает, что отдел учета и отчетности осуществляет финансовый менеджмент в отношении себя и в отношении своих подведомственных учреждений. Департамент (управление) финансов оценивает качество финансового менеджмента, осуществляемого всеми ГАСМБ, а муниципальное казенное учреждение «Муниципальный жилищный фонд» осуществляет финансовый менеджмент только в отношении себя.

Как любая управленческая деятельность невозможна без управленческого контроля, так и осуществление финансового менеджмента (управление финансами) невозможно без ВФК. Оценить же качество и эффективность ВФК — задача ВФА. Эти обязательные элементы финансового менеджмента взаимодействуют между собой через управление событиями, негативно влияющими на выполнение внутренних бюджетных процедур (управление бюджетными рисками).

Организация ВФК в муниципальных организациях

Сложившиеся за долгие годы подходы к осуществлению контрольной деятельности, в основе которых лежали ревизии ФХД, сформировали определенные стереотипы: финансовый контроль — это мероприятия по выявлению ранее совершенных нарушений бюджетного законодательства, установлению виновных и определению мер их ответственности. К сожалению, с этой же точки зрения сегодня воспринимается и ВФК, выполняющий в большинстве случаев роль кнута. Почему к сожалению? Потому, что цель ВФК в соответствии с современными тенденциями — создание условий для предотвращения нарушений, исключения или минимизации количества ошибок, которые могут возникнуть при выполнении бюджетной процедуры. Данная цель достигается настройкой ВФК, в основе которой лежит понимание этого инструмента руководителем и выполнение рекомендаций, подготовленных по результатам мероприятий ВФА. В этой связи ВФК правильно воспринимать как непрерывный процесс, реализуемый должностными лицами, работниками ГАСМБ и муниципальных учреждений при организации и выполнении бюджетных процедур.

ВФК в современных условиях предназначен для решения следующих задач:

1) управление событиями, негативно влияющими на выполнение бюджетных процедур. То есть когда мы стараемся исключить причины возникновения указанных событий, то тем самым снижаем вероятность реализации бюджетных рисков;

2) оперативное выявление, устранение и пресечение возможных нарушений бюджетного законодательства, а также неправомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление полномочий и (или) эффективность использования бюджетных средств;

3) повышение экономности и результативности использования бюджетных средств путем принятия и реализации решений на основе рекомендаций ВФА.

На практике решение задач ВФК может быть представлено следующим образом. Например, сотрудник структурного подразделения муниципальной организации оценивает собственные риски невыполнения новой или дополнительной операции в случае назначения на новую должность (установления новых обязанностей) или в случае изменения нормативного порядка выполнения операции. Обязательным условием при этом является понимание сотрудником как новых обязанностей (или операций), так и того, может он их выполнить или не выполнить в силу неких причин.

Для минимизации указанных рисков сотрудник может сформировать для себя план вступления в должность или план действий по выполнению операции. Подобные планы помогают ему осмыслить набор решаемых задач и определить при этом набор рисковых событий, возникновение которых он может минимизировать самостоятельно, и набор рисков, которыми он управлять не в силах. Например, в случае изменения порядка выполнения какой-либо операции сотрудник в состоянии самостоятельно изучить новые нормативные требования, а если ему для выполнения новых обязанностей необходимо официально повысить квалификацию или пройти переподготовку, то об этом сотрудник сообщает непосредственному начальнику.

План вступления в должность помогает не только сотруднику, но и его руководителю, который в свою очередь оценивает влияние последствий рисков, с которыми не может справиться сотрудник (требуется переподготовка), на решение задач подразделения. Например, подготовка без ошибок и в установленные сроки проекта бюджетной сметы, бюджетной отчетности и т. п.

Поделиться