Версия для печати 1766 Материалы по теме
Пути совершенствования системы закупок

Повышение эффективности использования бюджетных средств, снижение количества неконкурентных закупок, увеличение числа совместных закупок, внедрение электронных сервисов, позволяющих более эффективно осуществлять закупки, а также их контролировать, — это лишь небольшая часть задач, которые сегодня решают в Сургутском районе (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра). Об этих и некоторых других аспектах закупочной деятельности «Бюджету» рассказал Вениамин Васильевич МАТАЕВ, председатель Комитета экономического развития Администрации Сургутского района.

— Самая главная критика в адрес Закона № 44‑ФЗ — это сложность исполнения, и в частности наличие множества отсылок на подзаконные акты. Удалось ли вам в таких условиях построить эффективную систему закупок?

— Не могу не согласиться с тем, что закон о контрактной системе сложен и несовершенен. Однако он задает четкие правила игры и для заказчиков, и для поставщиков. Несмотря на множество подзаконных актов, регулирующих эту сферу, а их, напомню, более 100, мы смогли организовать закупочный процесс таким образом, что удается добиться и экономии бюджетных средств, и качественного удовлетворения нужд заказчиков.

В Сургутском районе реализована классическая модель централизации закупочного процесса в соответствии с нормами статьи 26 Закона № 44‑ФЗ. На базе администрации района создан уполномоченный орган, который осуществляет определение поставщика для нужд заказчиков. На сегодняшний день уполномоченный орган проводит закупки для 118 заказчиков — это и школы, и детские сады, и органы власти, и унитарные предприятия и так далее. В состав нашего муниципального образования входят 13 поселений, из них семь приняли решение передать полномочия на осуществление закупок уполномоченному органу. В шести поселениях созданы свои уполномоченные органы.

На наш взгляд, централизация закупок в Сургутском районе не просто благо, а необходимость. Она решает многие проблемы — организационные, кадровые, устраняет фактор субъективности при осуществлении закупок, поскольку заказчики, по большому счету, только формируют потребность и заключают контракт. Сам процесс рассмотрения заявок, определения поставщика полностью лежит на уполномоченном органе. К тому же централизация очень удобна и при проведении совместных закупок, так как формировать лоты мы можем как на уровне главных распорядителей бюджетных средств, так и на уровне уполномоченного органа.

— Насколько активно вы проводите совместные закупки?

— По нашему мнению, организация совместных закупок, будь то конкурсы или аукционы, — это хорошая возможность для более эффективного расходования бюджетных средств и удовлетворения нужд заказчиков, особенно тех, кто находится в труднодоступных и отдаленных поселениях. Закупки, организованные для наших отдаленных территорий, в большинстве своем признавались несостоявшимися, то есть, затратив рабочее время, трудовые ресурсы, мы не добивались никакого эффекта. После того как было принято решение формировать совместные закупки путем объединения заказчиков по территориальному признаку, такая проблема исчезла. Не секрет, что поставщикам интереснее заявляться на аукционах, гарантирующих большой объем поставок. При крупном заказе они могут рассчитывать на преференции со стороны производителя, кроме того, они экономят на доставке товара, ведь проще и дешевле привезти бумагу одним грузовиком для десяти заказчиков, чем десять раз ездить в поселения, находящиеся в разных концах района.

Это интересно и нам, поскольку поставщики предлагают нашим заказчикам товар по более низкой цене. В 2017 году совместные закупки были проведены на более чем 250 миллионов рублей, при этом экономия превысила 33 процента.

Следует отметить, что с 2017 года мы ведем планомерную работу по повышению эффективности закупочного процесса, и совместные торги играют в этом не последнюю роль. У нас утвержден порядок осуществления совместных конкурсов и аукционов, который предполагает наличие графика осуществления закупок. Также определена номенклатура товаров (работ, услуг), закупки которых осуществляются только путем проведения совместных торгов.

— Какие проблемы сегодня волнуют контрактных управляющих Сургутского района?

— В первую очередь волнует сложность закона о контрактной системе, то огромное количество отчетов, которые приходится делать при исполнении контракта. Причем эти отчеты зачастую дублируют друг друга.

Волнует проблема отсутствия единой административной практики ФАС на территории Российской Федерации, которая необходима для единообразного применения норм законодательства о контрактной системе заказчиками, участниками закупок и комиссиями по осуществлению закупок. Это очень серьезный вопрос, и мы неоднократно обращали на него внимание.

Ну а самая главная проблема — это несоизмеримость штрафов, предусмотренных КоАП РФ за правонарушения в сфере закупок, с доходами сотрудников контрактных служб и контрактных управляющих. Мы направляли предложения о рассмотрении вопроса в части введения дифференцированной ответственности за нарушения законодательства о контрактной системе.

— Какие меры вы предпринимаете для снижения количества неконкурентных закупок?

— В 2017 году мы плотно занялись этим вопросом, так как большой объем денежных средств, порядка 600–700 миллионов рублей в год, заказчики осваивают путем заключения контрактов с единственным поставщиком. Мы рекомендовали заказчикам существенно ограничить закупки у единственного поставщика.

Как показывает анализ, за первые пять месяцев 2018 года объем закупок у единственного поставщика сократился в четыре раза! Это хороший результат, особенно учитывая то, что закупки, которые в прошлом были неконкурентными, перешли в формат электронных аукционов и, соответственно, дали экономию бюджетных средств там, где ее никто не планировал.

— Какова доля закупок у субъектов малого и среднего бизнеса?

— Вопрос привлечения к закупкам субъектов малого и среднего предпринимательства мы решаем комплексно: в нашем муниципалитете реализуется дорожная карта по увеличению доли закупок, проведенных для СМП. Сегодня 44‑ФЗ определяет квоту закупок у СМП на уровне не менее 15 процентов от совокупного годового объема закупок заказчика. Мы же смогли увеличить их до 37 процентов, а к 2020 году намерены довести до 40 процентов. Только за последние четыре года объем закупок у СМП вырос в 2,5 раза.

В рамках исполнения дорожной карты заказчики ежемесячно предоставляют сведения о закупках с участием СМП. Они анализируются и проверяются на предмет достоверности. Показатели по достижению установленного уровня закупок у СМП привязаны к показателям эффективности деятельности муниципальных служащих, ответственных за данную сферу, и, соответственно, заведены в систему премирования/депремирования.

Кроме того, для привлечения большего числа участников закупок, и в первую очередь СМП, мы создали ресурс «Витрина закупок», который размещен на главной странице официального сайта Сургутского района. С помощью витрины закупок участники могут напрямую подать заявку на участие в торгах. С момента внедрения данного механизма количество участников закупок стабильно увеличивается, в том числе и из числа представителей малого бизнеса, осуществляющих деятельность на территории района.

— Чтобы упростить процедуру, малые закупки многие регионы и муниципалитеты осуществляют через электронные магазины. Вы не исключение.

— Да, действительно, в декабре 2017 года мы реализовали проект «Электронный магазин Сургутского района», с помощью которого все закупки малого объема, за небольшим исключением, перевели в электронный вид. Благодаря этому проекту мы убедились, что найден реальный способ экономии денежных средств. За пять месяцев 2018 года экономия при использовании электронного магазина составила 7,3 миллиона рублей. Это притом что, как правило, при закупках у единственного поставщика экономии нет.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА


Поделиться