25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4122 Материалы по теме
Если финансист ушел с работы, это не значит,  что он перестал работать

У журнала «Бюджет» много верных друзей. Наша дружба начинается в процессе подготовки материалов, во время конференций и командировок. Как правило, сначала это противоборство — финансистам всегда некогда, а журналистам всегда надо вчера, и чтобы мэр и губернатор непременно с маленькой буквы, и не важно, что в уставе с большой. Но всякая совместная деятельность неизменно сближает увлеченных своей профессией людей.
Так наши авторы, консультанты, эксперты, читатели становятся близкими друзьями, которых мы всегда помним, ценим и с которыми с удовольствием встречаемся и за рамками деловых мероприятий. Сегодня мы расскажем об одном из них — Татьяне Васильевне ГОЦКО, эксперте ИД «Бюджет», доценте Государственного социально-гуманитарного университета, кандидате экономических наук. 18 лет Татьяна Васильевна руководила Финансовым управлением Администрации городского округа Коломна (2000–2018).

— Татьяна Васильевна, ваш путь в муниципальные финансы начался с науки, в межотраслевой лаборатории Всесоюзного НИИ, находящейся в Коломне. Что входило в ваши обязанности?

— Основной моей задачей было изучение опыта научно-исследовательских институтов, подведомственных Министерству тяжелого машиностроения СССР, выявление лучшего и адаптация его к конкретным условиям, разработка нормативно-методических материалов и их дальнейшее внедрение.

Эта работа дала мне возможность глубже с научной точки зрения понять разработку и механизмы внедрения методических материалов. Происходило это в то время, когда стали применяться в том числе и программно-целевые методы. Например, мы, как эксперты Министерства тяжелого машиностроения СССР, при поддержке Госкомитета по науке и технике готовили нормативные материалы по программно-целевому планированию в сфере внедрения новой техники. Это были 1984–1992 годы.

— Потом вы перешли работать в банк.

— Мне было предложено возглавить филиал банка в Коломне. Работа в этой сфере помогла мне изнутри изучить и понять, как происходит движение денежных средств, какие здесь нюансы, проблемы. В период моей банковской карьеры дважды происходил обмен денежных средств (денежная реформа 1993 года и деноминация рубля 1997 года). Это огромное количество денег, кредиты, которые не всегда возвращали. И хотя эту работу спокойной назвать было нельзя, однако была она довольно сильно формализована, и в какой-то момент я начала понимать, что уже переросла ее, мне стало неинтересно.

— И вы ушли в муниципальные финансы?

— Да. В 1998 году глава Коломны Валерий Иванович Шувалов, с которым мы были знакомы несколько лет и довольно часто совместно решали вопросы развития города, предложил перейти на работу в администрацию. Я согласилась.

— И тут вы поняли, что муниципальному финансисту неинтересно или скучно не бывает?

— Скучно и неинтересно — это точно не про нашу работу. Финансисту нужно каждый день что-то изучать, оперативно реагировать на проблемы, решать сложные вопросы, причем каждый раз новые. Оставаться на одном месте абсолютно не получается, работа занимает все время.

— Назовите четыре главных качества финансиста.

— Первое — для финансиста нет ничего важнее соблюдения законов. Второе — интуиция, или, как сейчас говорят, логистическое мышление, у финансиста должна быть развита чрезвычайно. Ведь за обилием цифр только он может вовремя увидеть последствия принимаемых решений. В-третьих, это умение слушать и слышать людей и желание им помогать. В-четвертых, трудолюбие. Потому что финансист — это специалист, задействованный абсолютно во всех сферах жизни города или региона в силу того, что во всех этих сферах присутствуют деньги, за которые он отвечает.

Финансист должен постоянно быть в курсе всех дел, он должен все успевать, моментально вникать, стремительно реагировать. Нельзя забывать и о том, что финансисты — это люди, которые могут и вынуждены писать огромное количество методических материалов, которые сами же потом и реализовывают, параллельно выступая консультантом для контр­агентов.

— Специфика работы государственного и муниципального служащего, а тем более финансиста в том, что ему необходимо уметь моментально перестраиваться в моменты трансформации бюджетной системы. А это за последние 20 лет происходило неоднократно.

— Да, изменения происходили каждый год: где-то глобальные, а где-то довольно мелкие, но ни одного спокойного года я не помню. Из наиболее крупных — это реформа местного самоуправления 2003 года. Минфин Московской области включил меня от региона в состав экспертной группы по обсуждению тогда еще законопроекта, определяющего общие принципы организации МСУ. Города в этой работе очень активно участвовали — Коломна, Тольятти, Великий Новгород, Нахабино... С нами работали эксперты Совета Европы. Обсуждалось очень много острых вопросов, нас слышали, принимали во внимание наши аргументы.

Хочу отметить еще один очень важный момент: в тот период по всей стране были организованы курсы повышения квалификации для муниципальных служащих, издавали специальные книги. Обучали не только финансистов, но и работников других направлений. В рамках повышения квалификации проходили деловые игры, дискуссии, мы разбирали и анализировали различные нюансы, возникающие в процессе работы. И к моменту, когда вплотную подошли к выбору, на каком варианте лучше остановиться — на преобразовании муниципальных образований в городские округа или муниципальные районы, — люди были готовы к этому, были способны принимать осознанные решения и справляться с такой масштабной задачей.

— И Коломна отстаивала для себя формат городского округа?

— Да. Мы считали, что это оптимальный формат существования города, который позволяет наиболее эффективно решать вопросы в совокупности — как муниципального района, так и поселений. Время показало, что этот выбор был абсолютно обоснованным и верным.

Потом были законы № 94‑ФЗ и № 44‑ФЗ. И хотя, казалось, в этом случае финансисты занимаются исполнением уже принятых решений, на практике выходило, что на их плечи легло как методическое обеспечение, так и организация этой работы и консультирование. Надо сказать большое спасибо Союзу финансистов России (СФР) и его руководителю Надежде Сергеевне Максимовой, которая организовала сбор предложений от муниципалов. А когда финансисты начали осуществлять контроль всех этих процедур, именно поддержка СФР в значительной мере помогла решить и минимизировать существенную часть проблем.

К сожалению, со временем к рекомендациям финансистов с мест стали прислушиваться значительно меньше, и практика показала, что это приводит к негативным результатам. К примеру, на автономные учреждения распространяется Закон № 223‑ФЗ, а не № 44‑ФЗ. Закупки по 44‑ФЗ значительно сложнее, и учитывать в них не только ценовой, но и качественный критерий стали лишь в последние годы. Создание на базе казенных учреждений автономных могло бы решить эту проблему. Однако общего, законодательно закрепленного решения нет, и каждый муниципалитет вынужден изобретать свои способы выхода из ситуации, не всегда удачные и точно более трудозатратные и менее эффективные, чем в случае, если бы существовало общее правило.

Кадры сейчас тоже не успевают за законодательными новшествами. Для формирования муниципальных заданий, планов ФХД необходимы обученные специалисты, нужна система подготовки и переподготовки. Особенно на муниципальном уровне. Практика показывает, что проведение семинаров с участием областных специалистов и коллег из других регионов дает возможность внедрять новации более продуманно, взвешенно, позволяет избегать ошибок и более эффективно использовать имеющиеся ресурсы. И здесь хочу сказать огромное спасибо Союзу финансистов России и журналу «Бюджет», которые объединяют нас на своих площадках, где мы обсуждаем актуальные вопросы, ищем выходы из ситуаций, а также коллегам, которые не жалеют времени на обмен опытом, мозговые штурмы.

— Очень актуальный сейчас вопрос укрупнения, объединения муниципалитетов. Коломна этот процесс пережила.

— Сложностей при объединении, конечно, было очень много. Во-первых, сокращение штатной численности. Увольнять людей очень непросто, с моральной точки зрения в том числе. Кроме того, пришлось полностью менять нормативную базу. Для этого наш финорган провел мониторинг действующих на начало объединения нормативных правовых актов всех 11 муниципалитетов. Совместно с Федеральным казначейством мы сформировали дорожную карту, что позволило своевременно и четко определить наши совместные действия. Большая работа была проведена специалистами финоргана по своевременному открытию лицевых счетов учреждениям, так как в противном случае мог быть спровоцирован социальный взрыв. Мы работали практически днем и ночью, ведь нужно было оперативно открыть более 500 счетов.

Как правило, в каждом муниципалитете Московской области объединение проходит со своими особенностями, и Коломна не стала исключением. У нас были объединены 11 бюджетов — городского округа Коломна, Коломенского района и девять бюджетов поселений. Городской округ Коломна больше месяца не мог зарегистрироваться в Реестре участников и неучастников бюджетного процесса. Это было в начале 2018 года, когда заместитель руководителя Федерального казначейства Александр Юрьевич Демидов и начальник Управления развития информационных систем ведомства Наталья Васильевна Гвоздева персонально работали с Коломной, чтобы решить возникшую проблему. И хотя это нетипичный случай, он ярко показывает желание финансистов решать практически непреодолимые задачи.

— В процессе объединения профессиональное сообщество вас тоже поддерживало?

— Мы достаточно активно консультировались с коллегами. Пользуясь случаем, хочется отдельное спасибо сказать коллегам из Навашина, Подольска и других городов. Они помогали советами, делились опытом составления нормативных документов. Я ни разу не столкнулась с тем, что кто-то из них сказал «я вам не дам документ» или «это закрытая информация». Люди понимают важность и ценность профессиональной поддержки и готовы делиться знаниями. Все, несмотря на занятость, готовы помогать. Так же, как и я. Если нет времени сейчас, то перезвонить позже, поручить коллеге, но обязательно помочь. В этой профессии взаимовыручка — норма, ведь для финансиста главное — решить проблему.

Взаимодействуя в рамках СФР, Конкурса на лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами, Васильевских чтений, Уральских встреч, мы стали не просто коллегами, а настоящими друзьями, которые в трудный момент могут позвонить и поддержать, посоветовать. Финансисты — это сердце любого муниципалитета и региона. Они не просто так санкционируют платежи, формируют проекты бюджетов, проводят корректировки, прежде они изучают вопрос со всех сторон, ищут и находят пути решения, причем пути законные. Потому что для финансиста во главе угла всегда стоит закон и эффективность расходования средств.

— Отталкиваясь от тезиса о законности и эффективности, насколько финансисту тяжело находить общий язык с главами муниципальных образований, которые в немалой степени политики? Ведь политика — это далеко не всегда про эффективность.

— Мне повезло, что с главами своего муниципального образования, а я работала с двумя, общий язык неизменно находился. Даже при решении политических вопросов все равно удавалось прийти к консенсусу. Глава меня приглашал в кабинет и ставил проблему: «Есть такая-то задача, пожалуйста, найдите законные варианты ее решения». И решение находилось, не всегда сразу, не всегда просто, но находилось.

— В котором часу вы приходили на работу и уходили домой?

— Финорган начинал работать в 8 часов утра, а я приходила к 7. Этот час для меня был очень важен — я тратила его на то, чтобы посмотреть новинки законодательства, документы, которые не успела вдумчиво изучить вечером. Коллектив в большинстве случаев уходил вовремя, в 17–18 часов, но многие, как и я, брали работу домой. За вечер успевала что-то написать, найти решение какого-то особенно сложного вопроса, да и ночью могло прийти решение. Если финансист ушел с работы, это не значит, что он перестал работать.

— От домашних претензий не было?

— Нет, они понимали, что работа для меня — это часть смысла жизни. Сын всегда поддерживал. Да и не скажу, что семья так уж страдала. К примеру, с внуком мы много где побывали.

— Сейчас вашему внуку уже 12 лет, а, когда он был маленьким, вы рассказывали ему необычные сказки.

— Он никогда не любил традиционных сказок. Вечером звал меня и говорил: «Таня, расскажи сказку про бюджет». Сейчас очень жалею, что не записывала их. В формате сказки я ему объясняла, что такое доходы, как расходуется бюджет, почему в одном случае денег не хватает, а в другом, наоборот, излишки. Он очень такие сказки любил.

— В редакции журнала «Бюджет» до сих пор вспоминают, как несколько лет назад зимой мы чуть ли не всем коллективом неожиданно нагрянули в Коломну на экскурсию. Вы нас встретили и познакомили с городом. Нас тогда поразила ваша увлеченность историей Коломны. В том числе вы много рассказывали об истории бюджета города. Это ваше хобби — история?

— История для меня очень важна и интересна. В свое время мы поднимали архивные документы, изучали историю финансовых органов Коломны, и я горжусь тем, что удалось найти данные обо всех начальниках финоргана с 1930-х годов и до наших дней. Приходилось искать их родственников, потому что, например, в архивных документах за 1937 год упоминается только «товарищ Глазков». Мы находили потомков финансистов тех лет, и уже они рассказали, как звали их предков, за что те отвечали, что любили, как жили.

— Сейчас вы преподаете в Государственном социально-гуманитарном университете, читаете студентам анализ финансово-хозяйственной деятельности, аудит, экономику предприятия. И как вам по другую сторону баррикад? Вы теперь не работодатель, а готовите кадры для работодателя.

— Мне это интересно. Многое из программы в практической работе я использовала лишь отчасти и вскользь, поэтому сейчас приходится одновременно и самой осваивать новые направления деятельности, изучать много материалов. Да и сами студенты планку задирают — я поняла, что по старинке им преподавать нельзя. Сейчас они хотят знать не только теорию, они хотят знать, как эту теорию можно применить на практике.

— После 18 лет работы в бюджетной системе, причем в одном коллективе, все внезапно и сильно изменилось. Государственная и муниципальная служба такова, что многие отличные профессионалы, полные сил, при смене руководства уходят. Что делать, чтобы не потерять вкуса к жизни, как найти себя в новой реальности?

— Один из принципов тайм-менеджмента, о котором нам говорили еще в институте: научись делить свое время на работу и на отдых, иначе результата не будет. Я стараюсь.

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

 

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно