Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Экология№9 сентябрь 2018 — 10 Октября 2018

Государство должно задавать правила игры

Российская Федерация

Версия для печати 476 Материалы по теме
Государство должно задавать правила игры

Прошедший год, объявленный Годом экологии, стал переломным для осознания обществом важности охраны окружающей среды. Кроме того, в 2017-м была начата активная работа по совершенствованию экологического законодательства. О новациях в законодательстве, о планах на осеннюю сессию рассказал Владимир Владимирович БУРМАТОВ, председатель Комитета Государственной думы по экологии и охране окружающей среды.

— Владимир Владимирович, работа, начатая в прошлом году по совершенствованию законодательства в сфере охраны окружающей среды и обращению с отходами, продолжается. Расскажите об основных итогах весенней сессии Госдумы по данному направлению.

— Главным итогом минувшей сессии стало принятие большого пакета экологических законов. Был принят закон, нормы которого закрепили раздельный сбор мусора на территории Российской Федерации. До принятия данного документа раздельный сбор мусора не мог применяться из-за существующих законодательных ограничений. К примеру, раньше, для того чтобы поставить баки или урны и начать раздельно собирать стекло, органику и пластик, требовалось получить отдельную лицензию на эту деятельность. Сейчас эти ограничения сняты, то есть раздельное накопление отходов выведено из-под лицензирования.

Кроме того, мы усилили полномочия регионов и муниципалитетов в сфере определения территориальных схем размещения отходов. Напомню, что ранее согласование территориальной схемы размещения отходов — расположение полигонов, мусоросжигательных заводов, мусоросортировочных станций, маршрутов движения мусоровозов, размещения контейнеров на площадках, то есть составление полной карты движения мусора, — на федеральном уровне осуществлялось Росприроднадзором. Теперь это отдано на откуп регионам, и они сами будут решать, что и где размещать. При этом в законе прописана обязанность субъектов РФ согласования с гражданами территориальных схем размещения отходов.

Также был уточнен порядок расходования средств экологического сбора. Как видите, мы приняли целый пакет инициатив, в соответствии с которыми полностью перестроится алгоритм сбора и утилизации твердых коммунальных отходов. СМИ эти изменения окрестили мусорной реформой.

— Поскольку Государственная дума наделена не только нормотворческой функцией, но и функцией парламентского контроля, то в рамках весенней сессии с начала января вы начали осуществлять мониторинг хода реализации принятых законов. Что он показал?

— Мы увидели, что реформа серьезно тормозится в регионах. Например, было выявлено, что ни один из регионов не начал обсуждать с гражданами вопросы о том, где должен располагаться полигон, а где мусоросжигательный завод и нужен ли он в принципе, нужна ли мусоросортировка или раздельный сбор мусора. Несмотря на то что этого требует законодательство, очевидно, что некоторые субъекты РФ боятся обсуждать данные проблемы публично.

Фактически ни один регион не перешел на полноценный раздельный сбор мусора. По пальцам одной руки можно пересчитать те субъекты РФ, которые его внедрили не на уровне отдельно взятого района или муниципалитета, а на всей территории региона.

В ходе мониторинга также выявлено, что еще не все субъекты РФ выбрали региональных операторов, хотя эта процедура должна была закончиться 1 мая текущего года. Не все субъекты утвердили и тарифы на обращение с отходами для региональных операторов и подали их в единый тарифный орган. Все это грозит тем, что 1 января 2019 года в регионах, где вышеназванные задачи не будут решены, переполненные мусорные контейнеры так и останутся стоять на улицах.

Для недопущения мусорного коллапса и взрывоопасного роста тарифов (в ряде регионов стоимость услуги по обращению с отходами вырастет на 500–1000 процентов) мы активно работаем с Минстроем России, Минприроды России, ФАС. Мы категорически против необоснованного роста тарифов и считаем, что для региональных операторов они должны устанавливаться исходя не из пожеланий операторов, а из возможностей граждан по оплате их услуг. Все поступающие к нам данные перепроверяются и пересчитываются, и должен отметить, что ситуация достаточно тревожная. Регионы не спешат становиться на путь цивилизованного развития данной сферы. Не секрет, что этот сегмент рынка один из самых криминальных.

51.png

— Безусловно, тематика отходов — не единственная важная проблема. Какие еще инициативы были приняты?

— На мой взгляд, еще одна не менее серьезная тема достойна внимания, и в весеннюю сессию неформально для нас она была основной — это качество атмосферного воздуха в крупных промышленных городах. После соответствующего поручения Президента РФ мы добились принятия закона, который обязывает все предприятия-загрязнители устанавливать на трубах приборы учета и контроля выбросов и сбросов. Приборы будут определять состав выбросов и направлять данные в единый центр сбора информации, чтобы в любой момент можно было посмотреть, что и когда сбрасывало предприятие. Все данные в автоматическом режиме будут передаваться в Росприроднадзор для максимально быстрого реагирования на превышение концентрации опасных веществ и принятия соответствующих мер.

Кроме того, все данные будут находиться в открытом доступе на сайте, и любой житель, условно говоря, Челябинска, Липецка, Череповца, Нижнего Тагила сможет зайти на интернет-ресурс и посмотреть экологическую обстановку в своем городе. Данный закон важен и для надзорных ведомств, чтобы следить за выбросами предприятий в атмосферу. Всю информацию они будут получать в онлайн-режиме. Благодаря этому предприятиям не удастся перекладывать вину друг на друга, поскольку будет точно известно, какой именно источник загрязнил воду или воздух.

Законопроект был разработан еще в 2014 году, но его принятие постоянно отодвигалось, и вот в осеннюю сессию закон прошел все три чтения. Это серьезное достижение. В данном законе закреплен список трехсот предприятий-загрязнителей, которые дают 60 процентов выбросов в атмосферу и сбросов в воду. Именно они первыми попадут под действие закона и будут обязаны уже с 1 января 2019 года установить на трубах счетчики. Для них это достаточно дорогое удовольствие, ведь счетчик стоимостью порядка 20 миллионов ставится на каждую трубу, тем не менее благодаря принятым поправкам воздух и вода в наших городах станут чище. Предприятия больше не смогут уходить от ответственности, что вынудит их модернизировать производство в сторону повышения его экологичности.

— Недавно была инициирована работа по подготовке изменений в закон об особо охраняемых природных территориях. Какие основные задачи должны быть решены в рамках этой работы?

— Да, действительно, большой и серьезный блок вопросов связан с особо охраняемыми природными территориями, заповедниками, национальными парками, заказниками и так далее. Мы существенно ужесточаем условия в отношении особо охраняемых природных территорий, чтобы нельзя было передавать их земли в частную собственность, переводить земли из одной категории в другую. Установлен полный запрет на строительство спортивных сооружений на землях национальных парков и заповедников. Усиливаются полномочия инспекторов, которые следят за состоянием нацпарков. То есть вводятся дополнительные гарантии того, что на особо охраняемые земли никто не покусится и не начнет строить дачи или объекты гостиничной инфраструктуры.

52.png

Отдельным законопроектом была реализована инициатива по предотвращению нефтеразливов на суше. И это достаточно большой шаг в деле защиты окружающей среды. Российское законодательство неплохо настроено в отношении нефтеразливов на море, к сожалению, того же нельзя сказать о суше. Было множество законодательных прорех, сейчас мы их ликвидируем. Данные новации серьезно осложнят жизнь нефтяным компаниям, но сделают ситуацию более безопасной для наших граждан.

Не могу не отметить еще один очень важный закон, предусматривающий освобождение дохода, полученного гражданами от сдачи макулатуры, от налога на доходы физических лиц. До этого была парадоксальная ситуация: гражданин купил журнал, заплатил за него 100 рублей, сдал его в пункт сбора макулатуры и с полученного дохода должен был заплатить НДФЛ. И не важно, что дохода-то нет, ведь журнал куплен за сто рублей, а сдан в макулатуру за три копейки. Более того, человек потратил деньги на то, чтобы привезти его в пункт сбора. Теперь этот абсурд устранен. Стимулируя наших граждан сдавать макулатуру, мы сохраняем огромное количество деревьев, обеспечиваем сырьем предприятия по переработке, которые у нас загружены едва наполовину.

Также хотелось бы отметить, что введены более серьезные, чем ранее, санкции за незаконную охоту, в том числе на редкие виды животных и на тех, что внесены в Красную книгу. Ужесточены санкции за контрабанду редких видов животных, введены санкции за торговлю частями животных через интернет.

Всего же принято и внесено на рассмотрение порядка 18 инициатив, связанных с охраной животных. Стоит заметить, что за полгода в деле охраны животных действующий созыв сделал больше, чем все предыдущие созывы Государственной думы. Донастроена статья 245 Уголовного кодекса «Жестокое обращение с животными». Введены санкции для садистов, догхантеров, людей, транслирующих факты жестокости в отношении животных в интернет, а также вовлекающих в это малолетних. Также теперь делами о жестоком обращении с животными будут заниматься следователи, а не дознаватели, как это было раньше. Увеличены сроки наказания по таким делам. Введен запрет на контактную притравку. Этот варварский метод натаскивания собак, ранее распространенный в России, в большинстве развитых стран давно запрещен. Теперь и у нас он вне закона.

— На какой стадии находится законопроект об особо охраняемых природных территориях?

— Он принят в трех чтениях и подписан президентом.

— Владимир Владимирович, давайте поговорим о перспективах внедрения новаций. Например, раздельный сбор мусора. Вы верите, что этого удастся добиться?

— На мой взгляд, раздельный сбор мусора — это единственный путь для нашей страны цивилизованно решить существующую проблему. Других альтернатив у нас нет. Мы должны понимать, что сегодня существует три варианта обращения с мусором.

Вариант первый — то, что происходит сейчас: мусор сваливается в кучу, что-то подвергается процессу гниения, что-то годами лежит не разлагаясь. В процессе гниения выделяется метан (это неизбежный химический процесс), который зачастую самовоспламеняется, и тогда свалка начинает гореть. Люди, живущие неподалеку, — а многие свалки у нас до сих пор находятся в черте населенных пунктов, — задыхаются от едкого дыма. Объемы вредных выбросов от одной свалки соответствуют объемам выбросов крупных металлургических производств. Но выбросы — еще не самое страшное. Проблема в том, что, как правило, мусорные полигоны не оборудованы соответствующим образом, и дождевая вода, просачиваясь через многометровый слой мусора, попадает в подземные воды, оттуда в реки, далее в водозабор и, наконец, к нам в водопровод.

Вариант второй. Мусор можно сжигать. Очевидно, что какое бы современное оборудование ни было установлено, выбросы в атмосферу не будут нулевыми. Наши граждане настроены против такого способа. И они правы.

Вариант третий — переработка, которая невозможна без раздельного сбора мусора. Сегодня мусоросортировочная станция позволяет выделить всего десять процентов полезных фракций из общего объема мусора, все остальное надо сжигать. В то время как раздельный сбор мусора позволяет, если мы говорим о макулатуре, которая изначально собрана раздельно, переработать до 90 процентов мусора и только десять будет отвозиться на полигон. Согласитесь, это совершенно разные объемы. Нравится это кому-то или нет, но раздельный сбор мусора — единственный сценарий, по которому может развиваться ситуация. С точки зрения законодательства сегодня сделано все для того, чтобы внедрить цивилизованный способ обращения с мусором. Однако регионы, повторюсь, пока не хотят этим заниматься.

— Вы считаете, что мусорная реформа тормозится только из-за отсутствия региональной воли, а не по причине, например, дефицита средств на организацию раздельного сбора мусора?

— Переработка мусора — это бизнес, на ней деньги зарабатываются. Подготовлены все законодательные основы для того, чтобы этот бизнес сделать прозрачным. Мусорный полигон — тоже деньги, но непрозрачные. Если, например, рядом с закрытой городской свалкой поставить веб-камеру, то она запечатлеет, как ночью на свалку движется вереница левых мусоровозов. Естественно, заезжают они на полигон не бесплатно. Эта якобы закрытая свалка приносит десятки миллионов рублей в месяц черным налом. Очевидно, противостояние в данном вопросе очень велико.

У нас есть ряд субъектов, частично перешедших на раздельный сбор мусора, которые продают его в регионы, где функционируют мусороперерабатывающие заводы. Мусор — ликвидное сырье, которое продается и покупается. В мире есть целые страны, которые импортируют, завозят мусор.

— Успех реформы зависит не только от региональных, муниципальных властей, операторов, но и от самих граждан. На ваш взгляд, россияне готовы включиться в процесс?

— По данным социологических исследований, раздельно собирать мусор готовы 80 процентов граждан, а по версии Счетной палаты, еще больше — 92 процента. Уже сегодня в школах идут уроки, на которых детям рассказывают, как раздельно собирать мусор. Но все желания детей применить полученные на уроке знания разбиваются о реальность — общий мусорный бак во дворе.

На мой взгляд, сегодня не надо заниматься профанацией, надо просто создавать инфраструктуру и условия для раздельного сбора мусора и, конечно же, стимулировать граждан к этому: например, устанавливать более низкие тарифы на вывоз мусора и так далее. Люди, сортируя мусор, фактически делают за региональных операторов часть их работы и справедливо должны рассчитывать на какие-то преференции.

53.png

— Что касается инвесторов: какими механизмами государство могло бы стимулировать желание вкладываться в переработку мусора?

— Мусорный бизнес — рентабельный бизнес, государство должно лишь задать правила игры, и сейчас они заданы. А что касается инвестора, на мой взгляд, существует только один вариант — гарантированные потоки мусора. Инвестору интересно строить завод, только если он уверен, что у него будет необходимый объем сырья для переработки. Очевидно, инвестору невыгодно вкладывать деньги в строительство завода, который будет загружен лишь на 40 процентов, как это происходит сейчас с предприятиями по переработке бумаги, пластика, мощности которых используются наполовину.

— Какие важные законопроекты Комитет по экологии и охране окружающей среды планирует рассмотреть в рамках осенней сессии Госдумы?

— В осеннюю сессию мы планируем принять во втором и третьем чтениях упомянутый мною закон о нефтеразливах. Ждем внесения Правительством РФ инициативы об экологической экспертизе. Также рассчитываем, что появится законопроект о сводных расчетах, направленный на снижение количества вредных выбросов в атмосферу. Сводный расчет суммирует выбросы всех предприятий города и автотранспорта, что позволяет более точно оценить уровень загрязнения воздуха. Высока вероятность, что в осеннюю сессию в Госдуму поступит законопроект об экологической информации, которая должна находиться в открытом доступе. Этот документ призван определить состав открытой и доступной экологической информации. Наши граждане имеют право знать об экологической обстановке в своих городах и селах. Помимо перечисленного у нас есть еще ряд нереализованных инициатив, связанных с обращением с животными, и мы рассчитываем, что в осеннюю сессию эта работа будет завершена.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА

Поделиться