25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2787 Материалы по теме
Успехи налогового администрирования: итоги года

Итогам работы налоговых органов за десять месяцев 2018 года была посвящена расширенная коллегия ФНС России.

За десять месяцев 2018 года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 17,6 триллиона рублей, что на 3,3 триллиона рублей (или на 22,9%) больше аналогичного периода 2017 года. В федеральный бюджет за тот же период поступило 9,8 триллиона рублей, это на 2,3 триллиона (или на 29,8%) больше, чем в 2017-м. Поступления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды составили 5,1 триллиона рублей, что на 530 миллиардов рублей (или на 11,6%) больше, чем в январе — октябре 2017 года, и, по данным Росстата, на 0,5% превышает темпы роста заработных плат в стране. В части страховых взносов, по словам главы ФНС М. В. Мишустина, служба в 2017–2018 годах не только выполнила взятые на себя обязательства, но и обеспечила дополнительные поступления сверх сумм, рассчитанных на основе макроэкономических параметров, в объеме более 200 миллиардов рублей. Это результат мер в части взыскания задолженности, а также работы с компаниями, которые выплачивают заработную плату ниже средней по отрасли. «Что, кстати, привело еще и к расширению налогооблагаемой базы», — сказал глава службы.

За десять месяцев 2018 года больше половины прироста поступлений (1,6 триллиона рублей) обеспечили ненефтегазовые налоговые доходы. Уверенно растет налог на прибыль — его собрали 3,5 триллиона рублей (на 661 миллиард, или на 23,2%, больше соответствующего периода 2017 года). Также в тройку лидеров входят НДФЛ — 2,8 триллиона рублей (больше на 317 миллиардов, или на 12,5%) и НДС — 3 триллиона рублей (больше на 368 миллиардов, или на 14,1%). 345 миллиардов рублей, или 21% прироста ненефтегазовых доходов, обеспечило, по словам главы ФНС, налоговое администрирование.

Мишустин проиллюстрировал цифрами, как администрирование налогов влияет на их поступление в бюджет. «Мы сравнили периоды максимального роста цен на нефть. Средняя цена на нефть в 2008 году по отношению к 2004 году выросла в 2,7 раза — с 34,5 до 94 долларов за баррель. При этом рост экономики в реальном выражении составил 140,9 процента, налоговые поступления выросли чуть больше экономики — на 142,4 процента. Через десять лет, то есть в 2018 году, средняя цена на нефть снизилась относительно 2014 года почти на 30 процентов — с 97,7 до 71,2 доллара за баррель. Рост экономики при этом в реальном выражении составил 101,2 процента, налоговых поступлений — 139,6 процента», — проинформировал Мишустин.

По мнению главы налоговой службы, эти цифры говорят о сокращении теневого сектора за счет создания прозрачных условий администрирования и комфортных условий для добросовестных плательщиков.

Проверки

Мишустин подчеркнул, что роста поступлений удалось добиться, не закручивая гайки, а последовательно снижая административную нагрузку на бизнес. И прежде всего это выразилось в сокращении выездных проверок. За последние десять лет — с 2008 по 2017 год — количество выездных проверок сократилось более чем в четыре раза, с 87,9 тысячи до 20,2 тысячи. За девять месяцев 2018 года их число сократилось еще на 30% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, с 15,6 тысячи до 10,9 тысячи. В настоящее время ФНС проверяет всего двух налогоплательщиков из тысячи. Среди представителей малого бизнеса проверяется один налогоплательщик из четырех тысяч. При этом сумма взысканных платежей растет, за девять месяцев 2018 года она превысила 12 миллионов рублей, что на 30% больше аналогичного периода 2017 года.

Межведомственное взаимодействие

Высокие результаты контрольной работы были бы невозможны без эффективного взаимодействия налоговой службы с другими министерствами и ведомствами. Мишустин поблагодарил коллег из правоохранительных и следственных органов, отметив их вклад в совместную работу. За девять месяцев 2018 года с органами внутренних дел проведено около 3,4 тысячи совместных проверок. Эффективность одной проверки составила 37 миллионов рублей и выросла на 20% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В ходе доследственных проверок и расследования уголовных дел, возбужденных по материалам ФНС России, удалось возместить 15,3 миллиарда рублей.

Продолжая тему межведомственного взаимодействия, глава ФНС подчеркнул, что высокий фискальный эффект был достигнут также благодаря интеграции информационных систем его службы с системами таможенных органов. Совместная работа двух служб позволила сократить недоимку только по импортным операциям с 16 до 3%.

За период с января по октябрь 2018 года налоговая служба провела 127 проверок, по результатам которых доначислено 4,6 миллиарда рублей. «При этом основной акцент в работе служба делает не на добор налогов проверками, а на побуждение налогоплательщиков к добровольной уплате текущих налоговых обязательств в полном объеме, — отметил Мишустин. — За девять месяцев без проведения налоговых проверок дополнительно поступило в бюджет 56 миллиардов рублей с ростом почти на 27 процентов».

Инструментарий цифрового налогового контроля

Успехи в контрольной работе глава ведомства объяснил также внедрением специальных программных комплексов, которые позволяют дистанционно определять зоны риска, проводить качественный предпроверочный анализ и выходить с проверкой только в крайних случаях. Один из таких инструментов — АСК НДС-2 — система, которая автоматически отслеживает цепочки формирования НДС по сделкам в масштабах всей страны, это более 15 миллиардов операций в год. В результате налоговый разрыв по НДС сокращен с 8% на начало 2016 года до 1% в ноябре 2018 года. «Это один из самых низких показателей в мире», — подчеркнул Мишустин.

Кроме АСК НДС-2 в числе инновационных инструментов налогового администрирования руководитель ФНС также назвал АСК ККТ. В 2018 году прошел второй этап кассовой реформы. По новому порядку работают 835 тысяч налогоплательщиков, зарегистрировано 2,3 миллиона контрольно-кассовых аппаратов. В сутки пробивается 150 миллионов чеков на сумму 90 миллиардов рублей. «Все идет к тому, — проинформировал глава ФНС, — что налоговая отчетность будет отменена для тех налогоплательщиков, которые применяют упрощенную систему налогообложения и используют контрольную технику онлайн».

Еще один принципиально новый инструмент налогового контроля, который нацелен на создание открытых партнерских отношений между ФНС и налогоплательщиками, — это институт налогового мониторинга. Условие его применения — открытие налогоплательщиком учетной информации для налоговой службы. По словам главы ведомства уже 44 крупные компании вошли в проект, среди них НТВ, Google, Аэрофлот, ВТБ, дочерние компании группы «ЛУКОЙЛ», «Газпром экспорта» и другие. Совокупная сумма уплаченных только данными компаниями за 2017 год налогов и сборов составляет более 12% поступлений в федеральный бюджет.

Новые технологии в налоговом администрировании также позволяют значительно повысить качество обслуживания налогоплательщиков. Имущественные налоги физлица теперь могут оплатить не только в личном кабинете на компьютере, но и в мобильном приложении. Причем последнее обновление дает возможность оплатить налоги банковской картой, не переходя в онлайн-кабинет банка-партнера.

Личные кабинеты разработаны для всех категорий налогоплательщиков. Личным кабинетом физлиц пользуются 24,2 миллиона человек, юрлиц — 707 тысяч организаций, индивидуального предпринимателя — 1,3 миллиона ИП.

В завершение Мишустин подчеркнул, что налоговое администрирование ближайших лет должно стать максимально незаметным и гармонично встроиться в повседневную жизнь. «Сегодня наиболее показательным примером незаметного сервиса выступает сервис для самозанятых, который ФНС России разработала в рамках проекта по созданию нового налогового режима — налога на профессиональный доход. Все взаимодействие будет осуществляться удаленно. Самозанятому достаточно зарегистрироваться в системе, скачав мобильное приложение», — добавил главный налоговик страны.

С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

 


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно