25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 84433 Материалы по теме
Юрий Карпов
На УФК по Рязанской области возложены полномочия по перечислению средств федерального бюджета получателям компенсационных выплат по вкладам (взносам) в организациях государственного страхования в соответствии с заявками ОАО «Росгосстрах»*. Почему именно наше управление выбрано для реализации этой функции и какие задачи это ставит перед нами? 
Юрий КАРПОВ,  руководитель Управления Федерального казначейства по Рязанской области

Почему мы?


Чтобы понять суть содержащейся в постановлении № 1004 новации, обратимся к истории возникновения и развития отношений между органами Федерального казначейства и организациями государственного страхования в процессе осуществления компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам (взносам) в организациях государственного страхования (ОАО «Российская государственная страховая компания» и обществах системы Росгосстраха).

История эта началась в 2001 г., с принятия законов «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» и «О федеральном бюджете на 2001 г.». В соответствии с этими законами Правительство РФ постановлением от 4 апреля 2001 г. № 261 утвердило порядок проведения в 2001 г. предварительной компенсации отдельным категориям граждан Российской Федерации по их вкладам (взносам)** в организациях государственного страхования (Российской государственной страховой компании и ее дочерних обществах) по состоянию на 1 января 1992 г. Минфину России было поручено заключить с Российской государственной страховой компанией соглашение о порядке проведения предварительной компенсации по данным вкладам (взносам).

Соглашением от 1 августа 2001 г. № 01-01-06/05-489, заключенным между Минфином России и ОАО «Российская государственная страховая компания», было предусмотрено следующее. Минфин России в лице территориальных органов Федерального казначейства организует выплату предварительной компенсации гражданам – владельцам гарантированных сбережений (далее – граждане) на основании заявок о размере средств, необходимом для обеспечения выплат данной компенсации. ТУ, агентства, ДСО, филиалы, входящие в систему ОАО «Росгосстрах», представляют указанные заявки в территориальный орган Федерального казначейства Минфина России по месту нахождения ТУ, агентств, ДСО, филиалов.

Таким образом, органы Федерального казначейства уже тогда были определены в качестве участников процесса осуществления компенсационных выплат. Указанная схема взаимодействия органов Федерального казначейства и организаций государственного страхования сохранялась и в последующих ежегодно заключавшихся соглашениях между Минфином России и ОАО «Росгосстрах».

Упомянутые соглашения разграничивали функции органов Федерального казначейства и организаций государственного страхования следующим образом. Росгосстрах (в лице территориальных управлений и подчиненных им агентств, дочерних страховых обществ и их филиалов):
  • осуществлял прием заявлений граждан;
  • проводил проверку документов, приложенных к заявлениям;
  • принимал решение о выплате (невыплате) компенсации;
  • представлял в территориальный орган Федерального казначейства (управление или отделение) заявку на перечисление пред­варительной компенсации гражданам.
Управления Федерального казначейства по субъектам РФ, отделения Федерального казначейства:
  • на основании указанной заявки направляли в Федеральное казначейство заявку на выделение средств для выплаты пред­варительной компенсации гражданам;
  • после поступления соответствующего финансирования перечисляли средства федерального бюджета на счета граждан.
На первом этапе выплат – с 2001 г. до ноября 2005 г. – компенсационные выплаты производились через все территориальные отделения управлений Федерального казначейства по субъектам РФ.

В связи с реорганизацией в структуре органов государственного страхования (когда были закрыты пункты выплат предварительной компенсации в муниципальных образованиях) осуществление компенсационных выплат было централизовано в субъектах РФ.

Соглашением от 6 сентября 2007 г. № 01-01-06/05-132 в порядок взаимодействия органов Федерального казначейства и организаций государственного страхования вносятся изменения: функции осуществления компенсационных выплат передаются от отделений региональным управлениям Федерального казначейства.

В апреле 2007 г. становится известно о подготовке очередной реформы взаимоотношений органов Федерального казначейства и организаций ОАО «Росгосстрах». Компенсационные выплаты было решено проводить централизованно – через расчетный центр компенсационных выплат в городе Рязани (далее – РЦКВ).

Казначейство России сообщило о планируемом возложении на УФК по Рязанской области полномочий по осуществлению компенсационных выплат в 2008 г. В качестве предполагаемого срока начала работы по новому порядку был указан апрель-май 2008 г.

Подготовительные мероприятия


Руководство Федерального казначейства, Финансовое управление и Управление информационных систем центрального аппарата при участии УФК по Рязанской области провели необходимую подготовительную работу. Были смоделированы:
  • схема взаимодействия с организациями государственного страхования в новых условиях;
  • варианты предполагаемых технологического и организационного процессов с определением трудозатрат по каждой операции.
Свою задачу мы видели в том, чтобы для исключения (минимизации) рис­ка срыва сроков прохождения средств четко распределить функции между Казначейством России, УФК и ОАО «Росгосстрах» (включая РЦКВ). Для этого управление провело ряд мероприятий:
  • осуществлен мониторинг всех операций и процедур, проводимых при осуществлении компенсационных выплат;
  • выполнен анализ состояния расчетов. Составлен перечень основных причин, по которым из кредитных организаций возвращаются платежи, перечисляемые органами Федерального казначейства гражданам, и намечены меры по устранению этих причин. Проведена проверка выполнения кредитными организациями требований нормативных документов по оформлению платежных поручений при возврате средств на лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства;
  • предложены новые (либо усовершенствованные) макеты регистров учета и форм отчетности по средствам федерального бюджета, выделенным для компенсационных выплат;
  • для оценки готовности к взаимодействию с ОАО «Росгосстрах» при обработке платежей определено предполагаемое количество оформляемых УФК платежных документов на перечисление денежных средств на счета граждан, открытые в кредитных организациях. По предварительной оценке, управление будет оформлять от 6 до 10 тыс. платежных поручений в день. Затем совместно с Главным управлением Банка России по Рязанской области проведено тестирование передачи и обработки электронных платежных поручений в коллективном центре обработки информации в Санкт-Петербурге. Банком было рекомендовано ограничить количество электронных платежных документов в файле, направляемом для коллективной обработки, до 10 тыс. штук;
  • для организации перечисленных работ и размещения новых рабочих мест изысканы помещения, рабочие места оснащены вычислительной техникой, мебелью, средствами связи, обеспечен их телекоммуникационный доступ к информационной системе УФК.
Федеральное казначейство на базе УФК по Рязанской области провело ряд рабочих совещаний. Так, 7 декабря 2007 г. совещание проводил заместитель руководителя Федерального казначейства А. Ю. Попов, 31 января 2008 г. – начальник системно-технического отдела Управления информационных систем Федерального казначейства Д. А. Кашко (совещание проводилось с участием представителей ООО «Фирма “Рассвет”», ООО «ОТР2000»). Предметами обсуждения стали проект соглашения на 2008 г., технологический регламент и вопросы оптимизации технологического процесса.

Управление участвовало в рассмотрении технологического регламента «Учет операций по выплатам компенсации в рамках взаимодействия Федерального казначейства с управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и расчетного центра компенсационных выплат в городе Рязани в рамках соглашения от 6 сентября 2007 г.», проводило пилотное внедрение указанного регламента. С учетом отдельных замечаний технологический регламент был рекомендован к введению в рамках соглашения на 2007 г.

Важные моменты


В связи с ожидаемым подписанием соглашения следует остановиться на некоторых важных, на наш взгляд, моментах, которые имеют значение для оперативного зачисления средств на счета граждан в новых условиях.

Изменения, внесенные в течение 2001–2008 гг. в порядок взаимодействия органов Федерального казначейства и организаций государственного страхования, не затрагивают основные функции по выплатам предварительной компенсации по вкладам граждан, возложенные на органы Федерального казначейства и ОАО «Росгосстрах». Так же, как и прежде, ответственность за прием документов граждан, их проверку, правильность начисления предварительной компенсации и своевременность предоставления заявок в органы Федерального казначейства возлагается на организации государственного страхования. Перечень документов, предъявляемых гражданами в организации Росгосстраха, и размер компенсационных выплат устанавливаются правилами по осуществлению компенсационных выплат, ежегодно утверждаемыми постановлениями Правительства РФ.

ОАО «Росгосстрах» располагает полной информацией о перечисленных на счета граждан компенсационных выплатах, так как получает (и будет получать) от органов Федерального казначейства сведения о перечисленных, неперечисленных и возращенных из кредитных организаций средствах с указанием причин неперечисления или возврата.

Оформление документов гражданами


Решение о выплате компенсаций принимают органы Росгосстраха. От того, насколько профессионально сотрудник страховой организации проверит документы, представленные гражданином, насколько качественно составит заявку на перечисление средств, зависит своевременность получения гражданином причитающейся ему выплаты.

Основными причинами незачисления средств на счет гражданина и соответственно их возврата являются следующие:
  • отсутствует (закрыт) счет вкладчика в банке, указанный в заявлении;
  • допущена ошибка в номере счета вкладчика;
  • не совпадают ФИО вкладчика и ФИО лица, указанного в заявлении;
  • условия вклада не позволяют делать дополнительный взнос на счет вкладчика.
В связи с централизацией выплат и соответственно значительным ростом количества платежных документов, подлежащих обработке УФК по Рязанской области, увеличением документооборота между УФК по Рязанской области и РЦКВ, а также для предотвращения возврата средств из кредитных организаций по причине неверных реквизитов вкладчиков полагаем, что ОАО «Росгосстрах» необходимо:
  • усилить контроль органов Росгосстраха при приеме заявлений граждан;
  • обращать внимание граждан на необходимость правильно указывать банковские реквизиты, учитывать условия вклада по банковскому договору между вкладчиком и банком (так как не все виды вкладов допускают прием дополнительных денежных взносов либо договором может быть предусмотрена определенная сумма дополнительных взносов);
  • провести оперативную работу по уведомлению граждан о порядке направления документов в РЦКВ по городу Рязани;
  • не допускать «переадресацию» граждан в органы Федерального казначейства, поскольку нормативно-правовыми документами на органы Федерального казначейства не возложены функции по консультированию граждан о правилах выплаты компенсаций, а также по информированию о перечислении (неперечислении, возврате) средств.

Оформление платежных поручений кредитными организациями

В соответствии с установленными правилами Федеральное казначейство осуществляет финансовое обеспечение компенсационных выплат в пределах средств федерального бюджета на соответствующий финансовый год.

Органы Федерального казначейства формируют платежные поручения на основе реквизитов, указанных в заявках ОАО «Росгосстрах», и перечисляют средства компенсационных выплат на счета граждан, открытые в кредитных организациях, в установленные соответствующим соглашением сроки.

Казначейство России (в том числе УФК по Рязанской области) несет ответственность за своевременность перечисления средств в кредитные организации (филиалы) на счета владельцев гарантированных сбережений в соответствии с заявками ОАО «Росгосстрах».

Для ускорения процедур обработки и учета платежей, возвращаемых банками из-за неправильно указанных получателями средств реквизитов, предлагается обеспечить соблюдение всеми кредитными организациями требований положения об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства (утвержденного банком и Минфином России от 13 декабря 2006 г. № 298-П и № 173н), в частности п. 1.2.4 и 1.2.5, при формировании ими платежных поручений на возврат средств на лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства.

Согласно подп. 1.2.4 положения в поле «Получатель» должны указы­ваться:
  • полное или сокращенное наименование органа Федерального казначейства;
  • в скобках – полное или сокращенное наименование бюджетополучателя, а также номер лицевого счета, открытого ему в органе Федерального казначейства. Например: «УФК по Рязанской области (УФК по Рязанской области, л/с 13100311640)».
Пунктом 1.2.5 положения преду­смотрено, что в поле «Назначение платежа» платежного поручения перед текстовым указанием назначения платежа в скобках проставляется показатель бюджетной классификации Российской Федерации, а затем иная необходимая для исполнения бюджета информация в соответствии с нормативно-правовыми актами органов, организующих исполнение бюджетов.

Из опыта УФК по Рязанской области и наших коллег из УФК других субъектов РФ известно, что в большинстве случаев кредитные организации не выполняют указанные требования. Отрицательные стороны таких нарушений очевидны. Действующие инструкции предписывают УФК учитывать такие платежи в составе невыясненных поступлений и проводить дополнительную работу по уточнению поступивших сумм, которая в связи с централизацией выплат будет, скорее всего, довольно значительной.

Для того чтобы УФК по Рязанской области могло оперативно (с использованием функций программного продукта, анализирующего ряд формальных признаков платежного документа) обеспечить обособленный учет возвращенных компенсационных выплат от иных платежей, важно, чтобы платежное поручение на осуществление возврата было правильно оформлено кредитной организацией.

В этом вопросе мы рассчитываем на помощь учреждений Центрального Банка, контролирующих правильность оформления кредитными организациями платежных поручений на возврат средств на лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, в том числе на счет УФК по Рязанской области.

Применение справочников банковских идентификационных кодов участников расчетов


Важно обеспечить применение органами Росгосстраха и Федерального казначейства актуальных, полностью совместимых справочников банковских идентификационных кодов участников расчетов. Опыт работы показал, что реквизиты таких справочников, применяемые органами государственного страхования, отличаются от тех, с которыми работают банки и органы Федерального казначейства. Решение этой проблемы позволило бы резко сократить количество «отбракованных» управлением заявок Росгосстраха и, следовательно, избежать непроизводительных операций по повторному приему заявок и их обработке.

Главная задача нашего управления в процессе реорганизации системы компенсационных выплат – не упустить ни одну выплату, чтобы граждане не почувствовали каких-либо задержек с получением средств.



В одном из интервью (ноябрь 2006 г.) Т. Г. Нестеренко, в то время руководитель Казначейства России, сказала, что «на систему Федерального казначейства возлагаются все новые и новые задачи, потому что она расценивается как одна из наиболее слаженных и четко организованных систем государственного управления Российской Федерации». УФК по Рязанской области приложит все усилия, чтобы соответствовать этой оценке.



* Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 1004 «О порядке осуществления в 2008 г. компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам (взносам) в организациях государственного страхования (открытом акционерном обществе “Российская государственная страховая компания” и обществах системы Росгосстраха)».
** Данные вклады (взносы) Федеральный закон «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» определил как гарантированные сбережения.



Справка «Бюджета»

Юрий Борисович КАРПОВ, руководитель Управления Федерального казначейства по Рязанской области

Родился 20 февраля 1957 г. в Рязани.

В 1982 г. окончил Рязанский радиотехнический институт, специальность «Экономист»; в 1997 г. – Московскую академию экономики и права, специальность «Юрист».

1974–1992 гг. – старший экономист планово-экономического отдела, начальник бюро производства и ценообразования, заместитель начальника планово-экономического отдела ПО «Счетно-аналитические машины».

1993–1996 гг. – заместитель мэра – директор Финансово-экономического департамента города Рязани, заместитель начальника областного Финансового управления – начальник Финансового управления города Рязани.

1996–2003 гг. – начальник финансово-казначейского управления администрации города Рязани.

С 2003 г. по настоящее время – руководитель Управления Федерального казначейства по Рязанской области.

Награжден почетной грамотой Федерального казначейства, имеет благодарность министра финансов РФ.

Государственный советник РФ 3-го класса. Заслуженный экономист РФ.




Источник: © Бюджет, 2008, № 4
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно