Версия для печати 6666 Материалы по теме
Азрет Бишенов
В конце 2005 г. финансовое положение республики было очень сложным. Задолженность по заработной плате работникам бюджетных учреждений, прежде всего районных, превышала 700 млн руб. (за три месяца и более). Государственный внутренний долг республики составлял более 1,5 млрд руб. – в основном это были централизованные кредиты, выданные предприятиям АПК в 1992–1994 гг. Системной работы по исполнению бюджета в те годы не велось. За 2005 г. собственных доходов было получено всего порядка 3 млрд руб. Все процедуры по исполнению бюджета, формированию доходной и исполнению расходной части, а также по обслуживанию внутреннего долга осуществлялись вручную. 
Азрет БИШЕНОВ, министр финансов Кабардино-Балкарской Республики 

Переломить сложившуюся ситуацию позволили инициативы нового Президента КБР и формирование нового правительства республики. Началась активная работа по улучшению экономического климата субъекта РФ. Поскольку долги мешают любому поступательному движению, исправлять ситуацию в республике начали именно с них. Уже к концу первого квартала 2006 г. задолженность по заработной плате была полностью погашена.

Затем мы обеспечили жесткую финансовую дисциплину в сфере исполнения бюджета. За два года суммы централизованных кредитов удалось снизить на 270 млн руб. За тот же период было погашено порядка 100 млн руб. задолженности по бюджетным ссудам. Кроме того, мы выкупили ценные бумаги, выпущенные в счет задолженности республики, на сумму 500 млн руб. Конечно, внутренний долг Кабардино-Балкарской Республики меняется в зависимости от объемов банковских кредитов, которые мы привлекаем в течение года, но основной объем государственного внутреннего долга КБР за два года удалось уменьшить с 1,5 млрд руб. до 700 млн, то есть вдвое.
Благодаря гибкой политике заимствований, которая позволяет оперативно заменять дорогие долговые инструменты более дешевыми, мы постепенно снижаем расходы на обслуживание внутреннего долга. Так, если в 2005 г. на эти цели тратилось порядка 120 млн руб., то в 2007 г. – чуть более 80 млн.

Президент и правительство республики одной из главных своих задач считают снижение дотационности субъекта, обеспечение расходов за счет собственных доходов. Однако пока доля поступлений из федерального бюджета в общей сумме доходов республики остается значительной: за два из трех последних отчетных финансовых лет (2004–2006 гг.) сумма дотаций превышала 60%.

Согласно Бюджетному кодексу РФ высокодотационный регион обязан подписать с Министерством финансов РФ соглашение, в котором устанавливается ряд ограничений, касающихся в основном вопросов обеспечения доходов бюджета, эффективного использования бюджетных средств. В частности, регион не может создавать задолженности по зарплате, коммунальным услугам, социальным выплатам льготным категориям граждан (ветеранам труда, труженикам тыла, репрессированным), выплатам детских пособий. Если субъект нарушит условия соглашения, финансовая помощь региону из федерального бюджета будет ограничена или вообще не предоставлена.

В 2007 г. дотационность бюджета республики снизилась до 57%. Для сравнения: до 2003 г. дотационность превышала 75%, в 2003 г. она составляла 71%, в 2004–2005 гг. – 65%, в 2006 г. – 57%. Уже по итогам работы за 2007 г. республика будет исключена из перечня высокодотационных субъектов РФ и станет более самостоятельной в исполнении бюджета и проведении финансовой политики.

Наблюдающаяся сейчас положительная динамика будет укрепляться и в последующие годы – об этом свидетельствуют показатели среднесрочного финансового плана на три года и бюджета на 2008 г. Доходы в консолидированный бюджет республики в 2008 г. составят 17,4 млрд руб., из них 7,4 млрд – собственные доходы, а 10,0 млрд – безвозмездные поступления из федерального бюджета; расходы – 18,2 млрд. В 2010 г. прогнозируется сбалансированный бюджет с общим объемом доходов и расходов, равным 26,0 млрд руб. (рост в 1,7 раза по сравнению с 2007 г.).

Одно из важных достижений республики – повышение собственных доходов за счет улучшения администрирования доходов и платежей в бюджет. Не отказываясь от федеральной помощи, которая в 2007 г. составила чуть более 9 млрд руб., мы почти вдвое – до 6 млрд против 3 млрд в 2005 г. – увеличили объем собственных доходов. Рост собственных доходов бюджета достигнут за счет кратного увеличения сбора акцизов на алкогольную продукцию, увеличения числа прибыльных предприятий и повышения заработной платы. Наиболее крупными налогоплательщиками в Кабардино-Балкарской Республике являются компании, производящие и реализующие алкогольную продукцию, несколько промышленных предприятий, такие как Прохладненский кабельный завод «Кавказкабель», халвичный завод «Нальчикский», предприятия связи и структуры РЖД.

Для увеличения поступлений в бюджет налогов и других платежей создана правительственная оперативная комиссия, на заседаниях которой дважды в месяц заслушиваются представители крупнейших налогоплательщиков, руководители предприятий и организаций. В работе оперативной комиссии принимают участие представители всех отраслей экономики. Сотрудничество правительства и администраторов доходов, в первую очередь налоговой инспекции, позволило заметно повысить объем поступлений в бюджет. Однако дальнейший рост собственных доходов бюджета возможен только за счет увеличения налогооблагаемой базы, то есть за счет развития отдельных отраслей экономики.

При исполнении бюджета по расходам обеспечена строгая финансовая дисциплина, средства выделяются согласно утвержденным приоритетам в следующей очередности:
  1. Заработная плата и социальные выплаты.
  2. Софинансирование национальных проектов и федеральных адресных инвестиционных программ.
  3. Обеспечение текущей финансовой деятельности бюджетных учреждений.
  4. Капитальные расходы, инвестиции.
  5. Погашение кредиторской задолженности по всем отраслям, социальным выплатам и пр.
Строгое соблюдение этого порядка позволяет получателям бюджетных средств работать спокойно, зная, на что они могут рассчитывать.

Наладить финансовую дисциплину нам помогла автоматизированная система управления бюджетными процессом, внедренная в 2006 г. Сегодня в республике согласно Федеральному закону № 131-ФЗ составляются и исполняются бюджеты муниципальных районов, городских округов и поселений – всего более 130 бюджетов.

Система позволяет из единого центра – из министерства финансов республики – видеть всю картину по исполнению бюджетов. Безусловно, это не устраняет общую проблему по реализации реформы органов местного самоуправления – недостаток финансовых ресурсов для исполнения полномочий местного значения. Более того, названная проблема особенно актуальна для городских округов и муниципальных районов республики, дотационность которых оценивается в 25–85%. В структуре расходов республиканского бюджета финансовая помощь муниципальным образованиям составляет 3,9 млрд руб., или около 24%. Вместе с тем возможность практически в режиме онлайн смотреть и анализировать исполнение бюджетов муниципальных образований позволяет оперативно управлять бюджетным процессом и дает положительный эффект.

На сегодняшний день бюджет республики является социально ориентированным. Более 70% всех расходов бюджета приходится на социальные выплаты и финансирование отраслей социальной сферы – образования, здравоохранения, культуры. Развивать производственные отрасли экономики за счет бюджета практически невозможно, поскольку наши ресурсы очень ограниченны. И сегодня одна из приоритетных задач, поставленных президентом республики, – привлечение инвестиций в экономику региона и развитие таких отраслей экономики, как агропромышленный, курортно-рекреационный комплексы и промышленность.

В советское время в Кабардино-Балкарской Республике и, в частности, в ее столице – Нальчике – было много промышленных предприятий, связанных с оборонным комплексом. Сегодня их продукция не востребована, госзаказов практически не поступает. На выпуск товаров народного потребления сумели перестроиться единицы, подавляющее большинство предприятий простаивает. Поэтому возрождение заводов, переориентирование и перепрофилирование их на выпуск товаров и продукции, необходимой населению и отдельным отраслям экономики, – еще одна актуальная задача.

Бюджетные средства сейчас направляются в основном в жилищно-коммунальное и сельское хозяйство, а также в строительство объектов социальной сферы. В 2007 г. капитальные вложения в развитие системы образования, здравоохранения, строительство спортивных объектов составили более 700 млн руб. за счет средств республиканского бюджета. В 2008 г. эта цифра увеличится в 2,3 раза. Значительные объемы работ в прошлом году выполнены в области строительства и ремонта автомобильных дорог. Мы впервые получили из федерального бюджета (на условиях софинансирования) более 100 млн руб. на развитие и ремонт муниципальных дорог. Кроме того, на реконструкцию и строительство автодорог общего пользования направлено 325 млн руб. из числа федеральных и более 185 млн из числа республиканских средств.

В отличие от предыдущих лет в бюджете 2008 г. предусмотрены средства на улучшение жилищных условий для разных категорий граждан. В соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2002–2010 гг. разработана республиканская целевая программа. В бюджете на эти цели предусмотрено 115,5 млн руб., из которых более 25 млн планируется направить на улучшение жилищных условий специалистов на селе, 13 млн – на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, 42 млн – на обеспечение жильем молодых семей, 35 млн – на развитие системы ипотечного жилищного кредитования.

Кстати, у нас уже появился региональный оператор ипотечного кредитования – Кабардино-Балкарская республиканская ипотечная корпорация. За шесть месяцев 2007 г. корпорация выдала 46 ипотечных кредитов и займов на общую сумму более 27 млн руб. С помощью ипотечных кредитов улучшили свои жилищные условия 125 человек. Принята республиканская целевая программа обеспечения жильем молодых семей на 2007–2010 гг., в рамках которой предусмотрены субсидии молодым семьям из средств федерального, республиканского и местных бюджетов.

Анализ исполнения регионального бюджета за последние два года позволяет говорить о сложившихся положительных тенденциях, укреплении финансовой дисциплины в бюджетной сфере. Вместе с тем работники финансовых органов республики осознают важность сохранения этих тенденций и необходимость решения новых задач в ближайшее время.

Достаточно много новых проблем возникло при реализации Федерального закона № 94-ФЗ по размещению заказов на поставки товаров (услуг) для государственных и муниципальных нужд. Эти проблемы, обусловленные несовершенством существующего федерального законодательства и организацией проведения конкурсных процедур в субъектах РФ, общеизвестны. Достаточно отметить, что уполномоченным органом по размещению заказов на поставки товаров (услуг) в Кабардино-Балкарии определено Министерство финансов республики. В ближайшее время нам потребуется автоматизировать все процедуры по размещению заказов и увязать их с исполнением бюджета, приобретя современное программное обеспечение либо значительно усовершенствовав имеющееся. В целом весь блок проблем, связанных с исполнением Федерального закона № 94-ФЗ необходимо решать оперативно, «на ходу».

Для экономии бюджетных средств и укрепления финансовой дисциплины важно составление, ведение и анализ реестра расходных обязательств. Сейчас в КБР приняты все необходимые нормативные правовые акты, определены основные задачи для главных распорядителей бюджетных средств.

Достаточно большой объем работ предстоит выполнить и по внедрению бюджетирования, ориентированного на результат. Пока ведется подготовительная работа: изучается опыт других регионов, создается необходимая правовая база. В первую очередь система БОР будет использоваться в таких отраслях, как образование и здравоохранение, – тем более что Кабардино-Балкария стала победителем конкурса, проводимого Министерством образования и науки РФ в рамках национального проекта «Образование».



Справка «Бюджета»

Азрет Алиевич БИШЕНОВ, министр финансов Кабардино-Балкарской Республики

В 1976 г. окончил Московский технологический институт пищевой промышленности, специальность «Экономист». Доктор экономических наук.

1976–1980 гг. – старший экономист Нальчикского комбината хлебопродуктов.

1983–1989 гг. – начальник планово-экономического отдела Управления хлебопродуктов КБР.

1989–1990 гг. – инструктор социально-экономического отдела горкома КПСС Нальчика.

1990–1991 гг. – ведущий специалист комиссии по экономической реформе СМ КБР.

1991–1996 гг. – председатель комитета по управлению городским имуществом Фонда имущества Нальчика.

1996–2004 гг. – заместитель главы города Нальчика.

2004–2005 гг. – заместитель министра финансов КБР.

С 2005 г. по настоящее время – министр финансов КБР.

Награжден почетной грамотой Правительства КБР.



Фото Руслана МАМИЕВА
Источник: © Бюджет, 2008, № 4


Поделиться