Финансы№10 октябрь 2018 — 29 Октября 2018

Статус решает все

Российская Федерация

Версия для печати 305 Материалы по теме
Статус решает все

Владислав Вячеславович СИНЮКОВ, главный государственный инспектор инспекции № 3 Контрольно-счетной палаты Москвы

В статье излагается экспертное мнение об особенностях законодательства, регулирующего отношения в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, а также о связанных с этими особенностями трудностях в вопросах проведения закупок на выполнение работ по сохранению данных объектов. 

Выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия является одним из случаев, преду­смотренных частью 2 статьи 56 и частью 2 статьи 56.1 Федерального закона № 44 ФЗ, когда закупка осуществляется в форме конкурса с ограниченным участием. Согласно действующему законодательству конкурс с ограниченным участием — это один из конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. В свою очередь, данная закупка помимо применения единых требований к участникам в соответствии со статьей 31 Закона № 44 ФЗ предполагает использование дополнительных требований для предквалификационного отбора. 

Кроме того, Законом № 44 ФЗ предусмотрено (позиция по указанному вопросу также отражена в совместных письмах Минэкономразвития России и ФАС России от 15 марта 2017 года № 6598-ЕЕ/Д28 и № РП/16119/17), что у заказчика также есть право осуществлять закупку работ по сохранению объектов культурного наследия, путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом проведение открытого конкурса не допускается.

55.png

Таким образом, при осуществлении закупок на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия чаще всего делается выбор между конкурсом с ограниченным участием с критериями оценки заявок и электронным аукционом без их применения. Учитывая специфику предмета закупки, с целью выбора исполнителя работ, соответствующего квалификационным требованиям и предложившего лучшие условия исполнения, заказчики используют конкурсы с ограниченным участием. Однако в силу особенностей законодательства, регулирующего отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, применение данного способа закупки не всегда верно и соответствует положениям Закона № 44 ФЗ.

Выявить мало, надо включить в реестр

Вопросы сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Закон № 44 ФЗ не регулирует, они находятся в ведении Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В частности, к объектам культурного наследия статьей 3 Закона № 73 ФЗ отнесены объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники и иные предметы материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Кроме того, существуют объекты, в отношении которых в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление об их включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации . 

В первую очередь со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в соответствующий перечень данные объекты приобретают статус выявленного объекта культурного наследия и подлежат государственной охране в соответствии с частью 5 статьи 16.1 Закона № 73 ФЗ до принятия решения об их включении или об отказе во включение в реестр. Следует отметить, что под государственной охраной в Законе № 73 ФЗ понимается система мер, принимаемых в пределах компетенции органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления, направленных в том числе на предотвращение разрушения или причинения вреда.

В дальнейшем региональный орган обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона № 73 ФЗ. Заключение экспертизы содержит выводы об историко-культурной ценности объекта и, как следствие, предложение об отнесении рассматриваемого объекта к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения. Именно на основании данного заключения региональный орган в течение 30 рабочих дней принимает одно из следующих решений, предусмотренных частью 3 статьи 18 Закона № 73 ФЗ: включить объект в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения либо отказать во включении.

Поделиться