Версия для печати 1861 Материалы по теме

«Российские железные дороги» (РЖД), нуждающиеся поистине в ог­ромных инвестициях на развитие инфраструктуры, могут вывести свои акции на фондовые биржи уже через три года. Речь может идти о размещении до 25%, за которые компания, вероятно, получит более 25 млрд долл. Это может стать крупнейшим IPO в российской истории.

ржд

Сейчас РЖД на 100% принадлежат государству и согласно действующему законодательству не могут провести размещение своих акций. Но, как стало известно вчера, РЖД уже начали обсуждение такой возможности. Компания может разместить до 25% минус одна акция на фондовых площадках через три года и таким образом привлечь около 25 млрд долл. Об этом журналистам сообщил старший вице-президент РЖД Федор Андреев. Более детально в РЖД не комментируют эти планы.

Ранее президент РЖД Владимир Якунин говорил, что вывод на фондовый рынок части акций РЖД возможен только при безусловном сохранении государственного контроля над железнодорожной инфраструктурой. Возможность такого шага он объяснял потребностью в строительстве новых линий государственного значения. Осенью прошлого года президент, председатель правления ОАО «Банк ВТБ» Андрей Костин оценивал, что РЖД при размещении 20% акций путем IPO могут получить до 300 млрд руб., или около 12% от своей инвестиционной программы на срок до 2030 года. Впрочем, как отмечал г-н Якунин, перед этим шагом компании необходимо закрепить ответственность государства за развитие инфраструктуры железных дорог и решить вопросы с компенсацией убытков от дальних и пригородных перевозок.

Рынок ждет такого решения уже давно. Дело в том, что компании необходимы огромные средства на модернизацию подвижного состава и инфраструктуры железных дорог. Объем финансирования принятой правительством программы стратегического развития железнодорожного транспорта до 2030 года составляет около 13,5 трлн руб. (около 520 млрд долл.). Около 40% этой суммы (220 млрд долл.) РЖД придется найти самостоятельно.

Для этих целей компания уже начала успешно лоббировать повышение транспортных тарифов, а также запустила продажу пакетов акций своих «дочек». Так, за счет продажи частным инвесторам в конце прошлого года 15% акций «Трансконтейнера» РЖД получили около 316 млн долл. Еще около 15—20% акций компании планируется разместить уже в октябре—ноябре этого года. А в 2009 году инвесторам будут предложены акции и Первой грузовой компании. В целом же за счет размещения акций «дочек» РЖД планируют к 2010 году собрать около 6 млрд долл.

Кроме того, уже в октябре—ноябре РЖД собираются разместить евробонды на сумму 3—4 млрд долл. и наме­рены зарегистрировать программу выпуска необеспеченных тридцатилетних евро­бондов на сумму до 7 млрд долл. Уже в июле компания будет размещать рублевые облигации на сумму 20 млрд руб., а общий объем уже одобренных советом директоров монополии последующих выпусков составляет 80 млрд руб. В целом же общий объем заимст­вований РЖД в 2008—2010 годах может составить более 325,4 млрд руб.

В то же время эксперты отмечают, что столь скорое размещение акций самих РЖД оказалось неожиданным. «Возможно, компания решила ускорить подготовку к своему IPO из-за сегодняшней неблагоприятной конъюнктуры финансовых рынков, которая мешает размещению акций «дочек» РЖД и привлечению заемных средств», — считает Михаил Лямин из Банка Москвы.

Впрочем, эксперт отмечает, что акции такой компании, как РЖД, будут интересны инвесторам и при негативной ситуации на рынке. «Компания крупнейшая в мире и к тому же занимает монопольное положение на одном из самых быстрорастущих рынков, с огромным потенциалом», — говорит Михаил Лямин. Интерес инвесторов к российскому рынку перевозок подтверждает недавнее размещение бумаг Globaltrans с премией к западным аналогам.

Но эксперты опасаются, что три года достаточно короткий срок для подготовки IPO такой компании, как РЖД. «Продажа акций самих РЖД — самый надежный способ привлечения средств, — отмечает директор аналитического департамента УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Шаго. — Но и продажа акций «дочек» прибавляет потенциальную стоимость РЖД, так как эти компании получают рыночную оценку». Как отмечает Михаил Сайно из «Брокеркредитсервиса», предсказать конъюнктуру рынка и стоимость РЖД через три года нельзя, но исходя из текущей ситуации оценка компании в 100 млрд долл. вполне адекватна.

РБК

Поделиться