25 апреля 2024 года
Регистрация
Финансы№4 Апрель 2008 — 30 мая 2008

Направления совершенствования автоматизированных систем управления общественными финансами в условиях нового бюджетного законодательства

Версия для печати 7235 Материалы по теме
Наталья Гвоздева
Одним из направлений повышения эффективности управления общественными финансами является внедрение автоматизированных систем планирования, исполнения бюджета и систем поддержки принятия решений при управлении финансами региона. 
Наталья ГВОЗДЕВА, руководитель производственного центра «АЦК-Планирование» компании «Бюджетные Финансовые Технологии» 

На сегодняшний день автоматизированные системы управления общественными финансами вплелись в бюджетный процесс и подчас определяют те или иные правила выполнения функций и задач. В связи с этим развитие автоматизированных систем становится важной составляющей процесса совершенствования механизмов управления финансами, так как автоматизированные системы должны не только соответствовать меняющемуся законодательству, но и идти на шаг впереди: предоставлять средства автоматизации процессов к моменту их ввода в действие.

За последние годы бюджетное законодательство и подходы к управлению общественными финансами претерпели значительные изменения, которые потребовали серьезной модификации программных продуктов, автоматизирующих деятельность финансовых и экономических органов.

В 2007 г. перед всеми субъектами и муниципальными образованиями встал вопрос о выборе периода, на который должен формироваться бюджет: на один год или на три. В результате регионы разделились – наиболее смелые выбрали путь трехлетнего бюджета, другие решили подождать и проанализировать опыт коллег. Однако многие регионы, выбравшие вариант составления бюджета на один год, попробовали сформировать бюджет и на три года. При этом большинство из них столкнулось с проблемой больших объемов данных и расчетов: программа Excel справлялась с ними далеко не всегда.

Сейчас перед территориями, утвердившими бюджет на три года, встает новая задача – уточнение утвержденного бюджета и добавление к нему параметров второго года. И в этом регионам и муниципальным образованиям должны помочь автоматизированные системы, ведь при подготовке уточнений к трехлетнему бюджету необходимо учитывать и анализировать документы, подготовленные в предыдущие годы, как обоснование показателей утвержденного бюджета.

Переход к трехлетнему бюджету потребовал от всех участников бюджетного процесса внедрения новых механизмов краткосрочного кассового прогнозирования. Для того чтобы избежать кассовых разрывов и эффективно управлять денежными средствами, финансовые органы в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса разработали и ввели механизмы поквартального кассового планирования и месячного прогнозирования поступлений и выбытий средств бюджета. При этом для более эффективного планирования потребовалась организация периодического сбора показателей кассового плана с главных распорядителей, получателей бюджетных средств, администраторов доходов и источников финансирования дефицита бюджета.

В 2008 г. основными направлениями изменений, связанных с автоматизацией, для субъектов и муниципальных образований станут:
  • планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг на основании государ­ственных (муниципальных) заданий;
  • использование различных форм финансирования бюджетных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам бюджетными учреждениями, автономными учреждениями и автономными некоммерческими организациями;
  • продолжение работы по формированию целевых программ и построение систем монито­ринга показателей и результатов реализации принятых бюджетных программ.

Планирование и исполнение ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг

Необходимость планирования бюджетных ассигнований на основании государственных (муниципальных) заданий, введенная в Бюджетном кодексе, открыла новое направление для работы финансовых органов и главных распорядителей бюджетных средств субъектов РФ и муниципальных образований:
  • составление реестра государ­ственных (муниципальных) услуг и определение показателей, характеризующих их качество и объем;
  • определение стандартов оказания услуг;
  • подготовка государственных (муниципальных) заданий;
  • выделение ассигнований в соответствии с подготовленными заданиями.
Часть перечисленных задач решается в ходе методологической работы, выполняемой ГРБС и руководством региона (муниципального образования), возможно с привлечением консалтинговых компаний. Однако организацию расчета стоимости услуг, выделение ассигнований на реализацию заданий, сбор информации и анализ результатов сложно обеспечить без применения автоматизированных систем, которые позволяют:
  • рассчитать нормативную стоимость оказания услуги;
  • сравнить стоимость и качество оказания услуги в различных учреждениях одного региона (муниципального образования), например на различных территориях;
  • сравнить стоимость и качество оказания услуг в бюджетных учреждениях, автономных учреждениях и автономных неком­мерческих организациях;
  • контролировать фактическую стоимость оказания услуги (путем консолидации отчетности в разрезе оказываемых бюджетных услуг) и план-факт анализ стоимости оказания бюджетных услуг.

Построение систем мониторинга показателей и результатов реализации программ

Значительная часть расходов любого регионального (муниципального) бюджета выделяется на реализацию различных целевых программ – ведомственных, долгосрочных и т.п. Для оценки эффективности выполнения программ в нее включается прогноз ожидаемых социально-экономических (конечных) результатов и соответствующие показатели.

При значительном количестве программ, большом объеме контролируемых показателей и включении в процесс осуществления программы многих учреждений, «ручной» контроль программ становится практически невозможным. В этом случае на помощь руководителям финансовых и экономических органов должны прийти автоматизированные системы оперативного мониторинга с интегрированной в них распределенной системой сбора показателей, характеризующих выполнение программы.

Направления развития

В заключение хотелось бы еще раз остановиться на основных направлениях развития бюджетных автоматизированных систем. На наш взгляд, системы планирования и исполнения бюджета должны постепенно переходить из категории бухгалтерских, учетных систем в новую категорию – систем управленческих. Они призваны не только автоматизировать текущую деятельность, но и давать возможность принятия решений на основании анализа содержащейся в них информации. Для этого в бюджетных системах должны быть реализованы следующие требования:
  • возможность хранения и анализа в единой базе данных не только финансовых, но и социально-экономических, статистических показателей, необходимых для оценки стоимости и результатов оказания бюджетных услуг (реализации программ);
  • организация оперативного сбора информации со всех участников бюджетного процесса;
  • построение систем мониторинга бюджетных услуг: анализ объема средств, запланированных и фактически использованных на оказание услуг, и показателей, характеризующих объемы и качество их оказания;
  • построение систем мониторинга поставленных целей (задач) и принятых программ: анализ объема средств, запланированных и фактически выделенных на программу, и показателей, достигнутых в ходе ее реализации;
  • возможность подготовки различной управленческой отчетности, позволяющей осуществлять многофакторный анализ и контролировать деятельность учреждений в части оказания ими услуг населению и реализации принятых программ.
На сегодняшний день компания «БФТ» работает по всем перечисленным направлениям. При возникновении заинтересованности со стороны органов исполнительной власти наши представители готовы обсудить возможные направления развития ре­гионов и муниципальных образова­ний.

Источник: © Бюджет, 2008, № 4
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно