Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
18-19
Сентября
2018 г.
Москва
Муниципалитеты№ 7 июль 2018 — 09 Июля 2018

АСДГ: мы причастны ко всему. Ситуация в МСУ Сибири и Дальнего Востока

Российская Федерация

Версия для печати 387 Материалы по теме
АСДГ: мы причастны ко всему. Ситуация в МСУ Сибири и Дальнего Востока

В июне в Новосибирске состоялись XXXV Общее собрание АСДГ и конференция руководителей муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока «Современная ситуация в местном самоуправлении России и задачи АСДГ». Участие в мероприятиях приняли руководители городов — членов АСДГ, представители федеральных органов власти, общероссийских и межрегиональных объединений муниципальных образований, эксперты в области местного самоуправления. Они обсудили самые острые проблемы местного самоуправления: полномочия муниципалитетов и их финансовое обеспечение, укрепление финансовой базы местного самоуправления.

Тон собранию задал помощник полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе В. Ф. Городецкий, отметив, что современная ситуация в местном самоуправлении характеризуется стратегичностью поставленных Федерацией задач. «Надо создавать мотивацию для развития городов, для увеличения ресурсов местного самоуправления», — озвучил он современную миссию АСДГ. Перспективой развития ассоциации, по мнению Городецкого, должно стать дальнейшее сотрудничество АСДГ с региональной и федеральной властью и персональное взаимодействие между профессионалами, поиск новых и неординарных практик.

Его поддержал президент ассоциации, мэр города Хабаровска А. Н. Соколов, отметив, что важнейшее значение для АСДГ приобрело обеспечение регулярного информационно-аналитического взаимодействия с федеральными органами государственной власти. «Главная цель, — заявил он, — информирование федеральных структур о предложениях и позиции АСДГ, направленное на наиболее полный учет мнений муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока при разработке и реализации федерального законодательства в области местного самоуправления».

Соколов сообщил, что одной из основных задач ассоциации в 2017 году была организация и ведение мониторинга реализации федерального законодательства в области МСУ. С учетом предложений руководителей муниципальных образований активно проводилось оперативное консультирование и обучение представителей муниципалитетов по всему спектру вопросов реализации федерального законодательства по проблемам МСУ.

«Большая часть поручений Президента РФ касается органов местного самоуправления, — подчеркнул председатель АСДГ, говоря о полномочиях местной власти, национальных целях и стратегических задачах развития страны на период до 2024 года и о задачах, поставленных перед исполнительной властью всех уровней президентом страны. — Мы причастны ко всему. Развитие городов должно стать движущей силой развития всей страны».

Перевернуть бюджетную пирамиду

Современная российская бюджетная система противоречит принципам, заложенным в европейской хартии местного самоуправления, которые гласят, что полномочие при наличии такой возможности должно быть осуществлено на том уровне, который наиболее приближен к гражданам. По мнению председателя Комитета Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления А. Н. Диденко, следует перевернуть бюджетную пирамиду — российская бюджетная система должна носить не сугубо фискальный, но и стимулирующий характер. Для этого необходимо, как считает законодатель, зачислять НДФЛ по месту жительства налогоплательщика и передать местным бюджетам 1–1,5% налога на прибыль, что позволило бы компенсировать выпадающие доходы бюджетов крупных промышленно развитых городов от изменения порядка уплаты налога на доходы физлиц. Также к стимулирующим мерам он отнес введение сбора на добычу общераспространенных полезных ископаемых (глины, гравия, песка и пр.), добываемых на территории муниципальных образований, а также зачисление транспортного налога (в отношении физлиц) в муниципальные дорожные фонды.

С ним солидарен и вице-президент АСДГ, мэр города Томска И. Г. Кляйн. «Я поддерживаю предложение Алексея Николаевича, — сказал он, — особенно по транспортному налогу. Муниципалитеты, имея мотивацию, будут лучше с ним работать». Также Кляйн отметил, что недостаток у муниципальных образований собственных доходов, перегруженность финансовыми обязательствами, возложенными решениями вышестоящих органов власти, приводят к росту муниципального долга, несбалансированности и несамостоятельности местных бюджетов, не оставляют средств для исполнения полномочий, определенных федеральным законодательством. По его словам, из крупных городов Сибирского федерального округа долговая нагрузка отсутствует только у Барнаула, в то время как у Новосибирска с 2014 года она возросла с 58 до 89%, у Омска — с 50 до 72%, у Кемерово — с 12 до 79%. Долг Томска за аналогичный период сократился с 54 до 52%. Снижению долговой нагрузки, по мнению Кляйна, может способствовать замещение коммерческих кредитов бюджетными по аналогии с регионами.

Член Совета АСДГ, глава города Красноярска С. В. Ерёмин в своем выступлении также сделал акцент на проблеме перераспределения полномочий и их финансового обеспечения. «Передача полномочий на вышестоящий уровень, — сказал он, — это очень опасная штука. Как работать с населением города в 1,1 миллиона человек в условиях, когда моя зона ответственности только дороги, и то частично, и ЖКХ? Я считаю, что такие решения провоцируют население воспринимать систему власти как бардак».

Против сверхцентрализации сфер образования и социальной защиты выступил и первый заместитель мэра Новосибирска Б. В. Буреев. «Вопросы жизнеобеспечения эффективнее решать на местном уровне. Но при этом традиционные для МСУ функции и компетенции все чаще сокращаются или передаются наверх, — поддержал он коллег. — В то же время расширяется перечень несвойственных муниципалитетам полномочий, которые лучше было бы решать на более высоком уровне управления. Одновременно с этим сложилась тенденция недостаточного обеспечения соответствующими ресурсами — налоговыми отчислениями и межбюджетными трансфертами — значительной части полномочий». (Статью вице-мэра Новосибирска об укреплении финансовой базы муниципалитетов читайте в одном из следующих номеров журнала «Бюджет».)

Его опасения подтверждает исследование, проведенное социологической лабораторией АСДГ, которое показало, что население городов испытывает все большее недовольство медицинским обслуживанием (по показателям качества и платности). Если в 2015 году медицинское обслуживание не удовлетворяло 57,4% опрошенных, то в 2016 году — 52,5%, в 2017 — 62,8%, а в текущем году она составляет уже 72,4%.

Общее и дошкольное образование также традиционно является сферой местных властей в большинстве развитых стран. На протяжении ряда лет расходы на образование в Новосибирске занимают значительную часть городского бюджета. В 2017 году по этому разделу было израсходовано 22,1 миллиарда рублей, что составляет 56% всех расходов. «Поэтому я целиком и полностью поддерживаю предыдущих выступающих, — добавил свой голос к обсуждению проблемы начальник Департамента финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска А. В. Веселков. — Если у нас заберут образование, то нам останется только подметать улицы и заниматься ЖКХ».

В целом отношение государства к местному самоуправлению характеризуется нестабильностью, считает вице-президент АСДГ Р. В. Бабун. «По моему убеждению, — сказал он, — местное самоуправление после реализации новых этапов (имеются в виду федеральные законы № 131‑ФЗ, № 8‑ФЗ и № 62‑ФЗ. — Прим. ред.) как автономная система публичной власти исчезло и превратилось в неподотчетный гражданам нижний уровень власти государственной».

Мониторинг проблем

С результатами экспертного опроса руководителей муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока, проведенного в апреле — мае 2018 года, участников мероприятия познакомила руководитель социологической лаборатории АСДГ Е. Е. Горяченко. Результаты мониторинга социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях позволяют говорить о том, что общая оценка 2017 года достаточно позитивная. Две трети опрошенных руководителей городов оценивают ситуацию как нормальную, тогда как в прошлом году негативных оценок было больше.

Впрочем, стоит отметить, что эксперты относят такой рост оптимизма не к наступившему благополучию, а к значительной степени адаптации респондентов к сложившимся социально-экономическим условиям. «Сегодня оценки ситуации напоминают оценки 2011 года, связанные с началом выхода из предыдущего кризиса, — прокомментировала Горяченко. — И хотя удалось решить не все, что было задумано, несмотря на сложности работы в кризисных условиях, общая тенденция продолжает носить позитивный характер, и это дает определенную уверенность в возможности успешного решения проблем».

Укрепление финансовой базы МСУ

Эксперт АСДГ Г. Г. Держирукова представила анализ исполнения бюджетов муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока в 2015–2017 годах и планирования бюджетов на 2018 год, который позволяет оценить динамику фактических показателей доходов и расходов бюджетов. В частности, во всех крупных городах за 2015–2017 годы фактические доходы увеличились. Диапазон роста составил 2–31% за анализируемый период. Наибольший рост произошел в Иркутске — на 31%, обусловлен он ростом субсидий и налоговых доходов. Томск за трехлетний период увеличил доходы на 26%. В Барнауле, Хабаровске рост доходов составил 22%, и связан он также с увеличением налоговых доходов, но в большей степени — с ростом безвозмездных поступлений (субсидий). В Хабаровске в составе безвозмездных поступлений значительный удельный вес занимают иные межбюджетные трансферты и прочие безвозмездные поступления. Наименьший рост доходов отмечен в Омске — на 2%, Новокузнецке — на 4%. (Статью Г. Г. Держируковой с развернутой информацией о проведенном исследовании мы опубликуем в одном из следующих номеров журнала «Бюджет».)

Поделиться