25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3283 Материалы по теме
Алкоголь, инновации, экология. Как разные страны используют госпредприятия

Роль государственных предприятий в экономике — предмет долгой дискуссии экономистов и политиков по всему миру. Согласно распространенной точке зрения во многих отраслях госкомпании показывают эффективность ниже, чем их частные аналоги. В то же время многие страны, особенно Китай, используют эту форму собственности как действенный инструмент развития экономики. Что можно сказать о реальной доле госпредприятий в мире? Как разные страны используют такие структуры?

Чтобы собрать больше информации о роли госсектора в экономике разных стран мира, мы изучили два крупных международных исследования, посвященных госпредприятиям. Первое подготовлено консалтинговой и аудиторской фирмой PricewaterhouseCoopers (PwC), второе — экспертной группой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, OECD).

Согласно обоим документам, в последнее десятилетие государственные предприятия стали одной из наиболее быстрорастущих и влиятельных экономических сил. Если в 2005 году доля госкомпаний в рейтинге Fortune Global 500 (ежегодно обновляемый журналом Fortune список 500 крупнейших компаний мира по доходам) составляла 9%, то к 2014 году показатель вырос до 23%.

Отчасти это связано с ростом китайских госпредприятий, так как госсектор играет значительную роль в экономике КНР. Тем не менее реальная доля таких компаний в мировой экономике может быть намного выше, так как рейтинги не учитывают непубличные (не торгующиеся на бирже) компании. По данным ОЭСР, цифра составляет не менее 29%.

В каких отраслях работают госпредприятия

В ОЭСР проанализировали долю госпредприятий в разных отраслях в 40 странах — наиболее развитых и крупных мировых экономиках. Исследование исключало Китай из-за непропорционально большого числа госкомпаний и их оборота в этой стране. В общей сложности в 40 экономиках (не считая Китая) работают 2467 коммерческих госпредприятий суммарной стоимостью 2,4 триллиона долларов и с численностью персонала 9,2 миллиона человек.

39-2.png

Среди крупных экономик большим числом принадлежащих государству фирм отличаются Венгрия (370 компаний, контролируемых только федеральным правительством), Индия (270 компаний), Бразилия (134), Чехия (133), Литва (128), Польша (126) и Словакия (113).

Значительная часть госпредприятий сконцентрирована в финансовой сфере или секторе распределительных сетей. На производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также на транспорт, телекоммуникации и коммунальные услуги приходится 51% госкомпаний (при подсчете по стоимости активов). Из перечисленных сфер на электричество и газ (транспортировка, распределение, хранение) приходится 21%, на транспорт — 18%, на телекоммуникацию — 5%, на другие коммунальные службы — 7%.

В финансовой сфере работает 26% госкомпаний. Еще около 11% приходится на добычу и первичную переработку природных ресурсов и агропромышленный сектор, 6% — на промышленность, 3% — на управление и операции с недвижимостью. Другие виды деятельности, не попавшие в эту классификацию, составляют всего 3%.

Госпредприятия — в международных кейсах

Изучение кейсов, как различные государства используют контролируемые предприятия, показывает, что за счет этой формы собственности правительства решают самые разные задачи — от экономических до социальных. Мы разберем некоторые интересные примеры.

Германия — забота об экологии. В 2013 году жители Гамбурга, второго по размеру города Германии, проголосовали на референдуме за возвращение в муниципальную собственность электрораспределительных сетей, систем распределения газа и тепла. До этого сетевые системы города принадлежали совместному предприятию частных компаний, в том числе E.ON (крупная международная энергетическая корпорация) и Vattenfall.

Это отвечает долгосрочному тренду в Германии, когда государственные структуры по всей стране постепенно возвращают контроль над муниципальными коммунальными системами. Одна из главных причин — жители страны убеждены, что возвращение государственного контроля позволит сделать коммунальные службы более экологичными, активнее внедрять зеленые технологии и альтернативную энергетику. Более того, немецкая практика показывает, что муниципальные компании зарабатывают не меньше денег в коммунальной сфере, чем частные.

Швеция — социальные задачи. Примеры госпредприятий из этой страны показывают, как госкомпании могут оставаться прибыльными, будучи сконцентрированными на важных элементах социальной политики. Например, одно из таких предприятий — государственный алкогольный ретейлер Systembolaget.

Компания контролируется министерством здравоохранения и социальной политики Швеции. Ее цель — максимально способствовать снижению алкогольной зависимости среди граждан, при этом оставаясь прибыльной и предоставляя жителям страны качественный сервис.

В то время как во многих странах курьерская доставка алкоголя на дом или в офис запрещена, Systembolaget осуществляет ее свободно. Несмотря на это, уровень потребления алкоголя в стране снижается. Причин тому несколько. Во-первых, госкомпания лучше, чем частные структуры, следует возрастным ограничениям на продажу напитков. Во-вторых, Systembolaget размещает эффективную социальную рекламу, направленную на снижение потребления алкоголя. В-третьих, компания разработала и выпустила на рынок мобильное приложение для частных лиц, позволяющее контролировать объемы выпивки без вреда для здоровья.

Сингапур — стартовая индустриализация. В этой азиатской стране, одном из самых богатых государств мира, госпредприятия сыграли ключевую роль на стадии создания первичной промышленности. Государственные компании, работающие в самых разных секторах, создавали первые хорошо оплачиваемые рабочие места, что стало стартом для развития экономики всей страны.

Госпредприятия компенсировали недостаток финансирования из частных фондов на фоне общей бедности страны, только получившей независимость. Пионерами госсектора стали компании морского транспорта, судостроения и ремонта судов, финансов. Госкомпании сыграли роль в поддержке развития малого бизнеса, так как они формировали альянсы с зарубежными компаниями, получали от них финансирование и вкладывали эти средства в развитие местной экономики.

Например, Сингапурская нефтеперерабатывающая компания выступила катализатором развития энергетической отрасли страны, а Нефтехимическая корпорация Сингапура открыла доступ государства на международный рынок углеводородов.

Индия — инноватизация страны. Оборот государственных предприятий этой страны, как ожидается, к 2020 году составит 1 триллион долларов (такие данные приводит Zinnov, международная консультационная фирма).

Индийский опыт интересен тем, что в этой стране госкомпании стали драйвером технологического обновления. Рост индийских госпредприятий происходит на фоне внедрения ими новых информационных технологий (например, облачных) и big data. Согласно отчету Zinnov рост индийских госкомпаний и их развитие в сфере информационных технологий сопровождаются повышением экологической ответственности и прозрачности.

40.png

Среди предприятий, у которых получается осуществить собственную модернизацию, — Индийские железные дороги, поставившие перед собой задачу полностью отказаться от бумажного оборота, и Государственный банк Индии (SBI).

Прогнозы и рекомендации

В современном мире государственные границы все меньше сдерживают экономическую кооперацию и движение капиталов, рабочей силы и технологий. В PwC уверены, что на этом фоне государственные предприятия будут играть все большую роль для реализации правительственных планов. Их влияние увеличится как на внутренних рынках, так и на глобальных.

Госпредприятия стали для многих стран институтом улучшения их позиций на мировом рынке, в том числе в долгосрочной перспективе. Правительства используют эту форму собственности, чтобы концентрировать финансовые, материальные и человеческие ресурсы, а также привлекать таланты. За счет этого — обеспечивать себе лучшие позиции на международных рынках.

Рост числа и объемов выручки госпредприятий — вызов для государственных менеджеров, как непосредственно управляющих этими структурами, так и представителей собственников (правительственных агентств и ведомств). Последним необходимо быть уверенными, что госкомпании достигают поставленные перед ними цели по прибыли, оставаясь социально ответственными и эффективными. Более того — необходимо обеспечить, чтобы госпредприятия стабильно создавали дополнительную общественную ценность для граждан.

Какие рекомендации в PwC дают менеджерам, руководящим госпредприятиями? Во-первых, такие компании должны иметь четкие и хорошо измеримые цели и задачи, привязанные к желаемым социальным результатам. Это поможет долгосрочному планированию, позволит выстроить баланс между прибыльностью и социальными функциями. Менеджмент предприятия и акционеры (государство) должны находиться в постоянном контакте: обновлять эти цели, корректировать их и измерять достигнутый прогресс.

Во-вторых, государству необходимо создать понятную, прозрачную и хорошо структурированную систему назначения руководителей госпредприятий, оценки качества их работы, выплаты компенсаций и премирования. Эта система должна быть привязана к миссиям предприятий, их целям.

Государству не рекомендуют держаться за те предприятия, которые больше не приносят социального результата, а смысл сохранения госконтроля над ними не ясен. Эксперты рекомендуют продавать их.

Если соблюдать эти правила, то госсектор может быть как катализатором развития экономики, так и производителем общественных ценностей. При этом не стоит забывать, что компании должны оставаться прозрачными и подотчетными, заключают в PwC.

Госпредприятия в КНР: какова настоящая роль?

Китай — крупнейшая экономика мира, в которой государственные структуры играют ключевую роль. Центральное правительство КНР, по данным ОЭСР, полностью контролирует 51 тысячу компаний. Их суммарная стоимость составляет 29,2 триллиона долларов, численность персонала превышает 20 миллионов человек. В Китае, кроме энергетического, коммунального и финансового секторов (что соответствует мировым тенденциям), государство активно присутствует в промышленности.

Роль государственных предприятий в индустриализации Китая — предмет спора экономистов. Во время активного роста китайской промышленности в конце XX века доля госсектора в выпуске промышленной продукции упала с 50 до 30%. Этот факт подтверждает, что именно развитие частного сектора стало драйвером экономики страны.

Однако существует и противоположная точка зрения. В конце 1990-х китайское правительство начало план приватизации, продавая малые и средние госпредприятия и сохраняя контроль над лидирующими конгломератами. Это и привело к снижению доли госсектора на рынке. Что касается эффективности, то именно государственные компании показывали больший рост, чем их частные аналоги.

Результат кризиса

Одним из факторов усиления госсектора в экономике стал финансовый кризис 2007 года. Тогда правительства многих развитых стран национализировали компании своей финансовой сферы. Так, на ипотечные агентства Fannie Mae и Freddie Mac, контроль над которыми получило правительство США, приходится не менее 5% совокупного дохода компаний из рейтинга Fortune Global 500.

К. В. ОВЧАРУК

 

 

 


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно