Версия для печати 1841 Материалы по теме
На Васильевских чтениях обсудили вызовы для бюджетной системы

В середине марта в Москве на площадке Финансового университета при Правительстве РФ состоялись VII Васильевские чтения — ежегодный форум «Общественные финансы: наука и практика». В этом году мероприятие было посвящено теоретическому и практическому осмыслению новых вызовов, стоящих перед бюджетной системой России.

Васильевские чтения уже седьмой год объединяют руководителей региональных и муниципальных финансовых органов, представителей Министерства финансов РФ, Федерального казначейства и федеральной законодательной власти, финансовых контролеров, ученых. Форум организован журналом «Бюджет» при поддержке целого ряда экспертных структур и профессиональных ассоциаций — Союза финансистов России, Союза развития государственных финансов, Аналитического центра при Правительстве РФ, НИФИ Минфина России, Финансового университета.

Генеральным партнером форума выступила Компания «БФТ», стратегическим партнером — НПО «Криста», официальными партнерами — «Кейсистемс» и СМП Банк.

Сбалансировать доходы и полномочия

Как отметил модератор пленарной сессии форума, заместитель министра финансов России А. М. Лавров, Васильевские чтения традиционно открывают ежегодный цикл общественных и экспертных обсуждений всей проблематики государственных финансов и бюджета. «На мой взгляд, главный вызов, стоящий перед бюджетной системой, — это настройка инструментов бюджетной политики для реализации национальных целей развития и нацпроектов. Для всей страны это новые, стратегически значимые задачи с новыми индикаторами и новыми механизмами их достижения. Бюджетное законодательство и бюджетная практика должны получить определенное развитие, чтобы добиться поставленных задач», — считает Лавров.

В дальнейшем спикеры Васильевских чтений неоднократно обращались к теме реализации национальных проектов. Так, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С. Н. Рябухин заявил, что необходимость достижения национальных целей развития и дополнительные полномочия, связанные с этими задачами, могут привести к росту закредитованности субъектов РФ. «В свое время правительство поддержало инициативу Федерального собрания и согласилось на трехлетний цикл замещения коммерческих кредитов бюджетными. Была выделена приличная сумма — более триллиона рублей. Это позволило остановить галопирующий рост долга консолидированных бюджетов регионов. На пике он составлял 2,4 триллиона рублей, сейчас — порядка 2,1 триллиона. Однако теперь может начаться новый виток роста. Не уверен, что администраторы нацпроектов в полной мере просчитывают эти риски. До конца не ясно, какие дополнительные расходы потребуются от субъектов РФ. Все нацпроекты в конечном счете будут реализовываться на местах, и если мы хотим, чтобы их цели были достигнуты, нужно сбалансировать новые полномочия и доходы регионов», — подчеркнул сенатор.

Выравнивание и стимулирование

07-2.png

Заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Н. С. Максимова напомнила, что еще в 2016 году в Послании Федеральному собранию президент поставил задачу перенастройки налоговой системы. В 2017–2018 годах правительство и парламент активно занимались данным вопросом. Среди реализованных новаций — повышение НДС, реформа налогообложения нефтяной отрасли (постепенный уход от экспортных пошлин и переход к налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья), эксперимент с введением налога на профессиональный доход, а также появление понятия «налоговые расходы», которое будет использоваться при формировании бюджетов бюджетной системы на 2020 год.

Мерой, напрямую затронувшей интересы регионов, стала отмена налога на движимое имущество. «Это привело к выпадению доходов региональных бюджетов в 2019 году. Поэтому 97 миллиардов рублей было распределено в 2018 году, чтобы их можно было использовать начиная уже с января текущего года. Поскольку этой суммы явно недостаточно, было принято решение изменить нормативы перечисления акцизов на крепкий алкоголь и нефтепродукты в региональные бюджеты. К 2024 году 100 процентов этих акцизов будут получать субъекты, что уже закреплено в Бюджетном кодексе», — пояснила Максимова.

Также депутат рассказала о работе над новой редакцией БК РФ, которая все еще продолжается. Сейчас Комитет по бюджету и налогам Госдумы и правительство обсуждают главы, посвященные межбюджетным отношениям, государственным (муниципальным) заданиям, а также государственному (муниципальному) долгу. «Надеемся завершить эту работу в весеннюю сессию, а уже осенью внести в Думу полноценный проект нового Бюджетного кодекса», — отметила Максимова.

Проблемы, связанной с выпадающими доходами субъектов РФ вследствие отмены налогообложения движимого имущества, коснулась и заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Е. А. Перминова. «Вопрос о компенсации этих доходов по-прежнему открыт, ведь соответствующая дотация на сбалансированность бюджетов носит разовый характер и была предусмотрена только на один год», — заявила сенатор. В целом, по ее словам, межбюджетные отношения нуждаются в совершенствовании. Механизмы выравнивания недонастроены, а такой инструмент, как модельный бюджет, пока не в полной мере учитывает разнообразие регионов — их климатические, экономические, демографические особенности. «Осуществляя выравнивание, важно не забывать о стимулировании успешных, сильных регионов. Еще с 2017 года для них предусмотрены гранты на уровне 20 миллиардов рублей в год. В 2018 году они также имели возможность получить 30,6 миллиарда в виде дотации за наращивание налогового потенциала по налогу на прибыль, но этих мер недостаточно», — считает Перминова.

Поддержать бизнес

По мнению ректора Финансового университета при Правительстве РФ М. А. Эскиндарова, ключевой вопрос для всей финансовой системы в контексте реализации нацпроектов — государственная поддержка бизнеса и взаимодействие с ним. Ректор сослался на результаты опросов, согласно которым большинство предпринимателей ощущают, что государство видит в них не партнеров, а лишь «кошелек». Эскиндаров призвал финансистов активно думать о том, какие преференции и возможности для развития предоставить бизнесу (причем не только малому и среднему, но и крупному) и как вместе с ним работать на развитие экономики. «Не очень понятно, почему мы так упорно держимся за профицит бюджета и накапливаем огромные резервы. Может, лучше было бы направить деньги на поддержку экономики в расчете на новые налоговые поступления в будущем? Золотовалютные резервы у нас растут, при этом сохраняется масса проблем с развитием инфраструктуры, а также вложениями в человеческий капитал», — отметил он.  

Комментируя этот тезис, Лавров напомнил, что накопленные резервы дважды за последние десять лет помогли бюджетной системе пройти кризис. «Мы проводим взвешенную, консервативную финансовую политику: накапливаем резервы в период хорошей внешнеэкономической конъюнктуры и тратим, когда цены на нефть падают. Более того, в 2018 году бюджетное правило было смягчено, создан Фонд развития, куда направлено 500 миллиардов рублей. Эти деньги будут работать как раз на национальные проекты», — подчеркнул замминистра.

Управленческие задачи

Качество государственного регулирования и госуправления в целом — это один из главных вызовов как для ускорения экономического роста, так и для повышения уровня жизни людей, убежден заместитель руководителя Федерального казначейства С. Е. Прокофьев. Он констатировал, что многие задачи, поставленные почти 20 лет назад, на самом старте реформы госуправления, пока не решены.

При этом главным достижением первого этапа реформы Прокофьев назвал цифровизацию, в частности внедрение ключевых государственных информационных систем и переход к предоставлению госуслуг в электронном виде. Среди основных задач нового этапа — реформа контрольно-надзорного блока, включая риск-ориентированный подход к выбору объектов контроля, информатизацию контроля и так называемую регуляторную гильотину — обнуление регуляторных требований, необходимость которых не будет заново обоснована органами власти.

Самостоятельной проблемой Прокофьев назвал подготовку кад­ров (в том числе управленческих) для цифровой экономики. «На сегодняшний день это ахиллесова пята вузов. Они либо готовят профессионалов в сфере ИТ, но без знаний экономического и финансового функционала, либо наоборот — грамотных финансистов и экономистов, но без понимания информационных технологий. Если мы хотим, чтобы система госуправления развивалась и была конкурентоспособной, нужно усилить комплексную подготовку студентов в этих составляющих», — пояснил представитель казначейства.

Борьба с бедностью: требуется унификация

По мнению директора НИФИ Минфина России В. С. Назарова, главная задача и главный вызов для финансовой системы — борьба с бедностью. Майский указ поставил амбициозную задачу: двукратное ее сокращение. В 2000–2007 годах уже были достигнуты колоссальные результаты в борьбе с бедностью, за эти годы долю малоимущих среди населения удалось сократить с 30 до 13%. Но тогда это стало результатом бурного экономического роста. За следующие десять лет, несмотря на двукратный рост расходов на социальную поддержку, сопоставимого прогресса в борьбе с бедностью не наблюдалось. Сегодня ее уровень вновь составляет порядка 13%.

«К сожалению, в России наиболее крупная категория бедных — это семьи с детьми: до 25 процентов всех детей живет в бедных семьях. Расширение круга получателей выплат при рождении первого и второго ребенка, заявленное в последнем послании президента, очень значимо для этой категории населения», — отметил Назаров, подчеркнув, однако, что данная мера лишь в малой степени снизит общий уровень бедности. «Минтруд поставил перед всеми регионами одинаковую цель: снизить бедность в два раза. Но для богатых регионов, таких как Москва, это лишь вопрос выделения посильных сумм из бюджета, а для других — почти невыполнимая задача. Вклад Федерации в решение проблемы должен заключаться в перестройке самого подхода к борьбе с бедностью», — добавил эксперт. По его мнению, необходимо создать единое универсальное пособие для поддержки всех наиболее нуждающихся категорий вне зависимости от их возраста. Также нужно предъявить единые требования ко всем заявителям: сейчас на федеральном уровне используется более 800 мер поддержки, сотни мер — в регионах, с самыми разнообразными критериями входа в эту систему.

М. А. ЦУЦИЕВ

 


Н. Ю. ЗЕЙТЕНИДИ, коммерческий директор Компании «Бюджетные и Финансовые Технологии»

08-1.png

Ежегодно Васильевские чтения объединяют все институты в сфере управления государственными финансами — федеральных регуляторов, региональные и муниципальные органы власти, научное и экспертное сообщества. На повестке всегда только самые актуальные вопросы и горячие темы. В этом году организаторы не отошли от своих правил — тема национальных проектов стала ключевой. Обсуждался широкий набор инструментов, направленных на контролируемое, прозрачное и эффективное исполнение обязательств по финансированию нацпроектов.

Так, эксперты БФТ обратили внимание аудитории на способы совершенствования механизмов нормирования в сфере оказания госуслуг. Главным образом это единая методология, повышение прозрачности при обосновании затрат за счет определения типовых норм, переход от метода наиболее эффективного учреждения к экономически обоснованному нормативу. Безусловно, тонкостей в данном вопросе много, и наши разъяснения по этому вопросу не ограничиваются рамками форума. Обладая штатом квалифицированных методологов, мы всегда готовы оказать консультации, тем более что представленные подходы вызвали большой интерес участников форума.

Благодарим организаторов за прекрасную дискуссионную площадку, главная ценность которой — это прежде всего возможность прямого общения и двухстороннего обмена опытом с коллегами-финансистами!

Ю. А. ЧЕРНЫХ, генеральный директор НПО «Криста»

09-3.png

Васильевские чтения — ежегодный форум «Общественные финансы: наука и практика» — является одним из ведущих российских мероприятий в области экономики и финансов общественного сектора. В 2019 году ключевой темой форума стали «Новые вызовы для бюджетной системы России: теория, практика и законодательство». Прозвучало немало интересных выступлений. Участники мероприятия рассматривали вопросы исполнения бюджета главными распорядителями бюджетных средств и проблемы развития межбюджетных отношений, обсуждали факторы повышения эффективности финансового контроля и аудита в государственном секторе. Был высказан целый ряд конструктивных предложений.

Особое внимание на форуме было уделено новациям бюджетного законодательства. Обсуждались новые подходы в государственном муниципальном управлении, перспективы социального бюджета России, проблемы и границы в государственном секторе. В таком контексте выступление представителя НПО «Криста» с докладом о региональном опыте централизации программ и проектов стало очень актуальным и вызвало живой интерес аудитории. Наша компания уже много лет разрабатывает программные продукты, обеспечивающие повышение эффективности бюджетных расходов. Они успешно используются в целом ряде регионов страны.

Позвольте еще раз поблагодарить организаторов форума за приглашение и конструктивный диалог.

Т. А. ГЕРАСИМОВА, вице-президент — директор Департамента государственных финансов АО «СМП Банк»

10.png

Решение стратегически важных задач, стоящих сегодня как перед государством в целом, так и перед бюджетной системой в частности, крайне затруднительно, если отсутствует возможность выстраивания диалога между представителями законодательной и исполнительной власти различного уровня, деловых и научных сообществ и представителями финансовой отрасли. Ежегодный форум «Васильевские чтения» является прекрасной площадкой для такого диалога, что объясняет высокую степень его востребованности и актуальности, неоднократно отмеченную на высшем уровне. Формат этого мероприятия позволяет всем заинтересованным представителям финансовой сферы не только обмениваться теоретическими соображениями и практическим опытом, но и быть в курсе свежих тенденций, последних изменений и нововведений. Подобная практика, помимо обсуждения наиболее остро стоящих вопросов в сфере государственных финансов, позволяет еще на шаг приблизиться к достижению одной из основных государственных задач — максимизации качества системы общественных финансов.

Поделиться