Версия для печати 2904 Материалы по теме

Широкомасштабные реформы, проводимые в Индии, постепенно превращают некогда беднейшую и неразвитую страну в одну из самых экономически сильных.

Здоровые амбиции
Вот уже четверть века продолжаются реформы финансового сектора Индии. За это время были созданы и окрепли коммерческие банки, а вслед за ними и страховые компании. Конкуренция между кредитными организациями способствовала снижению процентной ставки и увеличению кредитования населения и компаний. Главный банк страны – Резервный банк Индии, РБИ (не путать с Центральным банком Индии, который является крупнейшим, но не главным) – стал более независимым от решений правительства. РБИ определяет монетарную политику, обеспечивает стабильность цен, координирует кредитование экономики. Среди прочего, в его ведении находится выдача лицензий вновь создаваемым частным банкам, доля которых пока еще незначительна. Почти 80% банковского бизнеса сейчас контролируется кредитными организациями общественного сектора и 10% – иностранными финансовыми компаниями. Акции ведущих общественных банков котируются на биржах. В 2005–2006 финансовом году (1 апреля – 31 марта) объем выданных кредитов по сравнению с предыдущим годом вырос на 30%. Объем депозитов за тот же период увеличился лишь на 17%. Однако пока доля депозитов по отношению к ВВП еще очень низка – 60% (для сравнения: в Японии – 142%, в Китае – 190%).


достопримечательность
Из истории

В XIX в. полуостров Индостан был завоеван Британией. В 1947 г. Индостан получил независимость, при этом образовалось два государства: Индия и Пакистан. Затем в 1971 г. Восточный Пакистан выделился в отдельное государство – Бангладеш.


Реорганизация финансов способствовала устойчивому развитию народного хозяйства. С 1994 г. рост экономики превышает 7%, что позволило уменьшить уровень бедности на 10%. В 2004–2005 финансовом году увеличение ВВП достигло 7,6%, а его объем в денежном выражении приблизился к 719,8 млрд долл. Уровень инфляции в 2005 г. составил 4,6%, в феврале 2006 г. – 4,02% (в июле 2004 г. инфляция превышала 8%). Выступая в феврале перед парламентом с проектом бюджета на 2006–2007 финансовый год, министр финансов Паланньяпан Чидамбарам подчеркнул, что в 2005–2006 финансовом году, несмотря на стихийные бедствия, увеличение ВВП составило, по предварительным оценкам, 8,1% (в промышленности рост достиг 9,4%, в сельском хозяйстве – 2,3%).
Специально для целенаправленного снижения бюджетного дефицита в 2003 г. был принят закон «О финансовой ответственности и управлении бюджетом». В соответствии с этим законом в 2005–2006 финансовом году бюджетный дефицит удалось уменьшить до 4,3% ВВП (в 2004–2005 г. – 4,5%, в 2001–2002 – 9,9%). На 2006–2007 финансовый год намечено дальнейшее снижение дефицита до 3,8%, а на 2007–2008 г. – до 3,1%. Министр финансов подчеркнул, что успехи в экономике – это удар по бедности и безработице.
Отдельно стоит сказать о быстро развивающемся секторе информационных технологий. Сегодня Индия по уровню образования в целом уступает многим странам, однако по возможности быстро набрать высококвалифицированных специалистов со знанием разговорного английского языка, что очень важно для международных компаний, обгоняет многие государства. Индийские программисты и технологи благодаря аутсорсингу (использование фирмами развитых государств дешевых услуг компаний других стран путем передачи им части бизнеса) все чаще вытесняют своих коллег в Северной Америке и Западной Европе с рабочих мест. Около 80% индийских услуг по аутсорсингу выполняется для компаний США.
Даже при средних ежегодных темпах роста – около 6% – к 2015 г. ВВП достигнет 2 трлн долл., а к 2020 г. Индия, по оценке Deutsche Bank Research, станет третьей по экономической мощи державой, уступая только США и Китаю. Однако планы Индии еще более амбициозны. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх недавно заявил, что цель правительства – довести ежегодный прирост ВВП до 9–10%. В правительстве уже рассматривается 11-й пятилетний план на 2007–2012 гг., в котором учитывается повышение планки развития.

Бюджет – заложник большой политики
 

Тадж-махал
Однако, чтобы достичь намеченных высот, Индии придется преодолеть серьезные препятствия. Прежде всего, сложное государственное и политическое устройство страны уже изначально является источником слабости. Поскольку Индия – федерация, ее бюджетный пирог делится на две части: побольше – доля штатов, поменьше – доля федерального центра. Развитие штатов и страны крайне неравномерно. Достаточно сказать, что ежедневно в Индии продается 50 тыс. новых мобильных телефонов, а между тем в 100 тыс. населенных пунктов не знают, что такое телефон. При быстро растущем среднем классе около 28% населения живет менее чем на 1 долл. в день. В такой обстановке каждый штат, естественно, «тянет одеяло на себя», мало заботясь об абстрактном благе страны. Принять же меры для пользы государства, но с ущербом для отдельного штата или нескольких штатов федеральные власти не рискуют, поскольку в стране и без того положение далеко не идеальное. В разных концах Индии, особенно в отсталых сельских районах, люди говорят буквально на разных языках, не понимая друг друга. Положение усугубляется наличием множества религиозных течений и сект и множества политических партий, включая организации самых крайних взглядов. Кастовые противоречия также не способствуют снижению накала страстей. Дестабилизирующую роль играет и постоянная напряженность в отношениях с Пакистаном. Добавим сюда постоянные стихийные бедствия – наводнения, засухи, землетрясения, – от которых страдает основная масса населения, чтобы понять, с какими трудностями сталкиваются составители бюджета страны. Как заметил Четан Ахайа, старший экономист JM Morgan Stanley, для принятия смелых решений индийскому правительству не хватает политической воли.


Справка

Официальное название Индии – Федеративная Республика Индия. В состав федерации входят 28 штатов и семь союзных территорий. Государственные языки: английский, хинди (на нем говорят 30% населения) плюс еще 14 официальных языков. Законодательная система страны основана на английском праве. Денежная единица – рупия, курс 1 долл. = 45,7 рупий (июнь 2006 г.).


С середины 1980-х гг. и до настоящего времени расходы штатов в среднем ежегодно увеличиваются на 0,75% ВВП, хотя их средние доходы по отношению к ВВП каждый год падают на 1%. В целом на долю штатов приходится приблизительно 60% всех расходов и только около 40% доходов. Индийская система сбора и распределения доходов устроена таким образом, что треть всех поступлений в казну возвращается в штаты, при этом местные власти на законных основаниях могут тратить больше средств, чем зарабатывают. Чтобы разорвать этот порочный круг, центр начал передавать некоторые административные и налоговые полномочия на периферию. Предполагается дать властям на местах больше возможностей по сбору налогов с одновременным обязательством перечислять больше денег в центр. Высказываются также намерения принять законы, направленные на усиление финансовой дисциплины и установление максимальной суммы заимствований для штатов. Однако штаты вполне устраивает нынешнее положение, при котором они, помимо прочих поблажек, пользуются субсидиями из государственного фонда, достигающими 13% ВВП.
Тем не менее при всех перекосах бюджета властям до сих пор удается удачно балансировать, обеспечивая и общий рост, и потребности штатов. Однако добиваются они этого дорогой ценой. В бюджете на 2005–2006 финансовый год доходы составили 111,2 млрд долл., а расходы – 135,8 млрд. Увеличение расходов связано с направлением значительных средств на электрификацию страны, строительство дорог и водных путей. Кроме того, в 13 штатах осуществляются программы по водоснабжению и ирригации. Также за счет федерального бюджета повышаются объемы льготных кредитов фермерам. Вдобавок в 2005–2006 финансовом году прямые и косвенные расходы на здравоохранение и образование были увеличены на 22 и 36% соответственно.
Неудивительно, что внутренние обязательства федерального правительства выросли с 49,7% ВВП в 1999–2000 финансовом году до 62,3% в 2003–2004 г. И хотя в 2005–2006 г. их удалось уменьшить до 61,7%, тенденция к росту (из-за увеличения экономических и социальных потребностей) сохраняется. Из-за растущих цен на нефть и другие ресурсы, а также увеличения спроса на импортное сырье объем импорта в конце 2005 г. значительно превысил объем экспорта, в результате чего торговый дефицит (и без того немаленький) достиг 31,6 млрд долл. Нельзя также забывать, что с начала 1990-х гг. расходы на развитие инфраструктуры по отношению к ВВП снижаются, а расходы на обслуживание долгов растут. В 2002–2003 г., по данным РБИ, из общих расходов собственно на развитие было затрачено около 11,8% ВВП, тогда как на обслуживание долгов ушло почти 8%.

Swadeshi или FDI?
Бросается в глаза, что при очевидной нехватке денежных ресурсов объем прямых иностранных инвестиций (FDI) составил в конце 2005 г. лишь около 4 млрд долл. (менее 1% ВВП). Это наглядно подтверждает ориентированность индийской экономики на внутренний спрос, а не на привлечение зарубежных капиталов, как, к примеру, в Китае, где ежегодный объем FDI приближается к 60 млрд долл. Такой подход укладывается в рамки индийской стратегии, называемой на хинди swadeshi – «самодостаточность». Деньги привлекаются внутри страны. Увеличение валовых внутренних капиталовложений (ВВК) происходит в основном за счет общегосударственных, общественных и частных внутренних накоплений. В 2004–2005 финансовом году доля ВВК в ВВП составила 27,2%, а в 2005–2006 г. – 30,1%. В дальнейшем предполагается увеличить долю ВВК по отношению к ВВП до 40%. Следует заметить, что основное бремя финансирования государственных долгов разного уровня и дефицита лежит на плечах банков общественного сектора – около 36% их портфеля составляют правительственные обязательства.
Доверие Индии к иностранным кредиторам было подорвано в 1991 г., когда зарубежные инвесторы внезапно вывели из страны свои капиталы, в результате чего начался кризис неплатежей, а золотовалютные резервы сократились до 5 млрд долл. Сегодня иностранцы не вправе вкладывать деньги в индийские предприятия, им разрешается лишь инвестировать средства в ценные бумаги – портфельные инвестиции, объем которых превышает FDI почти в три раза. Тем самым Индия не может напрямую создавать новые рабочие места и расширять производство. На рынок долговых обязательств иностранцев тоже не пускают – их доля ограничена одним процентом.
В банковском секторе положение не лучше. Банк HSBC пытался приобрести 14% акций одного успешного частного банка, но получил разрешение на приобретение лишь 5%: более весомые пакеты можно покупать только в слабых банках. Правда, в перспективе, к 2009 г., власти обещают довести этот показатель до 74% и даже более. Манмохан Сингх говорил о необходимости принятия мер, направленных на привлечение иностранных капиталов, – весьма своевременный шаг. В частности, открытие местного рынка долговых обязательств при адекватных механизмах защиты могло бы способствовать диверсификации источников финансирования большого государственного дефицита, считают аналитики кредитно-рейтинговой фирмы Crisil, индийского партнера Standard & Poor’s. «Если Индия собирается привлекать “длинные” инвестиции, то она может воспользоваться налоговыми инициативами – чем больше срок, на который приобретаются ценные бумаги без права продажи, тем больше льготы», – говорит Джэйеш Мехта, руководитель отдела долговых рынков Merrill Lynch. Для осуществления амбициозных планов Индии необходимо увеличивать ежегодные вложения в инфраструктуру, причем темпы должны быть гораздо выше нынешних, однако без FDI сделать это будет проблематичным, считают эксперты. По расчетам Deutsche Bank Research, в энергетику Индии необходимо инвестировать 75 млрд долл., в телекоммуникации – 25 млрд, в строительство и расширение воздушных/морских портов и дорог – 50 млрд – и это без учета колоссальных потребностей сельского хозяйства. Как признался Манмохан Сингх, в ближайшие несколько лет Индии потребуется 150 млрд долл. инвестиций.

Хороший налоговый урожай
Для пополнения казны в условиях растущих долгов и потребностей министр финансов высказывается в пользу реформы налогового законодательства, увеличения налогооблагаемой базы и совершенствования системы сбора налогов. По его мнению, среди прочего следует упростить и усовершенствовать косвенные налоги путем отмены ряда льгот для бизнеса и некоторых штатов, а также постепенно вводить налоговые льготы для стимулирования экспорта программных продуктов IT-сектора.
Индийский налоговый год начинается 1 апреля и завершается 31 марта. Физические лица, получающие доход от бизнеса, обязаны представить декларацию 31 октября. За каждый месяц просрочки взимается штраф, равный 10% от суммы взимаемого налога. Те, чьи доходы – заработная плата, декларацию не представляют. Физические лица платят прогрессивный подоходный налог, составляющий от 10 до 30%. С местных организаций с ограниченной ответственностью взимается 30%, с иностранных – 40%. Есть и некоторые другие мелкие налоги, включая налог на образование – 2%. Эффективная налоговая ставка составляет для местных компаний 33,66%, для зарубежных – 41,82%.
Распределением налогового бремени занимается Федеральная финансовая комиссия, принимающая решения сроком на пять лет. Кроме того, в каждом штате есть своя финансовая комиссия, назначаемая местным правительством. Право собирать налоги возложено на федеральные и местные власти. Центральное правительство собирает прямые налоги, включая подоходный с физических лиц и корпораций, а также косвенные налоги, в том числе таможенные пошлины, акцизы и налоги с продаж. Власти штатов наделены полномочиями собирать налоги с продаж, земельный налог, налог на операции с недвижимостью, гербовой налог и др. В 2005 г. в большинстве штатов вместо налога с продаж был введен налог на добавленную стоимость.
С 2002 г. наблюдается заметное увеличение налоговых сборов, поскольку растет индустрия (а именно она является основным источником пополнения государственной казны) и увеличились отчисления от сферы обслуживания. Бюджет на 2005–2006 финансовый год характеризовался снижением общих корпоративных налогов и таможенных пошлин, что повысило доходы компаний и способствовало направлению «лишних» денег на рынки. Общие налоговые поступления в 2005–2006 г. составили 11,1% ВВП, в 2006–2007 г. этот показатель должен увеличиться до 12,6%. В структуре налогов в 2004–2005 финансовом году 32,9% занимали акцизы, 27,1% – налоги на корпорации, 18,4% – таможенная пошлина, 16,6% – подоходный налог, 4,6% – налог на услуги, 0,3% – другие налоги.
В стране широко применяются налоговые льготы, в частности при строительстве дорог, портов, судоходных речных путей, промышленных парков и электростанций. Есть льготы в сфере телекоммуникаций и сельском хозяйстве. Для компаний, которые занимаются научно-исследовательскими разработками, также предусмотрены налоговые послабления.
Индия, постепенно интегрируясь в мировую экономику (член ВТО с 1995 г.), снимает пограничные таможенные барьеры: с 1990 по 2003 г. тарифы в среднем уменьшились более чем вдвое, с 50 до 20%. Хотя для поддержки местной экономики все еще вводятся дополнительные налоги на некоторые иностранные товары. Так, в прошлом году базовая пошлина на чай и кофе была увеличена до 70%, а на подержанные автомобили и мотоциклы/мопеды – до 105%.



лоток
Торговля

Главные страны-партнеры по импорту: Китай (6,1%), США (6%), Швейцария (5,2%), Бельгия (4,4%). Главные страны-партнеры по экспорту: США (17%), Объединенные Арабские Эмираты (8,8%), Китай (5,5% и отдельно Гонконг – 4,7%), Британия (4,5%), Сингапур (4,5%).


Тучи на горизонте
Между тем аналитики указывают на ряд наметившихся негативных тенденций: с апреля 2004 г. по январь 2005 г. темпы инвестиций в государственные облигации со стороны коммерческих банков снизились (рост составил 4,9%; за тот же период 2003–2004 гг. – 20,1%) при одновременном увеличении спроса на кредиты со стороны частного сектора и сокращении рыночных заимствований со стороны федеральных и местных властей. В перспективе, с учетом большого бюджетного дефицита и долга, это уменьшит возможность властей вкладывать деньги в развитие инфраструктуры, здравоохранение и образование. Четан Ахайа считает, что в текущем финансовом году, который завершится 31 марта 2007 г., рост экономики составит лишь 6,6%, что гораздо ниже, чем намечено правительством (9–10%). Главные препятствия, которые в ближайшие год-два встанут перед Индией, это трудности с увеличением резервов (с помощью приватизации и прямых иностранных инвестиций), неудовлетворительное состояние общественных финансов, медленный рост вложений в развитие инфраструктуры и недостаток усилий по реформированию трудового законодательства, которое, в частности, сильно ограничивает права работодателей по увольнению работников.


Демография

Население (прогноз на июль 2006 г.) – 1 095 351 995 человек, прирост (ориентировочно на 2006 г.) – 1,38%. Количество трудоспособного населения – 496,4 млн человек (по данным за 2005 г.), из них в сельском хозяйстве занято приблизительно 60%, в сфере обслуживания/услуг – около 23%, в промышленности – порядка 17%. Уровень безработицы составляет 9,9% (2005 г.). Почти 42% населения – молодежь до 20 лет. Ежегодно на рынок труда прибывает около 15 млн молодых людей.


Аналитики международного валютного фонда (IMF) также считают, что в 2006–2007 финансовом году рост индийской экономики немного замедлится из-за растущих цен на нефть и другое сырье, а также в результате повышения процентных ставок как в мире, так и в Индии. Дальнейшее необходимое увеличение импорта для нужд быстро развивающейся экономики будет способствовать повышению торгового дефицита и соответственно увеличению общего бюджетного дефицита. МВФ прогнозирует рост государственного дефицита до 7,75% ВВП впервые за последние четыре года.
Тормозит развитие страны и бюрократизм. Так, по данным Мирового банка, на оформление документов для организации бизнеса в Индии в среднем требуется 89 дней, тогда как, к примеру, в Китае – 41 день, а в Британии – 18 дней.

Олег ЩЕЛОВ

Поделиться