Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
18-19
Сентября
2018 г.
Москва
Финансы№8 август 2018 — 09 Августа 2018

Анализ доходов бюджетов муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока

Российская Федерация

Версия для печати 149 Материалы по теме
Анализ доходов бюджетов муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока

Галина Геннадьевна ДЕРЖИРУКОВА, эксперт АСДГ, преподаватель кафедры экономики, учета и финансовых рынков СибГИУ, кандидат экономических наук

За период реформирования системы МСУ в нашей стране доходная база местных бюджетов снизилась, сегодня городам требуется децентрализация налогов и сборов, внесение в бюджетное законодательство РФ изменений, направленных на повышение бюджетной самостоятельности муниципалитетов. В настоящее время местные бюджеты не обеспечивают развитие муниципальных образований, речь идет лишь о выживании и наращивании долгов. Такой вывод сделан по результатам ежегодного анализа, проведенного АСДГ среди 105 муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока1.

Справка

В исследовании участвовало 105 муниципальных образований Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, а также некоторые муниципальные образования ХМАО — это 74 городских округа, 8 городских поселений и 23 муниципальных района. По численности населения городские округа были разделены на пять групп: свыше 500 тысяч, от 200 тысяч до 500 тысяч, от 100 тысяч до 200 тысяч, от 50 тысяч до 100 тысяч и менее 50 тысяч человек. Поскольку выявить общие закономерности в городах с численностью менее 50 тысяч человек и в муниципальных районах (V–VII группы соответственно), значительно отличающихся по составу участников ежегодного анализа, представляется затруднительным, основной анализ выполнен по первым четырем группам городов, куда вошло 46 муниципальных образований (назовем их основной группой).

Основные тенденции

Как в оценке изменений по каждой группе городов, так и в средней оценке необходимо отметить рост доходов в 2017 году по отношению и к 2016-му, и к 2015-му.

1. Доходы бюджетов за анализируемый период 2015–2017 годов выросли у 36 из 46 (78%) муниципальных образований из основной группы. Из 105 муниципальных образований доходы бюджета увеличились у 75 (71%). Однако темпы роста периода 2017–2016 годов (средний прирост 3%, 4% (основная группа)) ниже в сравнении с темпами роста периода 2017–2015 годов (средний прирост 8%, 9% (основная группа)) (таблица 1).

2. Дополнительное финансирование по закону субъекта РФ получает 22 из 46 городов, его уровень варьируется от 6 до 35% собственных налоговых и неналоговых доходов. Наибольшие поступления отмечены в Артеме, Новом Уренгое, Анжеро-Судженске, их уровень 35–33%. Это в основном НДФЛ и налог, уплачиваемый по УСН. В Барнауле, Томске, Якутске — НДПИ.

3. Структура доходов за 2015–2017 го­ды фактически не изменилась (таблица 2).

4. Значительный удельный вес в структуре безвозмездных поступлений городов первой группы составляют субвенции (рисунок 1), за исключением Хабаровска, где преобладают иные межбюджетные трансферты и прочие безвозмездные поступления. Подобная ситуация складывается и по другим группам городов.

Поделиться