Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Финансовый контроль№ 7 июль 2018 — 10 Июля 2018

От авансов к казначейскому аккредитиву

Российская Федерация

Версия для печати 632 Материалы по теме
40-1.png
40-2.png

Игорь Сергеевич ТАПСИЕВ, руководитель УФК по Ставропольскому краю, кандидат технических наук, заслуженный экономист РФ

Светлана Александровна БАБУШКИНА, начальник отдела расходов УФК по Ставропольскому краю

Для урегулирования вопросов осуществления авансовых платежей участниками бюджетного процесса и стабилизации роста дебиторской задолженности на федеральном уровне утверждены дорожная карта по сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета и план по ее реализации, а также типовой план мероприятий для главных распорядителей средств федерального бюджета. 

Для ГРБС введена форма отчетности (ежеквартальная, годовая) о дебиторской задолженности с указанием причин ее образования и предполагаемых мер по сокращению, разработаны соответствующие показатели для оценки качества финансового менеджмента. Органом исполнительной власти, ответственным за координацию работы по проведению ГРБС инвентаризации дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, в том числе образовавшейся в связи с авансированием договоров (государственных контрактов), и представлению результатов анализа в Минфин России для последующего направления соответствующих материалов в Правительство РФ, было определено Федеральное казначейство.

Управление дебиторской задолженностью федерального бюджета

Инвентаризация дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета показала следующее. В решении данной проблемы ключевым стал 2016 год, когда был внедрен новый порядок предоставления средств из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам — казначейское сопровождение бюджетных средств. В то же время были приняты дополнительные решения, нашедшие отражение в нормативных правовых актах, направленные на повышение качества управления дебиторской задолженностью:

более жесткий механизм возврата остатков неиспользованных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

возврат бюджетными и автономными учреждениями остатков субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг, образовавшихся в связи с недостижением установленных показателей;

возврат остатков неиспользованных субсидий, предоставленных юридическим лицам, государственным корпорациям;

в ряде случаев отказ от авансирования государственных закупок готовой продукции массового потребления.

Однако в 2016 году дебиторская задолженность федерального бюджета увеличилась на 14,7%, доля задолженности по перечисленным авансовым платежам по заключенным государственным контрактам составила 99,4%.

Нормативное правовое обеспечение управления авансовыми платежами

Решения по реформированию системы авансовых платежей были приняты не только в отношении получателей средств федерального бюджета, но и в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ заказчики при заключении контрактов вправе предусмотреть в них авансовые платежи. Требования к максимальному размеру авансовых платежей Закон № 44‑ФЗ не содержит, размер соотносится с устанавливаемым размером обеспечения исполнения контракта. Предельные размеры авансовых платежей для получателей средств федерального бюджета ежегодно устанавливает Правительство РФ при утверждении мер по реализации федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Как правило, предельный размер авансовых платежей (за исключением государственного оборонного заказа) устанавливается в сумме не более 30% от стоимости договора (госконтракта) с последующей оплатой возникающих денежных обязательств после подтверждения поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенных авансовых платежей. В отдельных случаях допускается стопроцентное авансирование: договоры (госконтракты) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания, об обучении на курсах повышения квалификации и т. д.

За последние несколько лет политика авансирования претерпела изменения. Так, в 2015 году впервые были предусмотрены некоторые ограничения. В частности, обязательным условием перечисления авансов стало банковское сопровождение исполнения договоров (госконтрактов) в соответствии с законодательством РФ или перечисление авансовых платежей на счета, открытые органам Федерального казначейства в учреждениях Центробанка, для учета операций со средствами юридических лиц в случаях, если размер аванса свыше 30%, но не более 80% стоимости контракта. Авансирование в размере 100% от суммы договора (госконтракта) стало возможным при условии, что продолжительность выполнения работ или оказания услуг по нему либо этапов его исполнения будет составлять не более одного месяца.

В последующие годы предельные размеры авансовых платежей кардинально не изменились, но если размер аванса превышает 30% от суммы договора (госконтракта), то обязательным условием является казначейское сопровождение сумм аванса или, в установленных случаях, банковское сопровождение. Возвращена норма о возможности стопроцентного авансирования услуг, работ в установленных случаях. Отказ от авансирования государственных закупок товаров и услуг предусмотрен в случаях, перечень которых ежегодно утверждает Правительство РФ.

С 2018 года изменен порядок обеспечения исполнения федерального бюджета, общие принципы его исполнения утверждены постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2017 года № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета», а особенности исполнения на очередной финансовый год будут утверждаться ежегодно отдельным актом. Получатели средств федерального бюджета обязаны включать в договор (госконтракт) условие о последующих после выплаты аванса платежах в размере, не превышающем подтвержденную в соответствии с порядком санкционирования сумму стоимости фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг с учетом ранее произведенного авансового платежа. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 года № 1705 «Об особенностях реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов”» конкретизирует данную норму в зависимости от того, содержит ли государственный контракт этапы его исполнения. Последующие после выплаты аванса платежи осуществляются в размере разницы между стоимостью фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), подтвержденных в соответствии с порядком санкционирования и:

общей суммой ранее выплаченного аванса в случае, если договор (государственный контракт) не содержит этапы его исполнения либо выполнение указанных этапов осуществляется последовательно;

суммой, рассчитанной как произведение размера предусмотренного договором (государственным контрактом) авансового платежа в процентном выражении и стоимости фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в случае если договор (государственный контракт) содержит этапы, сроки выполнения которых полностью или частично совпадают.

Установлен запрет (если не в рамках казначейского сопровождения) на выплату аванса на последнем этапе исполнения договора (государственного контракта).

Особого внимания требует повышение эффективности использования средств, предоставляемых из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям (далее — учреждения) в форме субсидий, и недопущение авансовых платежей за счет этих средств. С совершенствованием правового положения учреждения получили больше свободы и прав в осуществлении своей деятельности. При заключении договоров (контрактов), в том числе подлежащих оплате за счет средств субсидий из федерального бюджета (далее — целевые средства), учреждения самостоятельно определяли размеры авансовых платежей. Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 года № 266, которое внесло изменения в постановление Правительства РФ от 28 декабря 2015 года № 1456, на учредителей федеральных бюджетных и автономных учреждений возложена обязанность обеспечить внесение в заключаемые учреждениями договоры (контракты) условий об авансовых платежах в объеме, не превышающем предельные размеры выплат авансовых платежей, установленные для получателей средств федерального бюджета.

Бюджетные учреждения обязаны осуществлять закупки за счет целевых средств в соответствии с требованиями Закона № 44‑ФЗ. В то же время установлены случаи, в которых они вправе работать в соответствии с Законом № 223‑ФЗ. Возникал вопрос, должны ли учреждения соблюдать указанные требования в случае заключения договоров по 223‑ФЗ. Анализируя комментарии Минэкономразвития России, мы пришли к заключению, что принцип определения, к каким источникам финансового обеспечения применяются ограничения, совершенно иной. Ограничение размера авансирования отсутствует — если закупки осуществляются за счет средств от приносящей доход деятельности; соблюдаются предельные размеры авансовых платежей, установленные законодательством РФ, — если закупки осуществляются за счет целевых средств (на иные цели, на капитальные вложения, на выполнение государственного задания).

Поделиться