Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
18-19
Сентября
2018 г.
Москва
Финансы№ 7 июль 2018 — 12 Июля 2018

Надзор за контролерами

Российская Федерация

Версия для печати 192 Материалы по теме
Надзор за контролерами

Анна Михайловна БОРИСОВА, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры города Москвы, аспирант кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

«Дурные законы в хороших руках исполнителей — хороши; и самые лучшие законы в руках дурных исполнителей — вредны», — говорил король Пруссии Фридрих II Великий в середине XVIII века. Прошло почти 300 лет, но афоризм не утратил своей актуальности. Сотрудники прокуратуры убеждаются в его правоте всякий раз, когда выявляют нарушения, допускаемые сотрудниками контрольно-надзорных органов при проведении проверок. Об этом А. М. Борисова рассказала в ходе II Молодежной межведомственной конференции «Совершенствование государственного контроля и надзора», прошедшей в Управлении Федерального казначейства по городу Москве.

Проблема упорядочения контрольно-надзорной деятельности в последние годы стоит весьма остро. В связи с тем что она не находит приемлемого решения, создаются серьезные препятствия как для честных и вполне законопослушных граждан, ведущих предпринимательскую деятельность, так и для должностных лиц госорганов, осуществляющих свои полномочия. При этом существующая модель контрольно-надзорных органов так и не стала непреодолимым барьером для людей недобросовестных, склонных к совершению противоправных действий, а потому сознательно идущих на нарушение закона при ведении бизнеса.

Данная проблема, как важнейшая составляющая другой, более общей проблемы России — ослабления административного давления на бизнес, не осталась без внимания со стороны органов прокуратуры страны и лично Генерального прокурора РФ Ю. А. Чайки. В частности, указанием Генерального прокурора РФ от 15 декабря 2016 года «Об усилении прокурорского надзора при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в связи с реформированием контрольно-надзорной деятельности» прокуроры при проведении проверок деятельности контролирующих органов ориентированы на то, чтобы:

обращать особое внимание на соблюдение законодательства о госконтроле;

давать оценку законности проводимых контрольных мероприятий, полноте принимаемых мер по устранению нарушений;

последовательно отстаивать позицию о недопустимости организации контролерами массовых внеплановых проверок субъектов предпринимательства, необоснованного вмешательства в их деятельность в иных формах.

Активная и принципиальная позиция главного надзорного органа страны способна оказать огромное сдерживающее воздействие на контрольно-надзорные органы и заметно упорядочить их деятельность. Как известно, для нас потенциальный нарушитель законодательства о госконтроле — это должностное лицо контрольно-надзорных органов, наделенное обширными властными, в том числе юрисдикционными, полномочиями. Очевидно, что эффективно противостоять ему может только независимая от исполнительной власти централизованная и разветвленная система, каковой и является прокуратура Российской Федерации. Таким образом, прокуратура является единственным органом, осуществляющим надзор за исполнением законов в рассматриваемой сфере.

Известный отечественный ученый-юрист и крупный государственный деятель В. Ф. Яковлев, отвечая на вопрос о том, каковы основные правовые проблемы современного общества и государства, отметил, что у нас дело лучше обстоит с законодательством — здесь мы продвинулись значительно, и с правосудием. Слабое звено — это исполнение законов. Даже не само исполнение, а организация исполнения. К примеру, в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» за период его десятилетнего действия было внесено 66 изменений и дополнений (то есть в среднем одно изменение менее чем за два месяца).

Поэтому проблемы, связанные с контрольно-надзорной деятельностью, и главным образом правоприменительная практика, постоянно находятся в поле зрения органов прокуратуры. Результаты прокурорского надзора за 2017 год свидетельствуют о том, что московские государственные органы совершенствуют свою деятельность, однако, как и прежде, допускают нарушения при исполнении своих полномочий.

В прошлом году прокуратура города уделяла особое внимание рассмотрению заявлений о согласовании внеплановых мероприятий, соблюдению законодательства при организации и проведении проверок, составлению проектов ежегодных планов и статистической отчетности, ведению ФГИС «Единый реестр проверок» и многому другому. В частности, снизилось количество поступающих заявлений органов государственного контроля и надзора о согласовании внеплановых выездных проверок в отношении хозяйствующих субъектов (рисунок 1).

Сокращение количества проверок вызвано внесением изменений в  Закон № 294, которыми усложнен порядок организации внеплановых выездных проверок, в том числе введены такие институты, как предварительная проверка, мероприятия без взаимодействия с бизнесменами, а также профилактика правонарушений. При этом в ходе рассмотрения указанных заявлений органами прокуратуры города пресекались факты проведения контрольных мероприятий на основании обращений, направленных заявителями в форме электронных документов без использования средств идентификации и аутентификации, а также в отсутствие достаточных оснований. Большее количество согласований именно в столице по сравнению с другими регионами вызвано необходимостью проверочных мероприятий в социально значимых сферах, а именно в сфере строительства, эксплуатации лифтового оборудования, оборота алкогольной продукции, а также в связи с несчастными случаями на производствах.

При формировании московской части сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год прокуратура города отклонила более 21% мероприятий, что свидетельствует о просчетах госорганов при планировании надзорной деятельности (рисунок 2).

Поделиться