Версия для печати 336 Материалы по теме
Цифровая трансформация:  от внедрения ИТ-решений  до повышения эффективности госуправления

В условиях новой цифровой реальности трансформация государственного управления становится неизбежной. Платформа государства — это открытость и доступность информации о деятельности государственных органов, взаимодействие гражданина и государства в электронном виде, принятие управленческих решений на основе анализа данных. О новых технологиях госуправления говорили в Сочи на VIII Всероссийской конференции по эффективным технологиям государственного управления «Цифровая трансформация государственного управления». В мероприятии, организованном Компанией БФТ, приняли участие более 70 представителей региональных и муниципальных органов власти из 26 регионов, а также эксперты федеральных ведомств.

На конференции обсудили задачи цифровизации, которые напрямую отражены в указе главы государства № 204. Эксперты отмечают, что для достижения поставленных целей администрациям субъектов РФ и органам МСУ необходимо перейти на новое качество государственного менеджмента, основанное на цифровых моделях управления процессами и данными. Н. Ю. Зейтениди, коммерческий директор Компании БФТ, в своем докладе представила целевую инфраструктуру цифрового региона в сфере госфинансов и рассказала, какие эффекты получится достичь при ее внедрении:

1. Полный отказ от бумажного документооборота и перевод всех процессов в цифровую форму. При этом доступ к данным разграничен, а каждый участник процесса отвечает за свой участок обработки информации. Такой подход позволяет обеспечить сбор, хранение, упорядочивание и обработку всех необходимых данных.

2. Бесшовное взаимодействие всех региональных систем обеспечивает доступ к сведениям, которые они содержат. А функционирование всей ИТ-инфраструктуры региона осуществляется на основе единых норм и правил.

3. Информационные технологии дают возможность минимизировать влияние человеческого фактора и максимально увеличить открытость данных. Таким образом, повышается уровень доверия к органам исполнительной власти.

4. Оперативные данные, характеризующие процессы управления общественными финансами, поступающие в реальном времени, позволяют принимать верные управленческие решения.

Н. Ю. Зейтениди не только описала общую картину комплексной интегрированной системы управления регионом, но и рассказала о ее конкретных элементах. Это информационное взаимодействие по технологиям ESB (на ней в том числе построена интеграция с бухгалтерскими системами), электронный архив и единая нормативно-справочная информация региона на технологиях MDM. «Формируя единое информационное пространство региона, мы интегрируем данные и предоставляем инструменты работы с ними. Это обеспечивает платформу для реальной цифровизации — автоматического принятия управленческих решений на основании данных», — подчеркнула эксперт.

На конференции с докладами выступили представители федеральных ведомств. Эксперт Минфина России рассказал о подходах к реализации Концепции повышения эффективности бюджетных расходов на 2019–2024 годы, а также о региональном аспекте реализации национальных проектов. Представители Федерального казначейства поделились с участниками конференции информацией о дальнейшем совершенствовании единого портала бюджетной системы РФ, автоматизации контроля в сфере закупок, новациях контрактной системы в сфере закупок и направлениях развития ЕИС в рамках федеральных законов № 44‑ФЗ и 223‑ФЗ, в том числе в части формирования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Особое внимание на конференции было уделено региональным практикам по управлению общественными финансами и развитию цифровых технологий. Так, заместитель начальника Управления исполнения бюджета, отчетности и информационного обеспечения бюджетного процесса Комитета финансов Волгоградской области С. В. Березкин рассказал об опыте создания и развития ГИС «Электронный бюджет Волгоградской области» (ГИС ЭБ ВО).

ГИС ЭБ ВО создана в 2014 году путем интеграции региональной информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Волгоградской области с существующими системами планирования и исполнения бюджета региона. А в 2016 году в ГИС ЭБ ВО была включена подсистема централизованного бюджетного учета и отчетности. В настоящее время в регионе в подсистемах исполнения бюджета и управления закупками работают более 500 региональных и более двух тысяч муниципальных учреждений.

Н. Г. Лукьянова, заместитель председателя Комитета финансов Санкт-Петербурга, рассказала коллегам о партисипаторном (инициативном) бюджетировании — участии жителей в реализации местных инициатив и распределении бюджетных ресурсов. В частности, она подробно остановилась на вкладе инициатив граждан в развитие мегаполиса на примере проекта «Твой бюджет». Проект дает жителям Санкт-Петербурга возможность напрямую участвовать в распределении городского бюджета. Петербуржцы могут проявить активность и предложить свои идею на портале tvoybudget.spb.ru по развитию городской среды, повлиять на эффективность расходования бюджетных средств и повысить качество жизни в городе. За 2019 год портал собрал уже более 7,2 тысячи участников и более 7,6 тысячи идей.

Заместитель начальника отдела автоматизации Министерства финансов Пермского края Е. Ш. Назаретян поделилась опытом по переходу на электронные соглашения по государственным заданиям учреждений и межбюджетным трансфертам. Край ведет учет всех видов соглашений (о порядке предоставления субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, о предоставлении субсидии на иные цели, по межбюджетным трансфертам в электронном виде в системах «АЦК-Планирование» и «АЦК-Финансы»). В результате осуществляется контроль своевременности заключения соглашений и гарантируется получение оперативной отчетности по ним. Кроме того, автоматизирован процесс постановки на учет бюджетных обязательств по заключенным соглашениям, ведется мониторинг достижения целевых показателей соглашений по межбюджетным трансфертам.

В рамках конференции команда экспертов Компании БФТ представила целый ряд новых и обновленных решений. Были подробно рассмотрены информационно-аналитические инструменты в госуправлении, вопросы развития межсистемного взаимодействия региональных и информационных систем — централизация нормативно-справочной информации региона («БФТ.ЕНСИ») и архив электронных документов («БФТ.е-Архив»), информационное взаимодействие систем исполнения бюджета с системами бухгалтерского учета. Участникам было представлен новый инструмент поддержки общественных инициатив и вовлечения граждан в развитие городской среды — портал «БФТ.Решаем вместе», автоматизирующий инициативное бюджетирование. Кроме того, команда БФТ рассказала о взаимодействии продуктов линейки АЦК с операторами СЭДО, автоматизации процесса формирования и ведения соглашений, а также о финансовом обеспечении учреждений и практических аспектах определения обоснованных нормативов затрат учреждений.

В промежутках между сессиями все участники имели возможность познакомиться с решениями Компании БФТ.

Поделиться