Финансы№9 сентябрь 2018 — 21 Сентября 2018

Новый этап реформирования: цифровизация системы госуправления в России

Российская Федерация

Версия для печати 898 Материалы по теме
Новый этап реформирования: цифровизация системы госуправления в России

Новая цифровая реальность задает новые темпы и подходы к развитию государственного сектора. О том, какие ключевые факторы будут оказывать влияние на деятельность государственных органов в ближайшие годы в рамках цифровой трансформации и как за счет новых технологий работы с данными создать цифровой регион, рассказывает коммерческий директор Компании «Бюджетные и Финансовые Технологии» Наталья Юрьевна Зейтениди.

Компания БФТ работает в области информатизации государственного управления в субъектах Российской Федерации уже более 20 лет. За эти годы нами созданы решения для всех основных задач управления регионом в сфере госфинансов, закупок, управления имуществом, оказания государственных и муниципальных услуг и для сферы труда и занятости на федеральном уровне. Забегая вперед, хотелось бы отметить, что эффективно регионы России смогут воспользоваться возможностями цифровизации, только выстроив свои базовые системы в централизованной архитектуре. Мы поняли это еще десять лет назад, поэтому все наши продукты применяют этот принцип, что позволило внедрить централизованные решения в 22 регионах.

Тренды цифровизации

Остановимся на некоторых факторах, которые будут оказывать влияние на деятельность государственных органов в ближайшем будущем в рамках цифровизации:

развитие технологии нового технологического уклада (НТУ) — принятие решений на уровне данных, роботизация, искусственный интеллект и машинное обучение, блокчейн;

пристальное внимание руководства России к теме цифровой экономики, в том числе цифровизации госуправления. Среди основных целей указа Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» значительное число показателей относится к цифровой экономике: ускорение технологического развития Российской Федерации (увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50%), увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом), ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере и др.;

окончательно сформировавшийся тренд на замещение импортного программного обеспечения в государственном секторе;

обязательность проектного управления как для федеральных, так и для региональных органов власти. При этом наряду с классическим подходом все чаще применяется Agile.

Задачи первого этапа

Чтобы управление финансовым сектором не оставалось в стороне от цифровых преобразований, работу в регионах необходимо начинать уже сейчас, и на первом этапе решить такие ключевые задачи, как:

нормативное и организационное закрепление порядка реализации и финансового обеспечения мер по цифровому развитию с учетом утвержденных Правительством РФ 14 июня 2018 года
Методических указаний по разработке национальных проектов (программ). Стоит отметить, что данные рекомендации требуют формирования регионального проектного офиса с возложением на него функций по общей координации исполнения национальных и федеральных проектов, а ответственными должны стать руководители региона;

завершение перехода на использование отечественного программного обеспечения и на прикладном, и на системном уровнях;

перевод всего документооборота и между органами власти, и между властью и внешним миром в цифровую форму. Частными примерами могут служить перевод в цифровую форму соглашений на государственные задания и межбюджетные трансферты, безбумажный документооборот с поставщиками товаров работ и услуг, повсеместный перевод услуг в электронный вид;

создание центров обслуживания и освобождение органов власти и учреждений от обеспечивающих функций — бухгалтерского и кадрового учета, материально-технического обеспечения и т. д.;

интеграция на уровне данных и создание управленческих инструментов, обеспечивающих принятие решений на основе данных.

Все это позволит создать в регионах базу для цифровизации государственного управления и перейти к построению цифрового региона, опирающегося на данные, в достоверности которых можно быть уверенными.

Продукты БФТ для цифрового региона

Продукты Компании БФТ являются ключевыми компонентами цифрового региона, так как закрывают все основные процессы и обеспечивают юридически значимое взаимодействие между участниками и неучастниками бюджетного процесса.

Благодаря этому формируется массив достоверных данных, применимых для дальнейшего использования в управлении. «АЦК-Финансы», «АЦК-Бюджетный учет» и «Управление активами» обеспечивают бухгалтерский, финансовый и управленческий учет на уровне учреждений, ГРБС, муниципальных образований и региона в целом. «АЦК-Планирование» и «АЦК-Госзаказ» позволяют осуществить планирование бюджета, контроль исполнения госпрограмм, планирование и осуществление закупочной деятельности на всех уровнях бюджетной системы. Внутренний портал использует данные из множества источников, позволяя построить причинно-следственные связи и определить тренды, требующие управленческих решений. Таким образом, создавая общее информационное пространство региона, мы не объединяем информационные системы, а интегрируем данные и инструменты работы с ними, что обеспечивает новый уровень возможностей и ведет нас к цифровому региону.

 


Поделиться