Версия для печати 358 Материалы по теме
Оптимизация не панацея

Ирина Юрьевна ЯРЦЕВА, заместитель мэра города Томска — начальник Департамента финансов администрации города, председатель правления секции АСДГ «Экономика и финансы», кандидат экономических наук

84.png

Недостаток собственных доходов в муниципальных образованиях, перегруженность финансовыми обязательствами, возникшими в силу решений, принятых вышестоящими органами власти, приводят к росту муниципального долга, несбалансированности и несамостоятельности местных бюджетов, не оставляют муниципальным образованиям средств для исполнения полномочий, возложенных на них Законом № 131‑ФЗ. Статья посвящена проблемам мобилизации доходов и финансирования полномочий в муниципальных образованиях Сибирского федерального округа.

Меры по обеспечению роста доходов

Только у одного из крупных городов СФО — Барнаула — отсутствует долговая нагрузка. Чего нельзя сказать о прочих городах, например с 2014 года у Новосибирска она возросла с 58 до 90%, у Омска — с 50 до 67%, у Кемерова — с 12 до 49%.

В последние несколько лет основными задачами, стоящими перед Томском, стали обеспечение роста доходов бюджета, его сбалансированности, эффективного расходования бюджетных средств и определение приоритетов расходования. С 2014 года в городе проводятся конкурсы на право заключения договоров на установку рекламных конструкций. За пять лет проведено 49 конкурсов, по результатам которых заключены договоры на установку и эксплуатацию почти 1,36 тысячи рекламных конструкций. Базовая ставка для расчета платы по договорам на установку и эксплуатацию данных сооружений за этот период увеличена в два раза: с 1,32 тысячи рублей за квадратный метр площади информационного поля конструкции в год до 2,63 тысячи рублей. Поступления увеличились на 43,9 миллиона рублей, или в 2,5 раза: с 28,9 миллиона рублей в 2013 году до 72,8 миллиона в 2018-м.

Базовая ставка по договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда с 2014 года увеличена более чем в два раза — с 2,74 до 6,15 рубля за квадратный метр общей площади жилого помещения. В результате поступление платы за наем жилых помещений возросло в 2,5 раза, или на 14,6 миллиона рублей: с 9,9 миллиона рублей в 2013 году до 24,5 миллиона в 2018-м.

Поэтапно с 2015 года увеличивалась цена продажи земельных участков собственникам зданий, расположенных на этих участках. В 2014 году выкупная стоимость была установлена в диапазоне между 1,5 и 15% кадастровой стоимости земельного участка (в зависимости от назначения строения). К 2018 году диапазон выкупной стоимости составил от 10 до 100%. Например, для земельных участков, занятых объектами коммерческого и промышленного назначения, цена выкупа увеличилась с 15 до 100% от их кадастровой стоимости. В результате доходы от продажи земельных участков без проведения торгов возросли в 2,3 раза: с 61 миллиона рублей в 2014 году до 140,2 миллиона в 2017-м. В 2018 году поступления составили 99,4 миллиона рублей, рост по сравнению с 2014 годом — в 1,6 раза.

В настоящее время в целях стимулирования процесса выкупа земельных участков Думой города Томска принято решение, предусматривающее на 2019 год снижение на 49% выкупной цены земельных участков под объектами производственного, административного, коммерческого назначения. Также документ предписывает с 2020 года поэтапное повышение выкупной цены всех земельных участков, расположенных на них зданий, строений, сооружений при продаже их собственникам.

Были пересмотрены льготные категории по земельному налогу. С 2015 года отменены льготы по уплате земельного налога учреждениям, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета города, а с 2018 года — учреждениям, финансирование которых осуществляется за счет средств областного бюджета. В итоге поступления земельного налога за период 2014–2018 годов увеличились в 1,7 раза — с 651,8 миллиона рублей до 1,132 миллиарда.

С 2015 года на местном уровне были пересмотрены ставки налога на имущество физлиц, в среднем они увеличились в 1,5 раза. Кроме того, в результате изменений в федеральном законодательстве произошло значительное сокращение количества и видов объектов, по которым предоставляется льгота. Министерством экономического развития РФ на 2015 год был установлен коэффициент-дефлятор в размере 1,147 к определенной по состоянию на 1 января 2012 года инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества. Все это способствовало увеличению в 2,2 раза поступлений данного налога в бюджет города Томска — с 268,5 миллиона рублей в 2015 году до 581,8 миллиона в 2018-м.

С начала 2016 года вступил в силу порядок определения цены за право заключения договоров о размещении нестационарных торговых объектов. Согласно ему и в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов города проходят аукционы по продаже права на заключение указанных договоров. В результате за период 2016–2018 годов данные поступления принесли в бюджет города 46,1 миллиона рублей. В 2018 году было получено 17,3 миллиона рублей. Рост по сравнению с 2016 годом — в 1,2 раза.

По договорам аренды муниципального имущества и земельных участков, расположенных в границах городского округа, с 2017 года введена ежегодная индексация на индекс потребительских цен к установленному размеру арендной платы. В результате в 2017–2018 годах поступления по сравнению с 2016 годом возросли в 1,1 раза, или на 38,9 миллиона рублей.

Проблема старинных городов

В Томске, как и в ряде других старинных городов, в границах которых расположены исторические поселения, существует проблема, связанная с ветхим состоянием зданий, относящихся к муниципальному жилищному фонду. Для привлечения средств на восстановление объектов культурного наследия и деревянного зодчества установлены льготные ставки арендной платы за муниципальное имущество и земельные участки арендаторам-инвесторам, которые вкладывают свои средства в выполнение работ по сохранению муниципальных памятников истории и культуры.

По состоянию на 1 января 2019 года в аренду передано 18 объектов деревянного зодчества. По восьми объектам арендаторам, разработавшим проектную документацию на проведение работ по сохранению арендуемого объекта, на срок, необходимый для проведения работ (но не более чем на два года), установлена льготная арендная плата в размере 10% от первоначального размера годовой арендной платы, определенной по результатам торгов. После выполнения ремонта, реконструкции или консервации объекта деревянного зодчества арендная плата будет составлять для них 1 рубль в год в течение 49 лет. Также для арендаторов-инвесторов, осуществляющих работы по ремонту и сохранению объектов деревянного зодчества и культурного наследия, при условии выполнения всех обязательств по договору аренды имущества устанавливается льготный понижающий коэффициент 0,001 к арендной плате за земельные участки под указанными объектами.

Демотивация

В результате всех предпринятых в городе мер за период 2014–2018 годов прирост налоговых и неналоговых доходов бюджета составил 24,3%: с 5,765 миллиарда рублей до 7,163 миллиарда (рисунок 1). При этом хотелось бы отметить, что, несмотря на достигнутые результаты по наращиванию доходного потенциала, органами вышестоящей власти город никак не был поощрен.

Более того, у эффективного муниципального образования, достигшего наибольших результатов по увеличению собственного доходного потенциала, есть риск столкнуться с отрицательными межбюджетными трансфертами. То есть с субсидиями, перечисляемыми в бюджет субъекта из тех местных бюджетов, у которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы превышали пороговый уровень, установленный законом субъекта РФ.

Рост безвозмездных поступлений

По безвозмездным поступлениям из вышестоящих уровней бюджетов наблюдается рост поступлений в бюджет города. В 2014 году их доля составляла 56%, в 2018-м — 56,2%. Это связано с тем, что в результате изменений, внесенных в БК РФ, с 2014 года бюджетам городских округов с 20 до 15% уменьшен норматив отчислений по налогу на доходы физлиц. С этого же периода субъект РФ перестал устанавливать городу дополнительные нормативы отчислений по данному налогу.

В итоге норматив отчислений по НДФЛ снизился с 34,19% в 2013 году до 25% в 2014–2018 годах, и Томск стал получать дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности. За период с 2014 по 2018 год данная дотация увеличилась на 45,2% — с 466,4 миллиона рублей до 677,3 миллиона. Прирост безвозмездных поступлений в 2018 году по сравнению с 2014-м составил 24,1% — с 7,562 миллиарда рублей до 9,385 миллиарда.

Структура расходов

Расходы бюджета Томска в 2018 году составили почти 16,3 миллиарда рублей, в том числе расходы без учета предоставленных межбюджетных трансфертов — 7,91 миллиарда рублей (рисунок 2). В структуре расходов основную долю — около 5,97 миллиарда рублей, или 75,5%, — занимают расходы на выплату заработной платы (почти 2,66 миллиарда рублей, или 33,6%); обеспечение деятельности муниципальных учреждений (за исключением расходов на оплату труда) (около 1,83 миллиарда рублей, или 23,1%); капитальный ремонт и строительство объектов, имеющих первоочередную значимость, в том числе на исполнение муниципальных контрактов, которые заключены в предыдущие годы (791,8 миллиона рублей, или 10%); оказание социальной поддержки гражданам (455,8 миллиона рублей, или 5,8%); обслуживание муниципального долга (233,8 миллиона рублей, или 3%).

Одним из приоритетных направлений расходования средств бюджета в Томске с 2014 года стали расходы на ремонт автомобильных дорог. Ежегодно из местного бюджета на эти цели выделялось не менее 300 миллионов рублей: в 2014 году — 335,5 миллиона рублей, в 2015-м — 321,3 миллиона, в 2016-м — 351,6 миллиона, в 2017-м — 593 миллиона, в 2018-м — 796,9 миллиона. Причем для приведения улично-дорожной сети в нормативное состояние потребуется выделение не менее 300 миллионов рублей ежегодно в течение последующих десяти лет.

Город тратит существенные деньги и на уличное освещение. В 2014 году на это израсходовано 121,6 миллиона рублей, в 2015-м — 127,7 миллиона, в 2016-м — 140,1 миллиона, в 2017-м — 145,5 миллиона, в 2018-м — 183,3 миллиона. Для обеспечения функционирования сетей наружного освещения города в соответствии с нормативными требованиями необходимо выделение не менее 200 миллионов рублей ежегодно. По итогам 2018 года 72,4% улиц, проездов и набережных города обеспечены освещением.

Озеленение территории города также отнесено к разряду приоритетных задач. На эти цели в 2014 году израсходовано 82,9 миллиона рублей, в 2015-м — 56,1 миллиона, в 2016-м — 66,2 миллиона, в 2017-м — 94,3 миллиона, в 2018-м — 114,8 миллиона. Для проведения системы мероприятий, обеспечивающих сохранение и развития зеленого фонда, необходимого для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды постоянно развивающейся городской территории, требуется выделение не менее 100 миллионов рублей ежегодно. По итогам 2018 года уровень озелененности города составил 32%.

В Томске 68 детских садов и 67 школ, и их необходимо поддерживать в рабочем состоянии. В год мы ремонтируем не менее четырех объектов, а также осуществляем обустройство прилегающих к ним территорий.

Сейчас в некоторых районах города есть дефицит тепловой энергии, который вызван по большей части удаленностью объектов индивидуального жилищного строительства от источников централизованного энергоснабжения. Для решения данной проблемы необходимо повысить уровень газификации районов муниципального образования.

По состоянию на 1 января 2019 года 615 многоквартирных домов Томска признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Из них 520 домов нуждаются в расселении. Общая потребность в финансировании расходов на расселение превышает 10 миллиардов рублей.

Еще одна проблема города — техническое состояние парка пассажирского электротранспорта. Средний процент износа трамваев и троллейбусов — 85%. С учетом требований безопасности, масштабов пассажиропотока, параметров маршрутной сети необходимо ежегодно в течение трех лет приобретать восемь трамваев и 31 троллейбус. Общая стоимость такого количества подвижного состава — почти 2,6 триллиона рублей. Для обновления парка пассажирского электротранспорта Администрация Томска через Ассоциацию Сибирских и Дальневосточных городов обратилась в Минпромторг России с просьбой о рассмотрении возможности предоставления муниципальным образованиям беспроцентной рассрочки на долгосрочный период, включив данное мероприятие в госпрограмму «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Муниципальный долг

Для поддержания в более или менее надлежащем состоянии улично-дорожной сети, инженерной инфраструктуры, зданий школ, детских садов бюджет Томска мы вынужденно утверждаем с предельным уровнем дефицита, наращивая муниципальный долг. С 2014 по 2018 год муниципальный долг увеличился на 9,6%. Его доля в доходах бюджета без учета объема безвозмездных поступлений на 1 января 2019 года составила 47,4%, или более 3,39 миллиарда рублей (рисунок 3). Предложение администрации города о предоставлении бюджетам муниципальных образований кредитов из федерального бюджета на погашение сложившегося долга с рассрочкой погашения основного долга на 30 лет Минфин России не поддержал.

С 2014 года мы ежегодно разрабатываем и утверждаем план мероприятий по повышению эффективности (в том числе оптимизации) бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики города. План предусматривает проведение различных мероприятий по таким направлениям, как повышение качества управления муниципальными финансами, оптимизация бюджетной сети и повышение качества оказания муниципальных услуг муниципальными учреждениями, совершенствование долговой политики и обеспечение исполнения бюджета.

За период 2014–2018 годов общая сумма оптимизации расходов бюджета города составила почти 2,42 миллиарда рублей, в том числе экономия от проведения конкурсных процедур — 511,6 миллиона рублей. Кроме того, благодаря реализации комплекса мероприятий, направленных на сокращение расходов на обслуживание муниципального долга, в 2018 году их удалось сократить на 34%, или на 120,7 миллиона рублей по сравнению с первоначально утвержденным планом. Всего за период 2014–2018 годов благодаря эффективному управлению муниципальным долгом расходы на его обслуживание были сокращены на 586,1 миллиона рублей.

В 2019 году работа по повышению эффективности, и в том числе оптимизации, бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики продолжается. В целях получения дополнительных источников доходов для местных бюджетов и повышения бюджетной обеспеченности органов МСУ администрация города подготовила законодательную инициативу по внесению изменений в БК РФ. Она предусматривает в том числе наделение муниципальных образований наряду с Российской Федерацией и ее субъектами правом размещать бюджетные средства на банковские депозиты и предоставление права финансовому органу муниципального образования осуществлять внутренние заимствования от имени муниципального образования. Пока же мы вынуждены констатировать, что в действующих условиях, учитывая объем налоговых и неналоговых доходов, полученных в 2018 году, ориентирование бюджета муниципального образования на развитие территории практически невозможно.

Комфортный город

Для благоустройства города Администрация Томска активно привлекает внебюджетные средства. За четыре года от городских меценатов поступило 400 миллионов рублей. К примеру, в прошлом году была благоустроена главная площадь города — Новособорная, и сделано это было практически полностью на средства спонсоров. Это не просто вложения, это капитал доверия власти.

В 2017 году в Томске, как и в других городах страны, был запущен федеральный проект «Формирование комфортной городской среды». В рамках данного проекта в 2017 году были привлечены средства федерального и областного бюджетов в сумме 160,9 миллиона рублей, местного бюджета — 0,8 миллиона рублей. В 2018 году объем межбюджетных трансфертов составил 194,5 миллиона рублей, средства местного бюджета — 1 миллион рублей. Жители города также не остались в стороне и в 2017 году вложили в благоустройство дворов 0,1 миллиона рублей, в 2018 году — 0,5 миллиона рублей.

В 2018 году Администрация Томска провела голосование по отбору общественных пространств, предложенных жителями города для благоустройства. Большинство голосов набрали четыре территории, сейчас они уже приведены в порядок. Но главное, что нам удалось сделать, — это изменить подход к благоустройству. Задача власти — не просто освоить средства, а создать для людей среду обитания, в которой они и их дети будут действительно комфортно жить долгие годы.

Поделиться