Версия для печати 941 Материалы по теме
Искусственный остров Порт-Айленд на юге портового города Кобе
Подходы к созданию эффективной системы утилизации отходов в России

Евгений Владимирович Фоменко, заместитель председателя Правительства Архангельской области

Проблема отходов и их утилизации вошла в политическую повестку дня в России. Многие страны уже прошли этот этап, сформировав наиболее приемлемые решения. Они найдены на основе баланса интересов населения, государства и бизнеса. При этом изучение международного опыта позволяет сделать вывод, что не существует универсальных алгоритмов: географические, климатические и потребительские предпочтения существенно влияют на модели обращения с отходами.

Эволюция моделей обращения с отходами движется от полигонов складирования до полной утилизации. Российские мусорные полигоны не самые большие в мире[1]. На некоторых из них проблемы успешно урегулированы, а где-то еще только обсуждаются проектные решения.

Зарубежный опыт

Проблема бытовых отходов стоит остро везде — вне зависимости от страны или региона. В Европе и Северной Америке благодаря инновационным разработкам и устойчивым государственным институтам эта проблема решается успешнее, чем где-либо, причем с расчетом на долгий период.

Самый большой по площади мусорный полигон в мире — Apex Regional, расположенный в Лас-Вегасе (Невада, США), — можно уверенно отнести к успешным проектам. Он занимает площадь 890 гектаров и перерабатывает 9 тысяч тонн отходов ежедневно, при этом рассчитан на все 15 тысяч тонн. Полигоном на условиях концессии управляет компания Republic Services, потенциально она обеспечена сырьем на 250 лет. Перерабатывающий завод производит 11 мегаватт электричества, это позволяет снабжать энергией 10 тысяч домохозяйств.

48_1.png

Самым большим по объемам переработки отходов является полигон Puente Hills в Лос-Анджелесе (Калифорния, США), занимающий площадь 255 гектаров. За 30 лет существования он принял 130 миллионов тонн отходов. В 2013 году свалка была закрыта на модернизацию до 2015 года. Сегодня на Puente Hills поступает до 132 тонн мусора ежедневно. Здесь действует завод по его сжиганию, а также электростанция, которая генерирует производство 50 мегаватт электричества.

Самый крупный полигон в Азии — Xinfeng (Гуанчжоу, Китай) занимает площадь 92 гектара. В Гуанчжоу проживают более 10 миллионов человек. Каждый день город производит 8 тысяч тонн отходов, которые попадают на Xinfeng. В настоящее время полигон эксплуатируется на условиях концессии с французской компанией Veolia. Мусоросжигательный завод, работающий на Xinfeng, перерабатывает около 2 тысяч тонн мусора в день, производя биогаз и электричество. Половина полученной энергии согласно концессии остается у компании Veolia, вторая поступает на нужды города.

Полигон Sudokwon в Инчхоне (Южная Корея) создан в 1992 году и занимает 231 гектар, получает 20 тысяч тонн мусора из Сеула ежедневно и производит 50 мегаватт электроэнергии. Благодаря полученной энергии полигон осуществляет опреснение воды, восстановление плодородности грунтов.

Ответственное население с санкциями и без

Не все страны видят решение проблемы мусора в строительстве полигонов. Наибольших успехов достигли те из них, кто имеет большую численность населения при ограниченной площади территории.

Японцы используют мусор в различных вторичных производствах, тем самым частично компенсируя отсутствие полезных ископаемых и недостаток территории[2]. Свое жизненное пространство они пытаются увеличить за счет сооружения на морских и океанских просторах новых островов из промышленного мусора. Например, в морском заливе на юге портового города Кобе насыпан искусственный остров Порт-Айленд (Port Island) площадью 436 гектаров. Его сооружение началось в 1966 году, а закончилось в 1981-м. На остров перекинут мост Кобе Охаси из района Санно-мия, по которому можно добраться до острова на машине, заплатив определенную дорожную плату. На Порт-Айленде расположено несколько парков, отелей, спортивно-развлекательная зона, Дом дружбы народов. К тому же там множество причалов — для пассажирских и грузовых судов. По искусственному острову можно совершить прогулку в специальном вагончике без водителя, курсирующем по рельсовой дороге Портлайнер (Port Island Line)[3].

В Японии жители исключительно ответственно относятся к сортировке мусора — для разного типа отходов существуют специальные контейнеры. Бытует мнение, что японцы сами по себе очень сознательны, но чтобы сознательность граждан оставалась на должном уровне, власти периодически напоминают им о том, что незаконный выброс мусора — это уголовное преступление, которое карается лишением свободы сроком до пяти лет и штрафом до 10 миллионов иен (90 тысяч долларов).

Германия считается одним из мировых лидеров в переработке отходов. Еще в середине 1980-х годов стране пророчили, что она утонет в мусоре из-за чрезмерной увлеченности населения одноразовым потреблением. Однако в 1990 году была принята новая государственная система Duales System Deutschland GmbH[4], которая оказалась настолько эффективной, что в одном только Берлине почти 90% домохозяйств участвуют в процессе раздельного сбора мусора. Это притом что никаких санкций за нарушение порядка система не предусматривает.

Большую часть мусора в Германии сегодня сжигают. Пар поступает на электростанции и заставляет работать генераторы. Так, например, в том же Берлине почти 12% электроэнергии, необходимой для домохозяйств, вырабатывается таким образом. Другой вариант утилизации — ферментация, когда из мусора получают почти чистый метан. Им, например, заправляют мусороуборочные машины или общественный транспорт.

Дефицит мусора

В некоторых странах уже не хватает мусора для обеспечения перерабатывающих комплексов отходами. Так, Швеция перерабатывает 99% своего мусора и дополнительно импортирует 700 тысяч тонн отходов.

Важно, что сортировка мусора в Швеции является добровольным делом — правительство лишь проводит информационные кампании, направленные на популяризацию идеи раздельного сбора отходов. Шведские домохозяйства раздельно собирают газеты, пластик, металл, стекло, электрические приборы, лампочки и батарейки. Также в отдельные мешки выбрасываются пищевые отходы. Дальше все это перерабатывается, используется снова или идет на удобрения.

Газеты превращаются в бумажную массу, бутылки используются повторно или переплавляются, пластиковые контейнеры становятся пластичным сырьем, еда компостируется и становится удобрением или биогазом. Именно таким газом потом заправляют общественный транспорт. Сточные воды очищают до такой степени, что их можно пить. Специальные грузовики ездят по городу и забирают электронику и опасные отходы, химические вещества. Остатки лекарств принимают фармацевты. Объемные отходы шведы отвозят на перерабатывающие центры на окраинах городов.

Отходы — относительно дешевое топливо, а в Швеции используют эффективную и прибыльную технологию превращения бытовых отходов в электроэнергию. Утилизация твердых отходов обеспечивает 20% тепла в шведских домах. Сегодня таким образом отапливается почти 900 тысяч шведских домохозяйств. В этой стране на отходах функционирует 30 электростанций, сжигающих 5,5 миллиона тонн мусора в год. Оставшийся пепел, который составляет 15% от начального веса отходов, сортируют и снова отправляют в переработку. Остатки просеивают, чтобы извлечь гравий, который используют в дорожном строительстве. На выходе лишь 1% отходов остается на мусорных полигонах. Дым от мусоросжигательных заводов состоит из 99,9% нетоксичных двуокиси углерода и воды, и их фильтруют через сухой фильтр и воду. Шлак из фильтров используется для наполнения заброшенных шахт.

Российские реалии

Как видно из приведенных выше примеров, еще 20–30 лет назад проблема чрезмерного количества бытовых отходов и загрязнения окружающей среды была актуальна для всех без исключения развитых стран мира. Индустриальные страны, с разной степенью успешности, ее решили. Пришло время России.

Сегодня на территории нашей страны скопилось более 31 миллиарда тонн неутилизированных бытовых отходов. Официально только Московский регион ежегодно производит 12 миллионов тонн мусора, из которых только 3% перерабатывается, еще 6% сжигается, остальное же свозится на полигон.

В 120 миллиардов долларов оценивается сегодня мировой мусорный рынок. Объем отходов во всем мире увеличивается как в абсолютных величинах, так и в расчете на душу населения — примерно на 10% каждые десять лет. Постоянно усложняется состав отходов, появляется все большее количество экологически опасных компонентов. Соответственно, обостряется проблема их утилизации.

Сортировка мусора в Швеции является добровольным делом — правительство лишь проводит информационные кампании, направленные на популяризацию идеи раздельного сбора отходов. 

232,8 миллиарда рублей, по оценке Гринписа, ежегодно теряет экономика России из-за отсутствия раздельного сбора мусора. Это те деньги, которые могли бы зарабатывать предприятия, участвующие в процессе сортировки и переработки отходов.

Министерством природных ресурсов было подсчитано, что на каждого россиянина приходится по 400 килограммов отходов в год. Среднестатистическая семья, состоящая из четырех человек, выбрасывает за год около 150 килограммов разного рода пластмасс, примерно 100 килограммов макулатуры и около тысячи стеклянных бутылок[5]. Уровень переработки мусора в стране крайне низок: по данным Минприроды России, более 90% всего мусора хранится на мусорных полигонах[6], в переработку поступает всего лишь около 7–8% бытовых отходов. При этом на Москву и Московскую область приходится 16% всего объема мусора страны[7].

Сейчас в России перерабатывается не более 5% коммунально-бытовых отходов, и это в 15 раз меньше, чем в европейских странах. Система раздельного сбора мусора позволила бы перерабатывать 80% отходов.

Минприроды России подготовило ряд законопроектов, сопутствующих реформе переработки бытовых отходов. Президент России поручил до 2024 года провести комплексную программу экологического оздоровления. К этому моменту необходимо обеспечить ликвидацию и рекультивацию наиболее опасных объектов накопленного вреда, например «Черной дыры» в Нижегородской области, полигона «Красный Бор» в Ленинградской области. В первую очередь правительство планирует очистить города от нелегальных свалок. Переработка отходов позволит к 2030 году сократить количество захораниваемого в России мусора на 75–80%, что также будет способствовать уменьшению количества свалок[8].

Мусороперерабатывающие заводы не только безопаснее, но и выгоднее в эксплуатации, чем мусоросжигающие. По данным Академии коммунального хозяйства имени К. Д. Памфилова, вложения в строительство мусоросжигающего завода составляют не менее 400 долларов за тонну годовой мощности (без учета стоимости строительно-монтажных работ), а эксплуатационные расходы — не менее 50 долларов за тонну. В то время как переработка мусора, включая компостирование пищевых отходов, требует капиталовложений не более 200 долларов за тонну мощности при максимальных эксплуатационных затратах в 30 долларов.

Нацпроект «Экология»

Еще раз хотелось бы отметить, что проблема утилизации и переработки мусора в России в настоящее время не является проблемой одного региона. Эта задача, которую необходимо решать на всех уровнях власти, начиная с федерального. Сейчас к этой работе подключены институты развития, и координирующую роль здесь по решению Президента РФ играет Внешэкономбанк. Перспективным представляется участие ВЭБ в работе по двум направлениям в рамках нацпроекта «Экология» — в реализации федерального проекта «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами» и в решении задачи «Ликвидация свалок и рекультивация территорий, на которых они размещены» федерального проекта «Чистая страна».

Также законодательство Российской Федерации дает возможность привлекать к инвестированию в создание новой отрасли по обращению с отходами институциональных инвесторов, и в первую очередь негосударственные пенсионные фонды. Мировой опыт реализации концессий в этой сфере, а также имеющиеся аналогичные примеры в Российской Федерации показывают, что потенциал реализации проектов в сфере обращения с отходами на основе концессионных соглашений в стране весьма велик.

В целом за реализацию федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» отвечает Министерство природных ресурсов и экологии РФ. По предварительным оценкам, его реализация в 2019–2024 годах обойдется бюджету в 120,8 миллиарда рублей. Целевые показатели этого федерального проекта следующие:

1. Повышение доли твердых коммунальных отходов, прошедших переработку, к 2024 году — 50% (уровень 2016 года — 8,9%).

2. Количество введенных в строй комплексов по сортировке, переработке и утилизации отходов к 2024 году — 101 (количество на конец 2016 года — 6).

3. Количество введенных в строй предприятий по сортировке отходов к 2024 году — 200 (количество на конец 2016 года — 60).

4. Уровень обеспеченности вводимых в строй предприятий по переработке и утилизации оборудованием, произведенным в России, к 2024 году — 85% (уровень 2016 года — 45%).

По нашему мнению, при реализации данного проекта следует уделить внимание нескольким направлениям. Во-первых, участие ВЭБ и институциональных инвесторов в проектах формирования инфраструктуры системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая сбор, сортировку, переработку мусора. А также в создании межрегиональной индустриальной системы обращения с ТКО и в обеспечении глубины их переработки до 75%. Примерный объем финансирования пилотного проекта в Центральном федеральном округе — 500 миллиардов рублей. Механизм реализации — ГЧП, концессия с установлением тарифа на оказываемые услуги.

Во-вторых, большую роль участие ВЭБ и институциональных инвесторов может сыграть в финансировании строительства заводов по переработке ТКО, а также электростанций и котельных, работающих на топливе из отходов (RDF). Сюда же можно отнести и поддержку создания типовых проектов завода по мусоропереработке и электростанций на RDF различной мощности и их тиражирование, кредитование установленного процента капитальных затрат, секьюритизацию кредитов после завершения инвестиционной стадии, выпуск долговых бумаг, идентификацию их как «зеленых»[9] и привлечение под реализацию проекта ресурсов зарубежных «зеленых» фондов.

Третье направление — создание механизмов и участие в проектах по локализации производства оборудования для сортировки ТКО и производства топлива из отходов, обеспечение создаваемой структуры обращения ТКО современным эффективным оборудованием. Выполнение требований по локализации оборудования.

Целевые показатели по задаче «Ликвидация свалок и рекультивация территорий, на которых они размещены» федерального проекта «Чистая страна»:

1) количество старых полигонов, на которых введены в строй энергоустановки по сжиганию свалочного газа, к 2024 году — 50 (2017 год — 1);

2) объем электроэнергии, выработанной из свалочного газа, к 2024 году — 180 тысяч мегаватт-часов (показатель на конец 2017 года — 4 тысячи мегаватт-часов).

Внешэкономбанк и институциональные инвесторы могли бы принять участие в проектах по созданию производств электро- и тепловой энергии из свалочного газа на мусорных полигонах. Ожидаемый эффект: ликвидация эмиссии газов, неприятного запаха на старых полигонах, выработка дополнительной электро- и тепловой энергии, продажа произведенной электроэнергии на розничном рынке электроэнергии и мощности сетевой компании для целей компенсации потерь по программе договоров на поставку мощности. Так как проекты такого рода небольшие по масштабу, необходимо их пакетирование и финансирование пакета проектов. Также, поскольку бизнес-модель проектов и используемые технологии являются типовыми, возможна секьюритизация кредитов после завершения инвестиционной стадии, выпуск долговых бумаг, идентификация их как «зеленых».

Оценка общего объема необходимых по данному направлению инвестиций по стране, сделанная Экспертно-аналитической дирекцией ВЭБ, — 60 миллиардов рублей. Предлагаемый объем финансирования ВЭБ — 8 миллиардов рублей. Для реализации проекта видится целесообразным модифицировать правила установления тарифа с использованием международного опыта.

От складирования к новым технологиям

В Архангельской области, как и в целом в России, десятилетия существующая система обращения с отходами представляет собой банальное складирование мусора на свалках, которое неизменно сопровождается запахом, грызунами, грязью вокруг. Занимаясь анализом фактических и расчетных данных образования мусора при разработке территориальной схемы обращения с отходами, аналитики выяснили, что порядка 300 тысяч тонн твердых коммунальных отходов ежегодно привозится на законные полигоны Архангельской области и еще столько же нелегально загрязняет территорию нашего региона. К настоящему моменту на территории области существует более 300 несанкционированных свалок.

Новый подход к решению проблемы предполагает переход от такого складирования к упорядоченной и контролируемой системе сбора, транспортирования, обработки, обезвреживания, утилизации и размещения отходов. Система, предполагающая применение наилучших технологий, позволит не только организовать контроль и учет в данной сфере, обеспечить должным образом эксплуатацию действующих полигонов до окончания их вместимости, но и создавать новые природоохранные инженерные сооружения, исключающие негативное воздействие при обращении с отходами.

В настоящее время в регионе 22 действующих полигона, они заполнены на 50–90%. То есть меры по вводу новых объектов необходимо предпринимать уже сейчас. Согласно проекту территориальной схемы обращения с отходами таких объектов требуется не менее 40, причем глубина переработки отходов на них должна достигать 60%. Мы понимаем, что при переходе на новую систему необходимо заниматься и ликвидацией накопленного вреда, поэтому уже сейчас принимаются решения по привлечению инвестиций для проведения таких работ.



[1] Самые крупные мусорные свалки мира. Электронная версия журнала «Вокруг света», февраль 2017 г.: vokrugsveta.ua/ecology/samye-krupnye-musornye-svalki-mira-01-02-2017.

[2]2 В Японии из отходов делают целые острова: vesti.ru/doc.html?id=2854144.

[3] culture.wikireading.ru/65.

[4] gruener-punkt.de/.

[5] ztbo.ru/o-tbo/stati/stranni/pererabotka-musora-tbo-v-rossii.

[6] rbc.ru/business/12/10/2018/5bbf1ff49a7947f41673dfd2.

[7] epps.ru/journal/print.php?id=1977.

[8] greenpeace.org/russia/Global/russia/report/toxics/recycle/RUSSIA-GARBAGE.pdf.

[9] «Зеленая» облигация — это облигация, доходы по которой используются для финансирования проектов, благоприятных для окружающей среды.


Поделиться