25 апреля 2024 года
Версия для печати 8960 Материалы по теме

С 2006 г. Башкортостан приступает к реализации реформы межбюджетных отношений. Как это повлияет на бюджет республики, какие шаги предпринимает руководство области для организации эффективной работы в новых условиях, рассказывает заместитель премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, министр финансов Республики Башкортостан Айрат ГАСКАРОВ.

– Айрат Рафикович, расскажите об особенностях формирования доходов местных бюджетов в условиях межбюджетной реформы, их сбалансированности. Какие фонды финансовой поддержки созданы в бюджете республики для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований в 2006 г.? Каков уровень собственных доходов в бюджетах муниципальных образований в 2006 г.?
– В сфере межбюджетных отношений Башкортостана произошли кардинальные изменения, обусловленные началом реализации положений федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Для регулирования бюджетных правоотношений, повышения качества бюджетного процесса и совершенствования межбюджетных отношений были приняты законы Республики Башкортостан «О межбюджетных отношениях в Республике Башкортостан» и «О бюджетном процессе в Республике Башкортостан», «О порядке решения вопросов местного значения поселений по установлению, изменению и отмене местных налогов в переходный период».
В рамках проводимой реформы основной особенностью формирования доходов местных бюджетов стало изменение доходных полномочий бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов: с 1 января 2006 г. в бюджет республики полностью поступают налоги на прибыль организаций (в части, зачисляемой в бюджет Республики Башкортостан), на имущество организаций, на добычу полезных ископаемых (в части, зачисляемой в бюджет Республики Башкортостан), а также акцизы.
В 2006 г. распределение платы за негативное воздействие на окружающую среду и арендной платы за земли городских поселений изменилось в пользу бюджетов муниципальных образований. Также в порядке регулирования межбюджетных отношений законом Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2006 г.» установлены дополнительные (от 3 до 70%) нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований от налога на доходы физических лиц, по которому муниципальные образования получат дополнительные поступления на сумму 1 463,8 млн руб. Следует отметить, что уровень собственных доходов в бюджетах муниципальных районов составил 25,6%, городских округов – 65,7%.
Расходы местных бюджетов на 2006 г. формировались в соответствии с установленными положениями Бюджетного и Налогового кодексов РФ, федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» разграничениями доходных и расходных полномочий между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления и изменениями, происходящими в системе межбюджетных отношений между бюджетом Республики Башкортостан и местными бюджетами.
На бюджет Республики Башкортостан возложены ранее финансировавшиеся из местных бюджетов расходы на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплату гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, оказание специализированной медицинской помощи, реализацию социальной политики и т.п. общей суммой 12,4 млрд руб.
Объем расходов бюджета по разделу «Межбюджетные трансферты» предусмотрен в размере 14,9 млрд руб., или 29,5% общих расходов бюджета Республики Башкортостан, тогда как в 2005 г. эти расходы составляли 5 млрд руб., или 14,4%.
– Какая финансовая поддержка оказывается бюджетам городов и районов Башкортостана?
– Для оказания в 2006 г. финансовой помощи нижестоящим бюджетам созданы Фонд финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, Фонд компенсаций Республики Башкортостан и Фонд софинансирования социальных расходов Республики Башкортостан. При этом средства Фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, формируемого в сумме 4,1 млрд руб., распределяются исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов. В целях финансового обеспечения государственных полномочий, делегируемых органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в составе бюджета Башкортостана формируется Фонд компенсаций Республики Башкортостан в объеме 9,4 млрд руб. Также в составе бюджета республики на 2006 г. создается Фонд софинансирования социальных расходов Республики Башкортостан в объеме 1,2 млрд руб. в целях софинансирования расходов бюджетов муниципальных районов и городских округов по материально-техническому обеспечению бюджетных учреждений, содержащихся за счет средств этих бюджетов, а также субсидий на обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных районов и городских округов в связи с проводимой реформой местного самоуправления.
Кроме того, в 2006 г. в консолидированный бюджет Республики Башкортостан включен бюджет городского округа Межгорье, имеющего статус закрытого административно-территориального образования.

вид Уфы

– Известно, что в 2005 г. доля расходов на социально-культурную сферу составляла 56,5% от общих расходов консолидированного бюджета республики. Сохранена ли социальная направленность бюджета в 2006 г.?
– Основополагающими принципами формирования расходной части консолидированного бюджета Республики Башкортостан в 2006 г. являются: 
- повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы; 
- совершенствование методов и форм социальной поддержки населения; 
- повышение результативности бюджетных расходов и оптимизация управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы; 
- смещение акцентов бюджетного процесса с управления бюджетными ресурсами (затратами) на управление результатами; 
- применение метода бюджетирования, ориентированного на результат; 
- формирование бюджетов на основе реестров расходных обязательств соответствующего уровня публичной власти; 
- совершенствование механизма государственных закупок, направленное на рациональное использование бюджетных средств; 
- выполнение всех требований федерального и республиканского законодательства, касающихся закупок для государственных и муниципальных нужд; 
- усиление предварительного контроля за целевым использованием бюджетных средств в рамках казначейского исполнения бюджета Республики Башкортостан и бюджетов муниципальных образований; 
- сокращение необоснованных и малоэффективных бюджетных расходов; 
- отмена не обеспеченных достаточным уровнем финансирования расходных обязательств; 
- повышение прозрачности и подотчетности бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Башкортостан; 
- привлечение частного капитала к осуществлению важнейших инфраструктурных проектов республиканского масштаба.
В текущем году расходные обязательства бюджета Республики Башкортостан значительно вырастут в силу разграничения расходных и доходных полномочий, проводимого между бюджетом Республики Башкортостан и местными бюджетами в процессе реформирования местного самоуправления с 1 января 2006 г. Сформированный с учетом этих положений консолидированный бюджет Башкортостана на 2006 г. составит по расходам 61 610 млн руб. (с ростом на 16,5% по отношению к бюджету 2005 г.). Несмотря на устойчивую тенденцию сокращения за последние годы доли собственных доходов консолидированного бюджета по отношению к валовому региональному продукту республики, доля расходов консолидированного бюджета в валовом региональном продукте сохраняется на уровне 2005 г. и составляет 13%.
В 2006 г., как и в предшествующие годы, бюджет Республики Башкортостан характеризуется социальной направленностью; с учетом вновь введенной целевой классификации бюджетных расходов, его можно назвать бюджетом для граждан. Расходы бюджета для граждан в расчете на 1 человека, включающие в себя расходы на дошкольное и общее среднее образование, здравоохранение, социальную политику и жилищно-коммунальное хозяйство, на текущий год определены в сумме 8 617,5 руб. – это 56,9% от общей суммы расходов при среднероссийском показателе 45%. В 2006 г. удельный вес расходов бюджета для граждан в общей сумме расходов бюджетов муниципальных районов и городских округов увеличился с 44,3% в 2005 г. до 80,8% в 2006 г.
В структуре расходов бюджета для граждан в 2006 г. преобладают расходы на здравоохранение и спорт (32,2%), на общее среднее образование (30,9%), на социальную политику (18,1%), причем последние предполагается увеличить как в абсолютной сумме, так и по их доле в общей сумме расходов. Если на дошкольное и общее среднее образование в 2005 г. было направлено 20,9% (11 985,3 млн руб.) от общего объема расходов консолидированного бюджета Башкортостана, то в 2006 г. планируется направить уже 22,3% (13 736,2 млн руб.), на социальную политику соответственно 8,9% (5 143,6 млн руб.) и 10,3% (6 344,4 млн руб.).
– Расскажите об основных параметрах доходной части консолидированного бюджета Республики Башкортостан. Каков налоговый потенциал региона?
– Параметры прогноза социально-экономического развития определяют налоговый потенциал республики на 2006 г. в сумме более 144 млрд руб., то есть с ростом на 47% к плановому уровню 2005 г. При этом удельный вес налогов и сборов в структуре валового регионального продукта республики сократится с 22,3% в 2005 г. до 18,5% в 2006 г., или на 3,8 п.п., а к уровню 2004 г. – на 4,9 п.п., что отражает тенденцию к снижению налоговой нагрузки на экономику республики. По уровню поступлений налогов и сборов Башкортостан занимает второе место в Приволжском федеральном округе.
Параметры доходов бюджета Республики Башкортостан на 2006 г. определены с учетом принимаемых в стране на протяжении последних пяти лет мер по перераспределению соответствующих доходных полномочий, за это время во взаимоотношениях между регионами и федеральным центром сформировалась четкая тенденция к повышению, или уже теперь точнее абсолютному доминированию, доли налоговых доходов, перечисляемых в федеральный бюджет. Так, по итогам 2005 г. из 164,9 млрд руб., собранных на территории республики и поступивших в доход бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, в федеральный бюджет перечислено 70,5%, в то время как в 2000 г. было перечислено менее 31%, в 2001 г. – менее 50%, в 2002 и 2003 гг. – около 60%, в 2004 г. – 65,8%. В 2006 г. в федеральный бюджет планируется перечислить, причем без учета влияния фактора ценовой конъюнктуры на энергоносители, порядка 68% всех поступлений. В таких условиях только развитие производства в базовых отраслях экономики республики, повышение рентабельности предприятий, увеличение реальных денежных доходов и реальной заработной платы населения, рост потребительского спроса на товары и услуги предприятий Башкортостана позволят сохранить достигнутый уровень бюджетной обеспеченности населения республики.

уралсиб

С учетом этих тенденций доходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан определены на 2006 г. в сумме 58 610 млн руб. с ростом к бюджету 2005 г. на 16,4%.
Говоря о структуре собственных доходов консолидированного бюджета Башкортостана, следует отметить, что основная их доля приходится на налоговые доходы – 41 134 млн руб., или 90,3%. Наиболее значимыми остаются налоги на доходы физических лиц (32,1%) и на прибыль организаций (29,3%), акцизы (11,4%), а также налоги на имущество организаций (11,2%) и на совокупный доход (4%).
Объем неналоговых доходов на 2006 г. определен в сумме 4 440 млн руб., то есть с ростом на 9,8% по сравнению с утвержденным планом бюджета республики на прошлый год. Удельный вес неналоговых доходов в составе собственных доходов консолидированного бюджета Башкортостана составит 9,7%. Отметим, что на протяжении последних лет этот показатель имеет тенденцию к росту (за 2003 г. – на 5,4%, за 2004 г. – на 7,2%). В составе неналоговых доходов поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, прогнозируются в сумме 3 000 млн руб., или с ростом в 1,3 раза против утвержденного плана 2005 г.
Необходимо подчеркнуть, что политика Правительства Республики Башкортостан и в дальнейшем будет направлена на более эффективное использование государственного имущества, которое является существенным резервом пополнения доходной базы бюджета.
Доля федеральных средств в объеме доходов консолидированного бюджета республики в 2006 г. составит 12 236 млн руб., что связано главным образом с поступлениями средств на реализацию мероприятий ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 г.».
– Обеспечивается ли сбор собственных доходов в полном объеме?
– Ежегодно собственные доходы поступают в бюджет Республики Башкортостан в запланированном объеме. Так, в 2005 г. в бюджет было перечислено собственных доходов на сумму 31,9 млрд руб., или 112,9% к годовому плану. Указанные доходы составили 77,1% общих доходов бюджета республики. Поступления собственных доходов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились на 9,3 млрд руб., или на 41,4%.
– Насколько перспективным источником пополнения местных бюджетов является земля?
– О перспективности земельного налога мы сможем судить только после устранения всех вопросов его администрирования, поскольку на сегодняшний день имеется ряд проблем, касающихся порядка определения налогооблагаемой базы и порядка уплаты налога. Например, в соответствии с Налоговым кодексом РФ плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие правами на земельные участки, однако в настоящее время большинство землепользователей не имеют правоустанавливающих документов на земельные участки.
Кроме того, не решен вопрос кадастровой оценки земельных участков, которая производилась в 2001 г. по состоянию на 1 января 2002 г. К моменту вступления в силу гл. 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ кадастровая стоимость земли оказалась не соответствующей ее фактической стоимости.
Как показывают прогнозные расчеты земельного налога на 2006 г., основанные на кадастровой оценке земли в текущем году, поступления земельного налога в бюджет Республики Башкортостан снизятся по сравнению с налогом, рассчитанным в соответствии с ранее действующим законом Республики Башкортостан «О плате за землю».

завод

– Будут ли местные власти дифференцировать базовые ставки стоимости земельных участков с учетом вида деятельности арендаторов?
– Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 286 от 23 декабря 2005 г. утвержден Временный порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли до разграничения государственной собственности на землю, в соответствии с которым коэффициенты, учитывающие категорию арендаторов и вид использования земель на территории соответствующего муниципального образования, устанавливаются решениями представительных органов муниципального образования исходя из вида деятельности арендаторов.
Представительный орган муниципального образования может временно определить льготы в виде понижающих коэффициентов от 0 до 1 для тех категорий арендаторов, которые занимаются приоритетными для муниципального образования видами деятельности, а также для предприятий находящихся в стадии банкротства, и отдельных категорий граждан.
– В 2006 г. Башкортостан полностью перешел на казначейское исполнение бюджета. Как идет процесс перехода?
– Процесс перехода на казначейскую систему исполнения бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов начался в 2005 г. В соответствии с графиком, утвержденным распоряжением Правительства Республики Башкортостан № 709-р от 4 августа 2005 г., с 1 августа 2005 г. начат процесс перевода главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета республики на казначейскую систему исполнения бюджета Башкортостана, а с 1 октября – получателей местных бюджетов.
С 1 января 2006 г. кассовое обслуживание исполнения бюджета республики и местных бюджетов осуществляется с единых лицевых счетов, открытых в Управлении Федерального казначейства по Республике Башкортостан в Национальном банке Республики Башкортостан. Всего в Управлении Федерального казначейства по Республике Башкортостан в Национальном банке открыто 1 021 лицевых счетов бюджета Республики Башкортостан и бюджетов муниципальных районов и городских округов, городских и сельских поселений. Для исполнения консолидированного бюджета республики Министерством финансов Республики Башкортостан открыто 6 786 лицевых счетов получателей средств бюджетов, через которые осуществляется финансирование 15 329 юридических лиц и обособленных подразделений.
На сегодняшний день предварительным и текущим казначейским контролем охвачены все поручения на оплату расходов из бюджета Республики Башкортостан через лицевые счета бюджетополучателей.
– Какие задачи предполагается решить в 2006 г. в рамках реализации бюджетной и налоговой политики в Республике Башкортостан?
– Основные задачи можно условно разделить на два блока. Первый включает в себя мероприятия, касающиеся непосредственного исполнения бюджета в текущем году, – это безусловное выполнение принятых расходных обязательств всеми уровнями публичной власти, ориентация бюджетных расходов на реализацию приоритетных направлений государственной политики, мониторинг эффективности расходования бюджетных средств и реализации целевых программ, осуществление казначейской системы исполнения бюджетов, совершенствование механизма государственных и муниципальных закупок.
Второй блок задач связан с решением вопросов повышения эффективности и качества бюджетной и налоговой политики. Здесь находят отражение следующие мероприятия:
 повышение роли и качества среднесрочного бюджетного планирования;
 обеспечение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов;
 комплексный учет бюджетных последствий структурных преобразований, проводимых в экономике и социальной сфере;
 активизация работы по совершенствованию механизмов применения программно-целевых методов при планировании и осуществлении бюджетных расходов;
 дальнейшее совершенствование налогового законодательства в целях формирования благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата и повышения конкурентоспособности производимой продукции.


Справка «Бюджета»

Айрат Рафикович ГАСКАРОВ, заместитель премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, министр финансов Республики Башкортостан
Родился 5 октября 1963 г., п. Чишмы Чишминского района Башкирской АССР.
Окончил Уфимский факультет Всесоюзного заочного финансово-экономического института, специальность «Финансы и кредит».
1981 г. – экономист Министерства финансов Башкирской АССР.
1983–1991 гг. – ревизор-инспектор, заместитель начальника штатного отдела Министерства финансов Башкирской АССР.
1991 г. – инструктор Башкирского рескома КП РСФСР.
1991–1995 гг. – начальник отдела, финансовый директор БАГСУ.
1995–2000 гг. – заместитель министра финансов Республики Башкортостан.
С 2000 г. – управляющий отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан.
С 2002 г. – заместитель премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, министр финансов Республики Башкортостан.
Награжден нагрудным знаком «Отличник финансовой работы». Имеет почетное звание «Заслуженный экономист Республики Башкортостан».

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно