Версия для печати 1643 Материалы по теме
Создать новую модель контроля и определить стандарты

В конце мая — начале июня текущего года в Северной столице прошел Международный научно-практический форум «Государственный финансовый контроль как основа повышения качества и эффективности управления общественными финансами». Форум, организуемый Комитетом государственного финансового контроля Санкт-Петербурга, собирает на своей площадке специалистов по внутреннему государственному контролю из всех регионов РФ уже в четвертый раз. Председатель Комитета А. М. Жуков отметил, что «текущий год является особым, так мы начинаем практическую реализацию национальных проектов, которые определили основную повестку социально-экономического развития страны на ближайшие 5–6 лет».

Новая форма взаимодействия

Как отметил заместитель руководителя Федерального казначейства Э. А. Исаев на пленарном заседании форума, уже на протяжении почти века (в прошлом году контрольно-ревизионные органы России отметили свое 95-летие) контролеры и ревизоры работают по тем инструкциям и применяют те подходы, которые были разработаны и определены еще в советское время. Модель контроля построена таким образом, чтобы он обеспечивал выявление нарушения и соответствующее наказание. Эта задача выполняется — в 2018 году только силами контрольного блока Федерального казначейства выявлено порядка 25 тысяч нарушений на сумму более 2 триллионов рублей. С одной стороны, это говорит о качественном исполнении полномочий, с другой — о том, что такие негативные вещи, как нецелевое использование средств, неправомерные расходы и т. д., по-прежнему имеют место. «Поэтому сегодня наша первостепенная задача — предупреждение, вторая — пресечение, и уже потом выявление и наказание», — подчеркнул руководитель контрольного блока казначейства. — Такая модель контроля в настоящее время разработана Федеральным казначейством и направлена в Министерство финансов». Для перехода к новой модели Федеральное казначейство уже разработало карту рисков нарушений в финансово-бюджетной сфере, для чего была проделана масштабная работа по анализу ежегодных заключений Счетной палаты на отчет об исполнении федерального бюджета, информации о нарушениях по материалам Генеральной прокуратуры РФ, результатов анализа исполнения бюджетных полномочий органами внутреннего государственного финансового контроля регионов и муниципалитетов, итогов казначейского сопровождения.

25.png

Продолжая тему перспективной модели финконтроля, Исаев отметил, что в настоящее время определены новые формы взаимодействия Казначейства России и Счетной палаты РФ. Между ведомствами подписано дополнительное соглашение к соглашению об информационном взаимодействии в части организации сотрудничества при осуществлении государственного финансового контроля, разработаны предложения по схемам проведения совместных контрольных мероприятий, организована работа по синхронизации планов, а также обмену методическими документами. 28 мая текущего года руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин и председатель Счетной палаты РФ А. Л. Кудрин подписали двухсторонний приказ о создании рабочей группы по вопросам государственного финансового контроля, сопредседателями которой стали Э. А. Исаев и руководитель аппарата Счетной палаты О. Г. Савельев.

Во главу угла — стандарт

Об итогах четырнадцатого заседания рабочей группы по вопросам совершенствования внутреннего государственного муниципального финансового контроля Министерства финансов РФ, которое прошло накануне форума, рассказал заместитель Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России С. С. Бычков. В настоящее время главной целью рабочей группы является формирование предложений по созданию стандартов контрольной деятельности. В частности, на последнем заседании были рассмотрены и детально проанализированы проекты трех федеральных стандартов по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю (всего их будет семь), определяющих принципы контрольной деятельности, планирование контрольной деятельности и организацию контрольного мероприятия.

В ближайшее время помимо стандартов ВГ(М)ФК рабочая группа планирует рассмотреть и разрабатываемые Минфином России стандарты внутреннего финансового аудита. Стандарты же по осуществлению внутреннего финансового контроля разрабатываться не будут. Сегодня существует два отдельных бюджетных полномочия: по ВФК и по ВФА. Но законопроект, направленный на совершенствование внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и аудита, предполагает разработку стандартов только по аудиту. Эти стандарты будут утверждаться Министерством финансов РФ и станут едиными для бюджетов всех уровней. «Что касается ВФК, то эта функция была искусственно выделена из процедурного управленческого цикла деятельности ведомств, и формализация этой процедуры показала свою неэффективность», — отметил Бычков. Конечно, внутренний финансовый контроль был, есть и будет, но позиционироваться он должен как составная часть каждого из полномочий. В то же время ВФА как раз и должен быть нацелен на то, чтобы анализировать, как организовано каждое полномочие главного администратора, администратора бюджетных средств, насколько оно эффективно, надежно в плане защиты от рисков. «Поэтому базовое условие для повышения эффективности ВФА — это четкая регламентация его деятельности, четкое описание всех процедур. После принятия законопроекта предполагается принять восемь федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, определяющих принципы, основания и порядок организации ВФА», — сказал представитель Минфина России.

Автоматизация контроля

Начальник Управления по контролю в сфере контрактных отношений Федерального казначейства Е. А. Беликова рассказала о том, как автоматизирована контрольная деятельность посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок. К примеру, при планировании контрольных мероприятий контролеры казначейства стараются максимально ориентироваться на те или иные содержащиеся в ЕИС рисковые показатели, имеющие прямые или косвенные признаки наличия рисков в деятельности заказчика. То есть эти сведения об объемах экономии средств, исполненных и неисполненных контрактов, неконкурентных закупок, ранее выявленных нарушениях позволяют казначейству рейтинговать заказчиков для определения «перспективных» объектов проверки. И эту содержащуюся в ЕИС аналитику органы внутреннего государственного финансового контроля регионов и муниципалитетов могут использовать не только при осуществлении контроля в сфере закупок, но при любой другой проверке. Кроме того, поскольку ЕИС является открытой системой, при выявлении нарушения с помощью ее функционала можно увидеть и всю доказательную базу: конкретный план закупок, конкретное извещение и конкретный контракт. «В этом году мы уже сделали обзор нарушений и в ближайшее время будем выводить так называемые риск-ориентировки для органов госфинконтроля субъектов и муниципалитетов», — сказала Беликова.

27.png

В настоящее время выявляется много нарушений, связанных с некорректным формированием Н(М)ЦК. Это вызвано в том числе и тем, что практически ни в одной отрасли нет правил ценообразования. Поэтому на ближайшую перспективу казначейство ставит перед собой задачу по формированию таких правил. «И решение этой задачи мы также видим в автоматизации. Поскольку у нас есть система, которая содержит в себе реальные сделки, то есть данные об этих сделках можно использовать для формирования среднего ценника на ту или иную продукцию, причем в сопоставимых финансовых экономических условиях», — отметила начальник Управления Федерального казначейства.

Поделиться