Версия для печати 2501 Материалы по теме
Как создаются бестселлеры

От теории — к практике. От взгляда экспертов Гайдаровского форума — к опыту конкретного производителя. Об особенностях инвестирования в РФ, наших положительных качествах и некоторых вредных психологических установках мы поговорили с генеральным директором представительства компании Mankiewicz Gebr. & Co. в России и странах СНГ, членом Стратегического совета по инвестициям в новые индустрии при Минпромторге России Владимиром Анатольевичем ТРОФИМЕНКО.

— Владимир Анатольевич, как руководитель представительства крупной зарубежной компании в РФ, вы являетесь своеобразным медиумом, посредником между двумя, на мой взгляд, совершенно разными мирами — европейским и российским бизнесом. Действительно ли они настолько несхожи или это миф?

— Для иллюстрирования своего ответа приведу один, возможно, неожиданный, но очень наглядный пример. Вы знаете, как создавал свои хиты Майкл Джексон? Уверен, большинство людей полагают, что он сам сидел в студии, лично сочинял стихи, подбирал мелодию. На самом деле для написания его лучших песен было привлечено более 60 композиторов и использовано порядка 900 текстов различных авторов. Так делаются бестселлеры.

В Европе предприниматели ведут бизнес, опираясь на помощь специ алистов, привлекая к своему делу профессиональных партнеров — экспертов, поставщиков, инвесторов. Они готовы платить за консультации, информацию и эффективные решения. В этом их основное отличие от российских бизнесменов. В нашей стране предприниматели привыкли полагаться только на свой собственный субъективный опыт. Никто из них не ждет, не ищет и не надеется на помощь сторонних людей.

— Мне кажется, эта особенность менталитета — рассчитывать только на себя — характерна не только для предпринимателей, но и для россиян в целом. А как бы вы описали отношение наших людей к работе? За что иностранные инвесторы ценят российских специалистов, за что критикуют? И чем отличаются европейские руководители от отечественных?

— У наших людей — не важно, наемных рабочих, собственников или чиновников — нет уверенности в долгосрочной перспективе. Отсюда нет долгосрочных требований к продукции, нет планов развития предприятия и так далее.

Но зато благодаря многочисленным факторам (историческим, социальным) у нас сохранилась значительная в процентном соотношении доля тех, кто открыт к пространственному мышлению, творческому процессу. У нас продолжают рождаться те, кто может создавать нечто совершенно новое, то, чего ранее не было, — гении, если хотите. Так что у нашей страны помимо сырьевых запасов есть еще одно уникальное преимущество — это люди. Именно они (и особенности строения их мозга и психики) — наше настоящее золото.

Мы в компании активно занимаемся поддержкой таких людей, будучи менторами в Санкт-Петербургской общественной организации содействия развитию профессионально-личностных качеств граждан «Люди будущего». И видим, какой интерес наши соотечественники вызывают у крупных международных игроков, корпораций и компаний из различных секторов бизнеса.

— Понятно, наш главный ресурс — талантливые и творчески мыслящие люди. А чем еще можно заинтересовать потенциальных инвесторов?

— Россия — кладезь для развития. Немалый собственный, незаполненный пока рынок; низкая конкуренция; неизбалованный потребитель, который готов обучаться и принимать настоящее качество; не всегда стабильные локальные производители; огромный процент импорта, можно локализоваться; дешевая энергия… Вот сколько преимуществ! Но главное, повторюсь, это гениальные люди.

— Каковы же перспективы инвестирования в Россию на ближайшие годы? Будет ли оно расширяться? И каких подводных камней следует опасаться тем, кто пока рассматривает такую перспективу?

— Если вы о глобальных вопросах, то это большая экономика, инструментом которой является политика. Это отдельный разговор, и в этой области достаточно экспертов и без меня.

Я же хочу обратить ваше внимание на то, что в России люди зачастую слепо следуют советам неких «экспертов» в кавычках, даже не проверяя их реальный опыт и регалии. Не буду приводить имена, но это действительно поражает, когда слушатели (и это касается не только молодежи, но и опытных, образованных бизнесменов) платят немыслимые суммы за какие-то непонятные семинары, потребляют информацию, не установив ее источник и не просчитав последствия. Самое опасное, что на простейшей мотивации люди берут кредиты, вкладываются в некий «бизнес», а потом рушатся семьи и жизни. Лично знаю примеры таких историй. Понятно, что иллюзия быстрого заработка привлекательна, но надо же все-таки прислушиваться к голосу разума и не поддаваться манипуляциям.

— Компания Mankiewicz открыла в РФ и странах СНГ свое официальное представительство в 2013 году — не просто кризисном, но самом сложном в новейшей истории России. Как вам удалось закрепиться, удержаться и даже расшириться?

— У нас имеются уникальные продукты, которые решают проблемы наших партнеров, значительно повышают эффективность инвестиций, например при вложении в окрасочные линии. Но самое главное: мы поняли, что наша основная компетенция — это исключительный межконтинентальный опыт оптимизации производства и внедрения современных технологий.

Дело в том, что при любой проблеме с поверхностью обвинения первым делом принято предъявлять к защитно-декоративным покрытиям (то есть к нам). Мы были вынуждены научиться разбираться во всех этапах производства, чтобы выявить истинную причину (по нашей статистике, проблема в защитном материале бывает лишь в 0,2 процента случаев). Это привело к тому, что мы стали экспертами в эффективном производстве.

А что касается именно России, то здесь существует острая нехватка информации — люди, не понимая, покупают устаревшую технологию и оборудование. Некоторые недобросовестные компании пользуются этим — и сбрасывают сюда то, что уже невозможно продать в остальном мире.

— В 2014 году, после введения Россией и странами Запада взаимных санкций, в России был провозглашен курс на импортозамещение. Как это отражается на деятельности вашей компании? И что вы думаете о целесообразности и эффективности политики импортозамещения вообще?

— Импортозамещение — очень важный путь для России. Мы активно помогаем производителям выстраивать производства, перенимать самые современные технологии и локализовать их. Самое главное, чтобы импортозамещение было реальным, а не просто перепечаткой наклейки на продукте.

— Что, на ваш взгляд, необходимо российским предприятиям, чтобы сделать свою продукцию более конкурентоспособной и расширить ее присутствие на мировых рынках?

— Я вижу огромное количество производств, которые могли бы вывести свою продукцию на экспорт. Но это стресс, нужна серьезная мотивация. Некоторым мы уже помогаем, другие, наверное, еще думают или их все и так устраивает.

— Насколько основные международные принципы ведения бизнеса или проектного управления согласуются с некоторыми негативными, но, увы, весьма характерными чертами предпринимательской деятельности в России (коррупция, не всегда приемлемые методы борьбы с конкурентами, запутанное и часто неработающее законодательство, слабая цифровизация экономики, разветвленная и всесильная бюрократия…)?

— Я не думаю, что есть какие-то особые международные принципы ведения бизнеса. Получение прибыли для инвестиций в дальнейшее развитие — вот основа. Вопрос — за счет чего и как? Каковы личностные установки и цели лидеров компаний — пришли ли они к уровню, когда чувствуют свою ответственность и способность менять мир? Хочется ли им создавать что-то новое?

Коррупция есть везде, в большей или меньшей мере (в России, кстати, далеко не самая значительная). Мы в компании Mankiewicz, например, с ней не сталкиваемся. Налоги в России по сравнению со многими странами небольшие. Но биологические законы говорят о том, что подавляющее большинство людей живут в собственных иллюзорных мирах и используют факты, чьи-то высказывания и прочие данные лишь для подтверждения ранее сформированной собственной картины мира.

Безусловно, всегда хочется, чтобы было лучше, но зачастую за ширмой недовольства мы не замечаем хорошего, не видим перспектив и упускаем возможности. Периодически по просьбе коллег и друзей я даю консультации о том, как справиться с этой негативной установкой.

— Вы говорите о методике развития и внедрения улучшений через принятие реальности? Насколько актуальна она для России?

— Крайне актуальна. Принятие реальности — один из самых эффективных методов не терять время на обсуждение того, как все плохо, а избавляться от иллюзий, познавать действительность и признавать максимально доступные нам возможности. Только так можно построить реальные и адекватные цели и идти к ним.

У Mankiewicz в России отмечен практически экспоненциальный рост. И экспансия компании была произведена в значительной степени благодаря применению именно этой методики. В ближайшем будущем мы надеемся начать совместную образовательно-консультационную деятельность с известным психотерапевтом Андреем Курпатовым и его «Академией смысла». Господин Курпатов много сил вкладывает в популяризацию методик избавления от иллюзий, развития мышления. Это очень близко целям Mankiewicz, и мы надеемся совместить его Soft Skills с нашими Hard Skills. Также мы сотрудничаем со специалистами по ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) и другими учеными.

В России люди только начинают отходить от иллюзий плана, госзаказа, закрытости рынков. Крупные международные компании приходят в Россию и на общих основаниях занимают лидирующие позиции (примеров тому достаточно). Нужно максимально быстро перестраиваться. Я желаю нашим производителям это осознать и не упустить момент, пока на рынках не так трудно занять свою нишу.

Жаль, что многие владельцы бизнеса, трудившиеся с 1990‑х, сегодня по разным причинам продают свои компании. Искренне желаю им не сдаваться, находить адекватных управляющих и продолжать свое дело. Бой только начинается, все лучшее — впереди!

Подготовила В. И. МААНДИ

 

 

Справка «Бюджета»

Mankiewicz (Манкевич) — международная компания, основанная в Гамбурге в 1895 году. Входит в топ-100 инновационных компаний Германии, является ведущим производителем индустриальных систем и технологий защитно-декоративных покрытий и разработчиком однослойных решений (технологии Direct-To-Metal), систем оптимизации производственных процессов, стратегии выпуска конкурентоспособных объектов машиностроения.

Представительства компании расположены на пяти континентах, в 17 странах. Численность сотрудников — более 1,4 тысячи человек, товарооборот — 335 миллионов евро в год. В России и СНГ работает с 2013 года.

 

Поделиться